13 ноября 2021, 10:00

Калькутта – город на востоке Индии, столица штата Западная Бенгалия, второй по площади город в стране (после Мумбаи) и четвёртый по населению (после Мумбаи, Дели и Бангалора). Во времена британского владычества Калькутта была столицей всей Британской Индии вплоть до 1911 года, благодаря чему ныне она является крупным центром образования, науки, культуры и политики. Калькутта – интеллектуальная столица Индии: уровень грамотности в городе составляет 87,5%, что значительно выше среднего по стране (около 74%). С другой стороны, в Калькутте имеют место такие проблемы, как бедность, загрязнение воздуха и пробки на дорогах. Население города составляет около 5 миллионов человек, а в городской агломерации проживает более 15 миллионов. Кстати, Калькутта – это британское название города. На волне индийского национализма и возвращения к истокам город официально переименовали в 2001 году, теперь он носит название Колката.

Из всех городов Индии, только в Калькутте до сих пор можно встретить рикши (повозки), которые приводятся в движение не мотором (моторикши), не велосипедом (велорикши), а человеческой тягой. Такой унизительный и устаревший способ перемещения ни сколько не смущает жителей Калькутты, которые с удовольствием пользуются услугами «бегорикш».

Кроме этого, Калькутта – единственный город в Индии, где есть трамвай. Работающая с 1902 года система электрического трамвая Калькутты, является единственной в Индии и старейшей действующей в Азии. Трамвай добавляет городу шума и шарма ушедшей эпохи, а подвижной состав, судя по его состоянию, не менялся с начала прошлого века.

Метрополитен Калькутты – первый в Индии. После получения страной независимости в 1947 году, в Индии стали нарастать серьёзные проблемы, связанные с транспортной инфраструктурой. В 1949 году губернатор Западной Бенгалии объявил о начале проектирования метрополитена. Для развития транспортной системы и решения транспортных, социальных проблем города в 1969 году был создан проект по строительству метро Metropolitan Transport Project (Railways). В рабочую группу проекта вошли специалисты из Восточной Германии и консультанты-метростроители из Ленметропроекта.

Подготовка к началу строительства метро в Калькутте, 1971 год

Основываясь на апробированных в Советском Союзе технических решениях, специалисты предложили рекомендации по методике расчётов и организации производства работ, приёмам монтажа и эксплуатации горно-проходческого оборудования на строительстве первой линии метро Калькутты.

29 декабря 1972 года премьер-министр Индира Ганди дала старт строительству метрополитена в Калькутте

Специалисты Ленметропроекта подготовили для индийских метростроителей рекомендации по вопросам планировки станций и вестибюлей, сооружению тоннелей кессонным способом. Этот способ использовался при проходке 945-метрового тоннеля в центре Калькутты (перегон Бельгация – Шнамбазар), в условиях плотной городской застройки.

Метростроители из Венгрии на проходке участка Бельгация – Шнамбазар с использованием сжатого воздуха и воздушных шлюзов, 1980-е годы

Всего рабочей группой было разработано пять участков метро Калькутты. Из всех наибольшее значение для города имел первый участок, который соединял северные и южные районы Калькутты. 29 декабря 1972 года премьер-министр страны Индира Ганди торжественно заложила первый камень на строительстве первой линии метрополитена Калькутты.

Первый вагон для метро Калькутты, 1984 год

Первый подземный участок от Бхаванипора (сейчас – Нетаджи Бхаван) до Эспланады был открыт 24 октября 1984 года. Вторая линия East-West Metro (коридор Восток-Запад), открылась в 2020 году. Владельцем и оператором метрополитена Калькутты является Kolkata Metro Rail Corporation. 29 декабря 2010 года метро в Калькутте стало 17-ой зоной Индийских железных дорог, полностью принадлежащих и финансируемых Министерством железных дорог.

24 октября 1984 года – первый день работы метрополитена в Калькутте

Сегодня метрополитен Калькутты состоит из двух действующих, но не связанных между собой линий, в проекте предусмотрено строительство ещё четырёх линии. Суммарная длина линий составляет 38,6 км. Для пассажиров открыты 33 станции, ещё 35 станций находятся в процессе строительства, а 26 – проектируются.

Больше половины станций – подземные, также есть наземные и надземные станции. Почти все действующие станции имеют островные платформы. Стандартная длина платформы составляет 170 метров. Среднее расстояние между станциями – около 1150 метров. На всех станциях метро установлены камеры видеонаблюдения. Ежедневный пассажиропоток составляет более 700 тысяч пассажиров.

Подземная станция метро Калькутты

Метрополитен Калькутты работает ежедневно с 05:45 до 21:55 (из-за пандемии COVID-19 сейчас установлен режим работы с 08:00 до 20:00). На первой линии метрополитена Калькутты используется «индийская колея» – 1676 мм, которая шире европейской (1435 мм) и русской (1520 мм).

Подземные станции – они в метро Калькутты немного разные

Но второй линии используется «стандартная» (европейская) колея. Эксплуатируются шести- и восьмивагонные составы. Электропитание поездов осуществляется от контактного рельса напряжением 750 В постоянного тока. Интервал движения поездов – от 5 минут в часы пик до 20 минут в наименее загруженное время.

Поезд следует по надземному участку линии 2

В метрополитене Калькутты запрещено курить и фотографировать. Зато стоимость проезда – одна из самых низких в мире: за поездку нужно заплатить (в зависимости от маршрута) всего от 5 до 25 рупий (1 INR = 0,95 руб.). Но есть и печальный факт: на станции калькуттского метро Рабиндра Саробар чаще всего в мире происходят самоубийства.

Дезинфекция подвижного состава метро Калькутты

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о