7 ноября 2022, 10:00

6 ноября своё 45-летие отметил Ташкентский метрополитен – первый метрополитен, построенный в Центральной Азии.

Сегодня Ташкент – это современная столица Узбекистана, в которой практически не осталось древних архитектурных достопримечательностей, какими может похвастаться Самарканд, Хива или Бухара. Но и здесь, в самом густонаселенном городе Центральной Азии, есть свои достопримечательности. Одной из них является метрополитен.

Сегодня метрополитен Ташкента состоит из 4 линий общей протяжённостью 59 км с 43 станциями

Метро Ташкента – надёжный, удобный и востребованный вид городского пассажирского транспорта. Это уникальный по многим инженерно-техническим решениям транспортный комплекс с оригинальным и самобытным архитектурно-художественным оформлением станций.

Станция «Мустакиллик Майдони» (архитектор Лев Попов)

Ташкентский метрополитен – старейший в Центральной Азии. Его проектирование началось ещё в конце 1960-х годов, когда население города превысило миллион человек. Ташкент стремительно рос и расширялся: в процессе ликвидации последствий землетрясения 1966 года стали появляться новые микрорайоны и города-спутники. В течение нескольких лет население города увеличилось почти в полтора раза, а площадь городской территории стала больше на треть. Одной из основных задач стало налаживание и развитие надёжной транспортной связи между центром города и новыми районами.

Станция «Бодомзор»

26 сентября 1967 года на республиканском уровне было утверждено постановление «О проектировании и строительстве метрополитена в Ташкенте», а в ноябре 1972 года тоннельный отряд №2, восстанавливающий город после землетрясения, приступил к сооружению строительных площадок первых станций.

Станция «Чиланзар»

В проектировании и сооружении метро помогали специалисты из Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси и Баку. Строительство велось преимущественно открытым способом. Основная часть трассы пускового участка линии прошла под самым широким в городе проспектом Дружбы Народов, что, безусловно, облегчило задачу строителей. Однако были и сложные моменты, особенно при строительстве тоннеля под каналом Боз-Су, когда строители столкнулись с большим количеством подземных речек и грунтовых вод – пришлось прокладывать тоннели на несколько метров ниже первоначально запланированного уровня.

Станция «Гафура Гуляма»

Торжественный митинг, посвящённый открытию Ташкентского метрополитена, состоялся 6 ноября 1977 года – накануне очередной годовщины Октябрьской Революции. А уже на следующий день ровно в 5 часов утра поезда с пассажирами начали курсировать между станциями «Сабир Рахимов» и «Сквер Амира Темура». Первый участок первой линии Ташкентского метрополитена протяжённостью 12,2 км с 9 станциями связал центр города с самым крупным жилым массивом Чиланзар и Центральным автовокзалом города. Вторая очередь первой линии (получившей название Чиланзарская), была запущена в 1980 году.

Станция «Новза»

Первая очередь Узбекистанской линии была введена в эксплуатацию в 1984 году, а достроена в 1992 году. За годы независимости Узбекистана была спроектирована и сдана в сентябре 2001 года первая часть Юнусабадской линии (6 станций), а 30 августа 2020 года к ней добавились ещё 2 станции. При строительстве этой линии впервые были применены новые технические и технологические решения, а для архитектурно-отделочных работ и художественного оформления станций были применены как традиционные материалы (гранит и мрамор), так и современные – стекло, металл и керамика.

Станция наземной Кольцевой линии

30 августа 2020 года была запущена первая очередь (7 станций) наземной Кольцевой линии, а 26 декабря 2020 года открылся Сергелийский радиус Чиланзарской линии с пятью станциями.

Станция наземной Кольцевой линии

Сегодня Ташкентский метрополитен состоит из четырёх линий общей протяжённостью 59 км с 43 станциями (из которых: 31 подземная, 9 надземных и 3 наземных). Метро работает с 5 утра до полуночи, а в праздничные дни работа продлевается до 4 часов утра. В настоящее время среднесуточная перевозка составляет более 250 тысяч пассажиров. Четырёхвагонные составы обслуживают два электродепо («Чиланзар» и «Узбекистан»).

Станция «Космонавтлар»

Осенью 2019 года на всех станциях заработал бесплатный Wi-Fi. В октябре 2020 года начался постепенный отказ от оплаты проезда на основе жетонов, а с 1 ноября в метрополитене Ташкента возможна оплата только бесконтактным способом: через единые транспортные карты «ATTO», через банковские карты с чипом NFC (HUMO), а также с помощью одноразового билета с QR-кодом.

Панно на станции «Космонавтлар»

Все станции Ташкентского метрополитена имеют свой неповторимый архитектурный облик. Немаловажную роль в дизайне станций играет освещение, которое на одной станции создает атмосферу праздничного бального зала, а на другой заставляет почувствовать себя в таинственных катакомбах. Каждая станция – это отдельная достопримечательность Ташкента. Наверно потому жители города так часто видят изумленные лица туристов и гостей столицы из других регионов Узбекистана, увлеченных этим подземным миром.

Станция «Алишера Навои»

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о