12 апреля 2020, 10:00

Лиссабонский метрополитен был открыт 29 декабря 1959 года. Это очень удобный для туристов вид транспорта – в отличие от многих европейских столиц, на лиссабонском метро можно легко и дёшево добраться из аэропорта до гостиницы. Новые станции напоминают арт-галереи: над оформлением принимали участие известные португальские художники и архитекторы. Недаром, одна из станций лиссабонского метро входит в список десяти красивейших станций в мире.

Каждая из четырёх линий метрополитена Лиссабона имеет своё название, свой цвет и свой символ

В Лиссабонском метрополитене 4 линии (красная Vermelha, зелёная Verde, жёлтая Amarela и синяя Azul), на которых расположены 56 станций. Большинство станций – подземные, а 4 станции расположены на эстакадах. В Лиссабонском метрополитене используется система двухпутных тоннелей, поэтому все станции имеют платформы берегового типа. Метрополитен Лиссабона в день перевозит около 450 тысяч пассажиров. Метро работает с 6:30 до 1 часа ночи, поезда ходят с интервалом от двух до четырёх минут в утренние и вечерние часы и до 12 минут поздним вечером и ночью.

Вход на станции лиссабонского метро обозначен белой буквой «М» на красном фоне

Предложение построить метрополитен в столице Португалии впервые поступило в 1885 году от инженеров Косты Лима и Бенджамина Кабрала, но было отвергнуто из-за слишком высокой стоимости проекта. Опубликованный в 1888 году в журнале «Общественные работы и шахты» план строительства, составленный военным инженером Энрике ди-Лима-и-Кунья, также остался только на бумаге. К мыслям о целесообразности подземной системы общественного транспорта в Лиссабоне власти города вернулись только в 1955 году. Началось проектирование первой У-образной линии, открывшейся для пассажиров в 1959 году.

С 1972 года строительство замерло почти на 20 лет из-за смены политического режима в стране, поэтому основное развитие метрополитена пришлось на конец 1980-х годов: линии постепенно росли, а сами станции были расширены, платформы удлинили с 40 до 70, а впоследствии до 105 метров, чтобы они могли принимать составы, состоящие из четырех и шести вагонов, а не из двух, как это было ранее. 1998 год стал знаменательным как для всей Португалии, так и для столичного метрополитена: Лиссабон стал местом проведения Всемирной выставки Expo-98, где были представлены 155 стран. Город готовился встретить более 11 млн посетителей. В рамках подготовки к событию была открыта четвёртая линия метро, заканчивающаяся в парке Наций, где располагалась площадка Expo-98. На зеленой линии построили выход в порт к паромам, где можно было сделать пересадку на речной транспорт. Встретив миллениум, Лиссабонский метрополитен продолжил развиваться. В 2002 году метро появилось в пригородах Одивелаш и Амадора. В июле 2012 года был открыт для движения новый участок лиссабонского метро, который соединил вокзал «Ориент» и аэропорт.

Метро Лиссабона имеет две отличительные черты: кристальная чистота и интуитивно понятная система навигации для пассажиров. Конечно же, есть безликие станции, до которых пока ещё не добралась рука художника. Но даже эти станции, оформленные в стиле аскетичного минимализма, приятно удивляют своей аккуратностью и лаконичностью. Все надписи выполнены на чёрном фоне белыми буквами. Правда, только на португальском языке. Если вы находитесь на синей линии, все указатели этой станции подсвечиваются синим. Чтобы перейти, например, на красную линию, надо идти по красным указателям. При этом указателей множество – заблудиться просто невозможно.

Переходы оригинальностью не удивляют. Обычно они совмещены с выходами в город. Все станции, кроме самых старых, двухэтажные: первый этаж – платформа, второй служит для перехода с одного «берега» на другой. Ко второму этажу примыкает соединительный коридор – для перехода на другую линию. В целях безопасности верхний зал шириной с оба пути, так что случайно упасть под поезд не получится. На каждой станции обязательно найдется информационная стойка, где можно увидеть схему метро, наложенную на карту города.

В вагонах над каждой дверью имеется схема метро и информационное табло остановок, звуковое и световое сопровождение. Рекламы на станциях минимум, в вагонах её нет вовсе. Эскалаторы есть на подъем и на спуск. Они обязательно продублированы лестницами. Горизонтальные участки в полотне эскалатора совмещены с траволатором. Траволаторы идут и вдоль платформ некоторых новых станций. Для удобства маломобильных пассажиров большинство станций оборудовано лифтами. На всех станциях проложены тактильные полосы для слепых и слабовидящих пассажиров, а на терминалах по продаже билетов есть подписи шрифтом Брайля. Около каждого терминала есть пульт с кнопкой вызова сотрудника станции для помощи.

Автоматы по продаже билетов

Транспортная карта, которую можно приобрести в автоматах или в кассе, называется VIVA viagem. Подробно об её особенностях и доступных тарифах мы рассказываем в отдельной статье.

Транспортная карта VIVA viagem

Конечно, с технической точки зрения метро Лиссабона может показаться не настолько примечательным, как транспортные системы в других странах, однако есть фактор, который давно и прочно утвердил его в десятке самых интересных и привлекательных для туристов метрополитенов мира. Лиссабон – это буйство красок, вечный праздник солнца и улыбок. И, конечно же, незабываемой, яркой архитектуры.

Массивные колонны поддерживают своды станции «Олайас»

Рассказ об архитектуре метро Лиссабона стоит начать с событий 265-летней давности. Жуткое по масштабам землетрясение 1755 года, сопровождавшееся цунами и пожаром, разрушило город, погибло более 90 тысяч человек, множество исторических памятников и сокровищ культуры мирового значения оказались утраченными навсегда. Когда премьер-министру Португалии маркизу де Помбалу предстояло в короткие сроки отстроить практически целый город, для декора требовался дешёвый, прочный и долговечный материал. Для этих целей идеально подошёл глазурованный кафель азулежу – изразцы размером 14х14 см, чаще всего квадратной формы, из обожжённой и затем расписанной глины, завезенные в Европу с Древнего Востока. В последующие времена данная техника была незаслуженно забыта – культурная элита отвергла азулежу, объявив его стилем бедняков.

Второе дыхание азулежу получил в 1950-х годах именно благодаря открытию в 1959 году метрополитена в Лиссабоне. Президентом компании (до национализации в 1975 году метрополитен был частным предприятием) на тот момент являлся Франциско ди-Мелло-и-Кастро. Только благодаря его всесторонней поддержке главному архитектору Кейлу ду-Аморала и его жене – художнику Марии Кейл – было дано добро на дизайнерское оформление станций. Единственное условие, которое поставил ди-Мелло-и-Кастро, – жестко лимитированный бюджет. Частично именно из-за ограниченности в средствах Мария Кейл выбрала технику азулежу. За 25 лет Мария оформила 19 станций, став главной движущей силой как в открытии новых художественных возможностей применения азулежу, так и в возрождении давно забытых методик росписи плитки. Художники, приглашенные властями для оформления Лиссабонского метрополитена в дальнейшем, продолжили дело Марии Кейл, находя новые и более оригинальные способы применения расписных изразцов.

Завершающим штрихом, превратившим метрополитен Лиссабона в единую художественную галерею, стала подготовка к Expo-98. Новая красная линия была передана в полное распоряжение именитых художников, приглашенных с пяти континентов. Стены станций и переходов, а подчас даже пол и потолок, превратились в единый огромный холст и расцвели всеми оттенками красок. Кто-то из художников решил придерживаться морской темы – так на свет появились фантастические морские животные и растения, портреты известных мореплавателей, эпизоды из мифологии на заданную тематику, просто традиционные изразцы в бело-голубых тонах. Другие же хотели отразить в своих работах характерные черты районов, в которых располагается та или иная станция: оливковые рощи, арена для проведения корриды, пасущиеся табуны лошадей или общественные рынки. Часть художников в ходе оформления обратились к важным для Португалии вехам истории (станция «Мартим Мониш» с её крестоносцами времен христианского завоевания Португалии или маркиз де Помбал на одноименной станции), еще часть – к сказочным сюжетам (на станции «Кайшду-Содрэ» можно найти Кролика из «Алисы в Стране Чудес»), а кто-то просто дал волю фантазии. В работу включились скульпторы – благодаря их стараниям в метрополитене «поплыли» рыбы, «выросли» деревья, а на прелестных девушек можно засмотреться настолько, что пропустишь нужный поезд.

На станции «Кайшду-Содрэ» можно увидеть Кролика из «Алисы в Стране Чудес»

Кульминацией современного искусства в лиссабонском метро стала станция «Олайас», в 2013 году вошедшая в число 22 самых красивых станций метрополитенов мира по версии британской газеты Daily Telegraph. Совместная работа архитектора Тавейра, скульпторов Рейса и Санчеса и дизайнеров по росписи Котино и Калапеша просто поражает воображение: массивные колонны, поддерживающие своды станции, железные конструкции, создающие причудливо переплетенные лестницы и переходы, очень высокие потолки, украшенные витражами, эффектные геометрические рисунки на полу и стенах, выложенные из мозаики. Однако, что примечательно, находясь на самой шикарно оформленной станции, ты не ощущаешь давления архитектурных и дизайнерских решений, в них отсутствуют помпезность и монументальность. Наоборот, все арт-объекты в лиссабонском метро имеют легкую, светлую, немного хулиганскую энергетику.

Станция «Олайас» – одна из самых красивых станций метро в мире

В настоящее время власти Лиссабона при поддержке Международного союза общественного транспорта (UITP) активно продвигают программу обмена культурным и художественным наследием между странами. В рамках данной программы Лиссабонский метрополитен и метрополитены разных городов Бразилии, Франции, Канады, Австралии обменялись работами своих художников и разместили их на станциях.

Лиссабонский метрополитен своим примером доказал, что метро может быть не просто частью сети общественного транспорта, но и полноценной арт-галереей, местом сохранения и демонстрации культурного и художественного наследия страны, а также объектом заслуженной национальной гордости.

Все фотографии взяты из открытых источников.

9
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
8 Ответы по цепочке
3 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
Николай МасловПётр НовиковAleksandr_Khramov_014Пётр Новиковmikhail_gruzdev_110 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
mikhail_gruzdev_110
Участник

Чет совсем не понятно про карту транспортную Я так понял что это УЛ на картинке. На сколько я понял из инета, вроде есть пластиковая карта, она вроде как персональная и делается на заказ «За неё не надо платить залог, но сама карта стоит 0,5 евро, а после использования всех предоплаченных поездок по карте её придется вернуть в автомат и купить новую» — а зачем ее возвращать, если 0,5 евро это не залог? Не понятно про одну поездку, как это 1,4 или 1,25? Или имеется в виду чтото типо — 1,4 это если покупать поездки, а 1,25 если кинуть просто сумму?… Подробнее »