24 декабря 2022, 10:00

Самара – крупнейший город Среднего Поволжья, промышленный, культурный и логистический центр Приволжского экономического района. Город, раскинувшийся на 40 км вдоль берега Волги, имеет богатую историю: он был основан в 1586 году и выполнял функции сторожевой крепости. Сегодня в систему городского общественного транспорта города входят: трамвай, троллейбус, автобус, маршрутные такси, городская электричка и даже речные суда. Самарский (до 1992 года – Куйбышевский) метрополитен, открытый 26 декабря 1987 года, является самым молодым и в то же время самым перспективным видом транспорта быстро растущего и динамично развивающегося мегаполиса.

В настоящее время в Самарском метрополитене работают 10 станций

История Самарского метрополитена начинается в 1970-х годах, в тот время, когда метро функционировало только в пяти городах Советского Союза, и ещё в нескольких строилось или проектировалось. В Куйбышеве (так город назывался с 1935 по 1991 год) метрополитен начали строить исключительно благодаря невероятной пробивной способности руководителей области, прежде всего, первого секретаря Куйбышевского областного комитета КПСС (1967-1979) Владимира Орлова и Алексея Росовского, который с 1964 года по 1982 год являлся председателем исполкома Куйбышевского городского Совета народных депутатов. Кстати, 11 октября 2013 года городская топонимическая комиссия приняла решение о присвоении Самарскому метрополитену имени А.А. Росовского.

Митинг строителей, посвящённый завершению прокладки первого подземного участка между станциями «Безымянка» и «Победа» (10 декабря 1982 года)

В ноябре 1977 года Совет Министров СССР разрешил разработку технического проекта метрополитена в Куйбышеве. Проект был поручен институту «Метрогипротранс» Министерства транспортного строительства СССР, а разработка рабочей документации – его филиалу «Горьковметропроект» в Горьком (сейчас – Нижний Новгород). В мае 1980 года был утверждён проект первой линии, на которой запланировали строительство 13 станций, а протяженность всей линии должна была составить более 17 км.

Строительство наземного вестибюля станции «Кировская»

15 сентября 1980 года началось строительство первого перегона между станциями «Проспект Ленина» (будущая станция «Российская») и «Октябрьская» (будущая станция «Алабинская») – практически в центре города. Однако после постройки этот тоннель был законсервирован – было принято решение вести строительство метрополитена от станции «Юнгородок», где находились наиболее крупные промышленные предприятия города.

Открытие первого участка (25 декабря 1987 года)

25 декабря 1987 года был подписан акт государственной комиссии о приёмке в эксплуатацию первого участка метрополитена протяженностью 3,7 километра в составе станций «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка» и «Победа», а также электродепо «Кировское». На следующий день началось регулярное пассажирское движение поездов на участке «Юнгородок» – «Победа». За первые три дня эксплуатации в метро проехали 240 530 человек, а уже 14 января 1988 года был зарегистрирован миллионный пассажир.

Станция «Победа»

В следующее десятилетние смогли достроить несколько станций, сооружение которых было начато ещё до распада СССР: 31 декабря 1992 года было открыто движение на участке «Победа» – «Советская», а 25 марта 1993 года введена в эксплуатацию станция «Спортивная». Из-за отсутствия возможности оборота составов, движение на участке «Советская» – «Спортивная» осуществлялось одним составом «челночным» способом. Открытие 30 декабря 1993 года станции «Гагаринская» позволило начать движение по нормальной схеме на всём действующем участке.

Станция «Гагаринская»

Из-за экономических трудностей сроки строительства сильно затянулись, поэтому станцию «Московская» удалось открыть только 27 декабря 2002 года. Спустя ещё пять лет, 26 декабря 2007 года, была введена в эксплуатацию станция «Российская». А 1 февраля 2015 года открылась десятая (последняя на данный момент) станция «Алабинская», получившая своё название в честь самарского городского головы второй половины XIX века, общественного деятеля и краеведа Петра Алабина. Её строительство продолжалось более 15 лет.

Станция «Алабинская»

В настоящее время Самарский метрополитен имеет протяжённость 11,6 км. Интервал движения четырёхвагонных поездов составляет 10 минут (после 22:00 – 15 минут). В среднем метрополитен ежедневно перевозит более 50 тысяч человек, что составляет всего около 10% всех общегородских пассажироперевозок. Это неудивительно – единственная линия связывает промзону, где большинство крупных заводов уже практически полностью прекратили работу, с одним из жилых районов, не пересекая при этом центр города, не проходя мимо железнодорожного вокзала и других важных транспортных узлов.

Станция «Кировская»

На первой линии Самарского метрополитена было запланировано строительство ещё двух станций – «Самарской» и «Театральной». От строительства первой отказались, а станцию «Театральная», расположенную на пересечении улиц Красноармейской и Галактионовской, обещают открыть в начале 2024 года. Кроме этого, запланировано сооружение станции «Крылья Советов», открытие которой планировалось ещё в составе первого участка, но в 1986 году её исключили из проекта в связи с выбиванием из графика строительства, открыв вместо неё временную наземную станцию «Юнгородок» на территории электродепо «Кировское».

Элемент оформления станции «Спортивная»

Также проектируется первый участок второй линии протяжённостью 2,7 км с тремя станциями: «Вокзальная» (у железнодорожного вокзала), «Клиническая» (возле Мичуринского микрорайона), и «Московская-2» с переходом на первую линию. Также прорабатывается вопрос о возможности строительства станции «Хлебная площадь».

Электродепо «Кировское»

Несмотря на то, что в этом году Самарский метрополитен отмечает своё 35-летие, за эти годы он так и не стал полноценным городским транспортом. Причин несколько: это и нетипичная планировка города (исторический центр города и железнодорожный вокзал расположены на западной окраине, а густонаселенные спальные районы и крупные промышленные предприятия – в его восточной части), и отсутствие финансирования строительства метрополитена из федерального бюджета, и многое другое. Но надеемся, что дальнейшее развитие подземного транспорта, строительство второй линии и открытие новых станций, сможет вдохнуть новую жизнь в Самарский метрополитен.

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

«Гагаринская» в Москве!!!- Оказывается совсем в другом месте… «Спортивная» в Москве — неяркая, но надёжная… А несколько небольших мозаик и она обязательно стала бы — запоминающейся…