18 октября 2020, 10:00

Как правило, архитекторы создающие проекты станций метро, успешно работали и над проектированием других объектов, с метрополитеном не связанных – они строили жилые дома и общественные здания, железнодорожные вокзалы и аэропорты, мосты и парки. Но были среди них и те, кто посвятил своё творчество исключительно созданию шедевров подземной архитектуры. Об одном из таких творцов, пожалуй, самом известном советском архитекторе-проектировщике, создавшем немало наземных и подземных объектов для метрополитенов сразу нескольких городов, мы сегодня и расскажем.

Архитектор Лев Попов

Лев Николаевич Попов родился 18 марта 1932 года. В 1965 году он окончил Московский архитектурный институт. Работая в институте «Метрогипротранс», Лев Попов стал автором одних из самых красивых и запоминающихся станций метро 70-80-х годов прошлого века. Его называют не только классиком московского метро, но и одновременно архитектором-новатором, который всегда был на шаг впереди. Однако его часто ругали и критиковали за авангардистские проекты. Сам Лев Попов, как и многие его коллеги – архитекторы, работавшие в то время в «Метрогипротрансе», – считал себя учеником великого советского архитектора Алексея Николаевича Душкина. Действительно, развивая и переосмысливая принципы архитектуры, реализованные Душкиным, Лев Попов создал свой неповторимый творческий стиль.

В первоначальном варианте вестибюля станции «Тургеневская» гораздо более отчетливо проявляется мастерство работы архитектора Льва Попова со светом

В эпоху сборного железобетона, Лев Попов одним из первых обратился к возможностям монолитного железобетона. В начале 1970-х годов, архитекторы и инженеры «Метрогипротрансе» пристально рассматривали возможность проектирования односводчатых станций. Несколько станций-односводов в середине 1970-х годов построили в Харькове. В Москве первой подобной станцией (после станции «Аэропорт», построенной ещё в довоенный период), стала «Сходненская». Льву Попову удалось спроектировать лёгкую, воздушную, просторную станцию без колонн. Свод, декорированный выступающими квадратными модулями, на «Сходненской» прорезан световыми кессонами, что стилистически разительно отличает её от односводчатых станций харьковского метро, освещённых люстрами. Лев Попов определял метро как «мир без окон», а архитектура «Сходненской» – это попытка трактовать свод станции как светопрозрачную конструкцию, сквозь которую в метро попадает дневной свет. Подобным образом была решена станция «Бабушкинская» и более поздние станции-односводы московского метро, спроектированные уже другими авторами.

Реализованный проект станции «Бабушкинская» Калужско-Рижской линии (арх. Владимир Клоков и Лев Попов, 1970-е годы)

Одновременно Лев Попов работал над станцией «Площадь Ильича», достаточно брутальной, в духе модернизма, с кубическими пилонами и куполами в проходах между ними. Ещё одна работа Льва Попова в те годы – станция «Орехово». Колонная станция мелкого заложения впервые за многие годы стала не типовой, а лишь основанной на типовом проекте. Прямое перекрытие центрального зала станции здесь заменено куполами, которые сначала предполагалось собирать из полукупольных сегментов, однако в итоге было принято решение по созданию уникальной опалубки и сооружению куполов из монолитного железобетона. Для этого использовалась специальная крановая техника, лебёдки и домкраты, которые позволяли перемещать, опускать и поднимать опалубку, выставлять её по проектному уровню. Всего было сделано 27 заходок. Квадратные люстры и квадратные подвесы навигации подчеркивают ритмичность и диалог архитектурных форм подземного зала станции.

Колонная станция мелкого заложения «Орехово» впервые за долгие годы стала не типовой, а лишь основанной на типовом проекте

В это время окончательно формируется творческий почерк архитектора – метод, который сам Лев Попов называл «архитектурой светоформ». Его основой является синтез пластики свода и скрытого освещения, сочетание, благодаря которому и возникают «светоформы», подобные световым раковинам. В 1983 году открылась построенная по проекту Льва Попова станция «Нахимовский проспект». Как «Кропоткинская» в творчестве Алексея Душкина, так и станция «Нахимовский проспект» стала программной работой архитектора Льва Попова. Здесь нашёл отражение авторский метод и архитектурный язык, который на последующих станциях архитектора будет оттачиваться. Именно здесь впервые появились ниши в форме овоидов. Такие подсвеченные ниши сложной яйцеобразной формы Лев Попов считал наиболее удачной метафорой рождения света в подземном пространстве. Мрамор в отделке пола и стен в сочетании с освещением дают своеобразные перламутровые тона пространству станции. В каждом последующем проекте Лев Попов старался по-новому трактовать этот приём.

Проект станции «Нахимовский проспект». Перспектива центрального зала.
(Арх. Лев Попов, Владимир Волович, Владимир Клоков, Галина Мун, 1983 год)

В середине 1980-х годов ещё две станции были возведены по проекту Льва Попова: «Боровицкая» в Москве и «Московская» в Праге. Здесь овоиды расположены у основания свода – архитектор стремился создать эффект «светового распора», «дополнительного напряжения в нишах при опирании свода». Станция «Боровицкая» в своих очертаниях, кирпичном декоре и форме пилонов несёт переплетение тем Кремля и Большого Каменного моста, сочетания «старого» и «нового» в жизни города и страны.

Проект станции Moskevska в Праге

В работе над проектом станции «Московская» в Праге (в 1990 году была переименована в «Anděl») Лев Попов попытался перенести в другую страну специфику станций Московского метрополитена: залитый светом свод, очертания и материалы. Но станция вышла и очень передовой: впервые были применены стеклопластиковые панели водоотводящего зонта, фасонные секции с овоидами, изготовленные по чертежам Льва Попова, которые можно назвать новым типом светильника.

Станция «Anděl» (до 1990 года – «Московская») в Праге

В момент открытия многое отличало «Московскую» от любой станции московского метро, зато сейчас эта пражская станция воспринимается как что-то очень привычное и узнаваемое. Станция, которая задумывалась как пример дружбы и сотрудничества городов, превратилась в символ московской архитектуры, расположенный в сердце Европы.

Станция «Площадь Гарина-Михайловского» Новосибирского метрополитена

В 1984 году в Новосибирске открылась построенная по проекту Льва Попова станция «Площадь Гарина-Михайловского». Проект стал развитием темы купола, применённой на станции московского метро «Орехово». «Площадь Гарина-Михайловского» расположена у главного вокзала, таким образом, станция является своеобразной визитной карточкой Новосибирска и также символом связи двух городов.

Станция «Мустакиллик майдони» в метрополитене Ташкента

Также Лев Попов участвовал в проектировании станций метро в Баку (станция «Гянджлик», 1967 год) и в Ташкенте (станция «Мустакиллик майдони», 1977 год). Идеи Льва Попова изменили образ станций метро, включив в структуру свода свето-пластические элементы, ставшие основой их художественного образа. Его творческий метод оказал значительное влияние на проекты многих станций московского метро в 1990-х – 2000-х годах. Идеи, заложенные им в «Нахимовском проспекте» и «Боровицкой», нашли своё развитие на станциях «Отрадное» и «Римская». А последней станцией Льва Попова стала «Достоевская», открытая уже после смерти архитектора.

Станция «Достоевская», построенная по проекту Льва Попова, открылась уже после его смерти

В материале использована заметка о Льве Попове, подготовленная Юрием Дубровским.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о