31 мая 2020, 10:00

Сложно найти страну, более обособленную от внешнего мира, чем Северная Корея. А уединение, как известно, придаёт ореол таинственности. Именно по этой причине метрополитен Пхеньяна – единственный в Северной Корее – самый загадочный в мире. Сведения о нём разрозненные и весьма отрывочные. Что в них правда, а что лишь слухи и домыслы, доподлинно известно лишь самим корейцам.

Пхеньян, что в вольном переводе означает «милый край», – крупнейший город и столица Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР). Этот древнейший город со своеобразной культурой и архитектурой, согласно легенде, был основан в 2334 году до н.э. В Северной Корее хорошо развит железнодорожный, водный и воздушный транспорт. В отличие от большинства стран мира, система автотранспорта развивается не столь активно. Эксперты связывают это с высокими ценами на бензин и запретом свободного передвижения по стране для граждан. В Пхеньяне развита сеть общественного транспорта – по городу курсируют автобусы, троллейбусы и трамваи. Метрополитен в Пхеньяне открылся 9 сентября 1973 года.

До 2010 года иностранцы имели право посетить только две станции из 17 (Слава» и «Освоение Родины»). И только в рамках экскурсионной программы. А чтобы попасть на такую экскурсию, нужно было пройти процедуру регистрации в специальном учреждении. Истинные причины запрета на посещение остальных станций до сих пор доподлинно неизвестны, но существуют самые разные предположения. Говорят, что Пхеньянский метрополитен носит статус не транспортного, а секретного стратегического объекта военной и гражданской обороны: система тоннелей – часть целого подземного города, который станет убежищем для руководства страны и её граждан, если на них кто-то нападёт.

С 2010 года количество станций, доступных иностранцам, увеличилось до шести, с 2014 года зарубежным туристам стали доступны все станции пхеньянского метро. Глубина заложения станций метрополитена Пхеньяна внушительна без всяких преувеличений – от 60 до 110 метров. Коридоры переходов очень длинные, широкие, изогнутые, спуск на платформу занимает около 4 минут. При входе на каждую станцию установлены массивные гермозатворы. Сама идея, что метро может служить бомбоубежищем, тоже не нова. Метрополитены Москвы и Лондона хоть и строились для иных целей, но в годы Второй мировой войны спасли жизни тысячам людей, надежно укрывая их во время бомбардировок под своими сводами.

Существовала версия, что миру не показывали метро Пхеньяна целиком, поскольку прочие станции не были доказательством процветания страны: якобы там все серо, грязно, половину освещения не включают из экономии, отделка бедна, а по линиям курсируют старые, полуразвалившиеся составы без окон. Что тут можно сказать? Да, станции «Слава» (колонная трёхсводчатая) и «Освоение Родины» (односводчатая), построенные в духе соцреализма, безусловно, самые роскошные: много мрамора, колонны, даже путевые стены украшены богатой мозаикой и искусными барельефами, а изюминкой пхеньянского метро являются шикарные светящиеся балюстрады. Российские туристы сходятся во мнении, что эти станции напоминают некоторые «сталинские» станции метро Москвы и Санкт-Петербурга. Когда запрет был снят, все желающие смогли убедиться, что оставшиеся станции никак нельзя назвать бедными или некрасивыми. Разве что слухи про освещение отчасти оказались правдой – туристы, побывавшие в пхеньянском метро, отмечают, что на электричестве тут явно экономят. Впрочем, сам метрополитен это не портит, а только придает ему загадочности. Станции выглядят несколько строже, чем «Слава» и «Освоение Родины», но в отделке присутствуют благородные мрамор и гранит, многие барельефы и скульптурные композиции выполнены из бронзы и покрыты позолотой. На стенах яркими пятнами расположились огромные мозаичные панно, прославляющие трудовые будни корейцев, достижения пролетарского хозяйства и искусства страны, её наиболее красивые и живописные места и, конечно же, её лидеров.

Линия «Обновление» была открыта 9 сентября 1973 года. Она стала первой линией метро на Корейском полуострове: Сеульский метрополитен был введён в эксплуатацию ровно на год позже. Вторая линия «Чхоллима» (названа по имени героя корейских легенд, крылатого коня, способного преодолевать «тысячу ли в день») заработала в сентябре 1975 года. При этом КНДР активно использовала помощь других стран соцлагеря (хотя власти страны активно утверждали обратное): в строительстве метро принимали участие советские проектировщики, китайские и чешские инженеры, специалисты по подвижному составу из ГДР. Самый большой вклад внесли китайцы: с 1968 года КНР помогала не только советами и проектными решениями, но и поставками материалов и оборудования. Гермозатворы, эскалаторы, системы управления и связи, даже подвижной состав – всё это было произведено и предоставлено Китаем.

Многие источники сходятся во мнении, что метро в Пхеньяне появилось только благодаря желанию Ким Ир Сена доказать превосходство одной Кореи над другой. Да, метрополитен Пхеньяна был открыт первым, но до уровня сегодняшнего сеульского метро ему, увы, недостижимо далеко. Метро Пхеньяна не отвечает требованиям современных технологий, дизайна или даже комфорта. Оно словно застряло в прошлом, в то время как его «сосед» давно превратился в развитую и современную транспортную систему. Для наглядности можно сравнить два основных показателя метрополитенов Северной и Южной Кореи – протяженность и суточный пассажиропоток. Общая протяженность двух линий пхеньянского метро составляет 22,5 км, в то время как южнокорейский метрополитен располагает 18 линиями совокупной протяженностью свыше 480 км. При этом ежедневные перевозки составляет в Пхеньяне около 100 тысяч человек и 7 млн пассажиров в Сеуле.

Говоря о Северной Корее, нужно сразу принять как данность факт, что всё в этой стране привязано к политической идеологии социализма. Идеи социалистической революции нашли отражение не только в облике метрополитена, но и в названиях станций: «Основание нации», «Полная победа», «Товарищ». Однако в КНДР культ личности «вождя народа», сложившийся ещё во время правления Ким Ир Сена, крепче любой идеологии и является практически полурелигиозным. Пропаганда политики правящей партии и восхваление её руководителей прослеживается повсеместно: от значков с изображением глав государства, которые граждане республики обязаны носить постоянно, до бесчисленных памятников и музеев имени одного из членов династии Ким. Биография каждого из них подлежит обязательному изучению в детских садах, школах и вузах.

Пхеньянский метрополитен, естественно, все это не миновало. Здесь вожди КНДР взирают на вас отовсюду, будь то мозаичное панно, барельеф или статуя. Станция «Возрождение» погружена в мягкий полумрак, который нарушает только подсветка позолоченной статуи Ким Ир Сена в дальнем углу зала. А на станции «Освоение Родины» на панно с изображением товарища Ким Ир Сена в окружении трудящихся лицо Железного Всепобеждающего Полководца подсвечено кроваво-красным светом. В каждом вагоне тоже висят портреты Ким Чен Ира и его отца. Почитание Ким Ир Сена в стране настолько велико, что ради него даже закрыли навсегда одну из станций метро: 17-я станция («Яркость») с 1995 года не работает для входа и выхода пассажиров. После смерти Маршала Могучей Республики в его резиденции был организован Кымсусанский мемориальный комплекс-мавзолей. Чтобы пассажиры расположенной неподалеку станции не нарушали покой вождя, чье тело покоится в мавзолее, было решено её закрыть. Теперь поезда проезжают станцию транзитом, а для обслуживания жителей и туристов, стремящихся почтить память Ким Ир Сена, годом позднее от станции «Три начала» была построена специальная узкоколейная трамвайная линия. Этот отрезок линии – «Яркость», «Слава» и «Освоение Родины» – называют отдельной линией «Мангендэ» в честь деревни, в которой родился Ким Ир Сен, – линия ведет как раз в её направлении.

К достоинствам пхеньянского метрополитена можно отнести, во-первых, стоимость проезда. На сегодняшний день северокорейское метро – самое дешёвое в мире. Во-вторых, каждый, кто побывал в Пхеньяне, отмечает безукоризненную чистоту и полное отсутствие рекламы в метро. Впрочем, рекламы в Северной Корее в принципе не существует. Рисунки или расклейка объявлений в метро, как и оставленный после себя мусор, караются внушительным штрафом или даже тюремным заключением. Строгое наказание грозит и тем, кто испортил что-либо в вагонах подвижного состава.

Музей метро, который расположен в пригороде Пхеньяна, также в первую очередь посвящен деяниям первого руководителя КНДР. На витринах можно увидеть ручку, которой пользовался Ким Ир Сен, подписывая проект метрополитена, стул, на котором он при этом сидел, микрофон, в который он произносил торжественную речь на открытии метро. На одной из стен за стеклом висит карта со звездочками – ими отмечены станции, которые посетил Ким Ир Сен. Тут даже есть дрезина, на которой Великий вождь объезжал стройку. В общем, как утверждают туристы, в музее с трудом можно найти сведения о ходе строительства метро и его истории, но зато складывается впечатление, что Ким Ир Сен это метро построил своими руками.

Все изображения взяты из открытых источников.

4
Оставить комментарий

avatar
3 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
3 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
Арам Григорян 131Andrey_Tregubov_157mikhail_gruzdev_110Dmitry_Umnov_119 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Dmitry_Umnov_119
Гость
Dmitry_Umnov_119

Судя по последней картине, художник даже примерно не догадывается как строится метро 🙂

Andrey_Tregubov_157
Участник

Интересное метро. Мечтаю побывать. 🙂

Арам Григорян 131
Editor

Жалко людей, идеология которых строится на верности и любви к маразматической и больной семье. Ну что тут скажешь, ведь эти маразматики с умным лицом проповедуют, что они не ходят в туалет.