11 апреля 2020, 10:00

Михаила Посохина можно смело причислить к мастерам, которые прокладывали пути развития отечественной архитектуры. У него счастливо сложилась творческая жизнь, и большая часть его идей осуществилась. Кажется, что архитектор имел «шестое чувство» – он будто знал, что грядет завтра, и потому всегда «бил в точку». Это свойство присуще великим мастерам.

Михаил Васильевич Посохин родился 13 декабря 1910 года в городе Томске. Трудовую деятельность начал сразу после окончания средней школы, став рабочим на крупнейшей сибирской стройке тех лет – строительстве Кузнецкого металлургического комбината. Там же, без отрыва от производства, Посохин окончил учебный комбинат и получил диплом гражданского инженера. Однако с детства он имел явное призвание к искусству. Ещё подростком, по собственной инициативе, посещал студию живописи, одно время работал декоратором в театре и даже в бытность рабочим, умудрялся регулярно рисовать, упорно совершенствуя свое мастерство.

Архитекторы Ашот Мндоянц и Михаил Посохин

С юных лет Посохина привлекала архитектура. Это самое синтетическое из искусств более всего отвечало его природным склонностям. В 1935 году Посохин переезжает в Москву и начинает работать в мастерской академика Щусева. Там состоялось перешедшее в многолетнюю творческую дружбу знакомство с Ашотом Мндоянцем. В 1938 году Посохин оканчивает экстерном Московский архитектурный институт. Удачное сочетание инженерного и архитектурного образования, как нельзя лучше отвечающее характерному для Посохина слиянию художественного и конструктивного начал в архитектуре, а также практический опыт помогли ему стать знаменитым зодчим, способным не только комплексно решать творческие задачи, но и прокладывать новые пути развития архитектуры.

В предвоенные годы получили резонанс его успехи в конкурсах на проекты театра в Комсомольске и аэровокзала в Москве. Затем последовала работа по маскировке столицы и участие в конкурсах военных лет. В одном из них, в 1942 году, мемориальное сооружение впервые было предложено создать в виде кургана с венчающей скульптурой – мотив, впоследствии многократно обыгрывавшийся различными авторами. По сути дела, Посохин продемонстрировал особое умение предложить перспективную идею, тему, подход.

Строительство высотного здания на площади Восстания. Вид со стороны Зоопарка (начало 1950-х годов)

В 1946 году Посохин возглавил одну из проектных мастерских Моссовета. Два года спустя он и Ашот Мндоянц выиграли конкурс на создание сталинской высотки на площади Восстания (сейчас – Кудринская площадь). Фасады здания украсили характерные для сталинского ампира элементы: скульптурные группы, колоннады, пилястры и венчающий здание шпиль. В необыкновенном по советским меркам жилом доме были применены многочисленные эксклюзивные решения. На нижних этажах находились двухзальный кинотеатр «Пламя», прачечная, самый большой в стране продовольственный магазин «Гастроном». Также в доме существовала подземная парковка на 134 машиноместа. Уникальное здание получило соответствующую планировку и отделку. В частности, в доме построили 28 четырёхкомнатные квартиры. Во всех квартирах на кухнях были установлены холодильники, встроенная мебель, мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов и был предусмотрен доступ к мусоропроводу.

Проект застройки шести-девятиэтажными каркасно-панельными домами района вдоль улицы Куусинена, 1953 год

Наступает время индустриализации в советской архитектуре. Михаил Посохин совместно с Виталием Лагутенко разрабатывают проект квартала четырёхэтажных каркасно-панельных жилых домов на Хорошевском шоссе. По существу, это было первой в нашей архитектурно строительной практике попыткой комплексной застройки панельными зданиями. Следующий этап творческого поиска в этом направлении – возведение каркасно-панельных шести-десятиэтажных домов на улице Куусинена. Эти первые многоэтажные здания из сборного железобетона для своего времени имели новаторский характер и были заметным этапом на пути развития индустриального домостроения.

Кремлёвский Дворец съездов

Многие из произведений архитектора Посохина стали определенными вехами на пути развития советской архитектуры. В этой связи следует, прежде всего, назвать самое значительное общественное сооружение – Кремлёвский Дворец съездов (сейчас – Государственный Кремлёвский дворец). На проект Дворца в 1959 году состоялся закрытый конкурс. В результате был принят проект, разработанный под руководством Посохина. За этот проект он был удостоен Ленинской премии.

Главный архитектор Москвы Михаил Васильевич Посохин

В 1960 году Михаил Посохин становится главным архитектором Москвы, а вскоре одновременно и начальником Главного архитектурно планировочного управления города. Под руководством Посохина был разработан и утверждён в 1971 году новый Генеральный план развития Москвы. Это была колоссальная творческая работа, потребовавшая полной самоотдачи и высочайшего профессионализма.

Генеральный план развития Москвы, 1966-1971 годы

Однако, даже в моменты наивысшего напряжения в работе на ответственных руководящих постах, Посохин не порывал с архитектурным проектированием. Особенно продуктивными стали для Посохина 1960–1970-е годы. Характерная для него творческая активность проявляется в этот период с большой силой. В начале 1960-х годов он приступил к такой уникальной работе, как застройка проспекта Калинина (сейчас – Новый Арбат). Строительство проспекта – первое после войны преобразование обширного района в пределах Садового кольца. Оно ознаменовало переход к принципиально новому этапу реконструкции столицы – формированию крупных ансамблей на главных направлениях общегородского центра, положив начало созданию развитой полицентрической градостроительной системы. Важным звеном в ансамбль проспекта Калинина, вошел комплекс зданий СЭВ. Комплекс продемонстрировал выразительные возможности архитектуры повторяющихся элементов из стекла и металла – упруго развернутые навстречу Кутузовскому проспекту крылья многоэтажного вертикального корпуса; перед ним – создающая острые ракурсы восприятия круто изогнутая въездная рампа; справа как бы вырывающийся из общего нейтрального подиума косо срезанный цилиндр конференц зала с неожиданной обработкой стен; слева – корпус гостиницы, уравновешивающий общую напряженную композицию.

Строительство образцово-показательного жилого района Северное Чертаново

В начале 1970-х годов под руководством Михаила Посохина началось возведение нового экспериментального района Северное Чертаново. Создатели стремились достичь нескольких целей. Во-первых, избежать однообразия застройки, которое являлось результатом промышленного производства стеновых панелей. Для этого возводились дома со сложной конфигурацией и переменной этажностью. В микрорайоне были устроены подземные парковки и транспортные сети, чтобы частично изолировать проезжие части от пешеходных зон. Каждый дом формировал небольшой замкнутое дворовое пространство. При создании Северного Чертаново впервые в Советском Союзе при создании жилых зданий из типовых конструкций был применён широкий шаг несущих стен – 7,2 м. Это позволило использовать свободную планировку: при вариации комнат от 1 до 5 новосёлы могли выбрать 40 вариантов квартир, в том числе – двухуровневые.

Спортивный комплекс «Олимпийский»

Как главный архитектор города Михаил Васильевич много сил вложил в общую подготовку столицы к Олимпиаде 80. Сам он непосредственно участвовал в создании наиболее значительного олимпийского объекта – грандиозного спортивного комплекса «Олимпийский».

Михаил Посохин увлекался также рисунком и живописью. Хорошо владея разнообразными графическими средствами, он создал галерею интересных рисунков и акварелей. Это наброски в путевых альбомах, всегда сопровождающих его в поездках по стране и за рубежом. Уверенными, быстрыми штрихами они передают живое впечатление от виденного и убедительно воссоздают неповторимый облик старых русских городов, памятников отечественного и мирового зодчества. Есть несомненная связь между творчеством Посохина – архитектора и художника. Стремясь отчетливее донести до зрителя идейный смысл своих сооружений, он часто обращался к синтезу архитектуры и изобразительных искусств. При этом силу эмоционального воздействия этих искусств он видел не в количественном увеличении их элементов, а в самом приеме включения этих элементов в композицию, в их взаимодействии с общим архитектурным замыслом.

Памятная доска, установленная на высотном здании на Кудринской площади

Все фотографии взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о