30 октября 2021, 10:00

В апреле 1932 года по Джаджурскому перевалу Закавказской железной дороги следовал тяжело гружённый товарный состав. Шли испытания. Советский тормоз конструкции Ивана Матросова соревновался с новейшим американским тормозом марки Lu Джорджа Вестингауза. На самом крутом спуске поезд начал опасно набирать скорость. И «американец» не выдержал – «истощился». А неистощимый тормоз Матросова успешно провёл тяжеловесный состав до Санаина. Так на международном уровне было доказано, что тормоз конструкции Матросова – лучший в мире. Но сначала изобретателю пришлось это доказывать у себя на родине.

Изобретатель Иван Матросов

Иван Константинович Матросов родился 16 (28) июня 1886 года в селе Малые Соли – сейчас это Некрасовский район Ярославской области. Работал слесарем, а затем с 1905 по 1916 год – машинистом поезда в депо Рыбинск. Тогда поезда останавливали вручную, для чего в каждом вагоне находился так называемый «тормозильщик». Видимо, именно тогда, проработав машинистом, Матросов на своём опыте почувствовал, насколько неудобно и ненадежно ручное торможение. В 1922 году, окончив училище техников путей сообщения в Петрограде и начав работать по новой специальности на Северо-Западной железной дороге, Иван Матросов всерьёз задумался над разработкой автоматического тормоза.

Свой первый тормоз для грузовых поездов Иван Константинович разработал в 1926 году. Новый воздухораспределитель за счёт резкого сокращения тормозного пути позволил значительно увеличить вес и длину состава, скорость и безопасность движения. Однако называться «тормозом Матросова» он стал несколько позже. А в то время Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) стал создавать самые разные бюрократические преграды. Положение изобретателя усугублялось тем, что его отец, сапожник Константин Степанович, был признан местными властями «эксплуататором», поскольку его продукция пользовалась спросом, и он использовал труд нескольких наёмных рабочих. И тогда Матросов решился на очень рискованный по тем временам шаг: он продал свое изобретение американской фирме «Френкель».

ИЗ ГАЗЕТЫ «ИЗВЕСТИЯ»: «Расследование дела о тормозе тов. Матросова. Закончила работу специальная комиссия по делу о тормозе тов. Матросова. Дело это возникло в связи с тем, что рабочий-изобретатель тов. Матросов запродал свое изобретение (автоматический тормоз собственной конструкции) американской фирме «Френкель» за 250 тыс. долларов. Такой поступок тов. Матросов мотивировал невнимательным отношением к нему и к его изобретению со стороны Народного комиссариата путей сообщения. (…) Комиссия отмечает, что хотя Матросов и встретил в НКПС затруднения при прохождении своего изобретения, тем не менее, продажа им своих прав на изобретение за границу является неправильной, так как разработка изобретения производилась за счёт НКПС. (…) Комиссия просит наркома путей сообщения назначить строгое расследование действий лиц, принимавших участие в продаже тормоза. (…) Наконец, комиссия постановила просить наркома (…) наложить строгие взыскания на лиц, виновных в невнимательном отношении к изобретению тов. Матросова. При этом комиссия считает нужным обеспечить тов. Матросову (…) условия работы по совершенствованию его изобретения при условии, что его дальнейшая работа в области тормозного дела будет направлена исключительно в интересах СССР».

Разумеется, советские власти осудили этот несоветский поступок. Однако автоматический тормоз был очень нужен, и одновременно те же власти вплотную заинтересовались эффективностью деятельности НКПС. В газете «Комсомольская правда» очень кстати появилось стихотворение Владимира Маяковского: «Товарищи хозяйственники! Ответьте на вопрос вы: что сделано, чтоб выросли Казанцевы и Матросовы?» Была создана специальная комиссия «О тормозе товарища Матросова». Деятельность НКПС жестко раскритиковали, а изобретатель не только не был наказан, но и получил новый шанс на внедрение своего тормоза в своей же стране. Судя по всему, был найден способ аннулировать сделку о продаже.

Начальник конструкторского бюро Московского тормозного завода генерал-директор 3-го ранга Иван Матросов у стенда во время испытания тормоза (март 1949 года)

К тому времени, помимо Матросова, свои тормозные системы предложили известные инженеры Ф.П. Казанцев и Б.Л. Карвацкий. Первые совместные поездные испытания были проведены в равнинных условиях на участке Москва – Савёлово Северной железной дороги в октябре 1930 года. Они показали удовлетворительную работоспособность всех типов тормозов. Но равнина не показатель. Все три изобретателя согласились испытать свои конструкции в горных условиях с крутыми и продолжительными спусками. Первый спуск производился по Сурамскому перевалу, второй – по более крутому Джаджурскому. Спуски поездов на тормозах Матросова даже с уменьшением тормозных осей показали очень эффективное торможение и полную неистощимость. 24 января 1931 года в депо Тбилиси состоялось заседание членов комиссии совместно с участниками испытаний и изобретателями Ф.П. Казанцевым, И.К. Матросовым и Б.Л. Карвацким. И все члены комиссии единогласно признали, что тормоз Матросова имеет бесспорные преимущества перед всеми остальными. «Тормоз Матросова» признали «самым плавным, самым чувствительным в управлении и дающим наиболее постоянный тормозной путь». И всё это при простоте конструкции, небольшом количестве деталей и лёгкости при ремонте и разборке. Заключение членов испытательной комиссии легло в основу исторического решения коллегии НКПС от 8 февраля 1931 года: принять тормоз Матросова в качестве типового для грузового подвижного состава железных дорог СССР. Творческий труд и изобретательский талант Ивана Константиновича получили высокую оценку у руководства страны: изобретателя наградили орденом Ленина за №35. В апреле 1932 года НКПС предложил провести уже упомянутые соревнования с тормозом Вестингауза. К 1935 году все грузовые поезда железных дорог СССР вместо ненадёжного и неэффективного ручного торможения стали следовать на сплошном автоматическом торможении с управлением машинистом из кабины локомотива.

Советская четырёхосная платформа 1930-х годов

Сорок лет из своей более чем 60-летней трудовой деятельности Иван Константинович Матросов посвятил изобретательской деятельности в области автоторможения. Так, в 1935 году с открытием в Москве метрополитена он реконструировал свой тормоз применительно к условиям работы в метро. А в последующие годы им был изобретен ряд узлов тормозных устройств: концевой кран клапанного типа (1935), двухрежимный регулятор давления в главном резервуаре тормозной системы поезда (1944) и другие. В 1946 году в связи с ростом техники железнодорожного транспорта и новыми требованиями эксплуатации Иван Матросов начал работать над улучшением конструкции тормоза своей системы. Ему удалось создать тормоз, отвечающий требованиям своего времени. С 1953 года этот тормоз вводится на оснащение железнодорожного подвижного состава. В 1955–56 годах под руководством Матросова были разработаны новая конструкция автоматического тормоза МТЗ-270, пассажирский тормоз и кран машиниста № 209. В 1941 году Иван Матросов стал лауреатом Сталинской премии, а в 1945 получил звание генерала-директора тяги 3-го ранга.

Памятная табличка, установленная на здании Московского тормозного завода (сейчас – АО МТЗ ТРАНСМАШ)

Умер Иван Константинович в 1965 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1980-х годах его именем была названа улица в поселке Некрасовское. А 22 июля 2006 года, в день его 120-летия, на этой улице была открыта мемориальная доска. И поныне на железных дорогах нашей страны эксплуатируются поезда, на вагонах которых написано: «Тормоз Матросова».

Памятник на могиле Ивана Матросова на Новодевичьем кладбище

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о