29 февраля 2020, 10:00

Сегодня рубрика «Метро в лицах» посвящена одному из самых известных советских архитекторов. Алексей Викторович Щусев – заслуженный архитектор СССР, Академик архитектуры, лауреат четырёх (!) Сталинских премий. Автор Мавзолея Ленина, гостиницы «Москва», Казанского вокзала и многих других известных зданий. И, конечно же, создатель одного из самых красивых и роскошных подземных дворцов – станции «Комсомольская»-кольцевая.

Архитектор Алексей Щусев

Алексей Щусев родился 26 сентября (8 октября) 1873 года в Кишинёве в дворянской семье. В 1891-1897 годах учился в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Леонтия Бенуа и Ильи Репина. За дипломный проект «Барская усадьба» был награждён Большой Золотой медалью и правом на заграничную командировку. После окончания Академии Щусев в составе археологической экспедиции отправился в Среднюю Азию, исследовав в ходе поездки два древних архитектурных памятника Самарканда – гробницу Тамерлана и соборную мечеть Биби Ханум. Впечатления от этой поездки оказали значительное влияние на дальнейшие работы архитектора.

Каждую свою постройку в начале прошлого века Щусев рассматривал как творческий манифест. Он стал лидером неорусского стиля (национальной версии модерна). Для его узнаваемого авторского почерка характерны: вольная интерпретация мотивов древнерусского зодчества, динамика форм, часто асимметрично скомпонованных, крупные, доведённые до гротеска детали декора.

Конкурсный проект Казанского вокзала. Перспектива со стороны Каланчёвской площади (1911 г.)

Казанский вокзал Щусев строил почти 30 лет. По замыслу заказчика, поддержанного архитектором, живописность композиции всего сооружения, состоящего из многочисленных объёмов, напоминающих целый городок, украшенный башней и часами, отражали характер старой Москвы. Декор вокзала, решённого в смелых железобетонных конструкциях, напоминает мотивы древнерусского нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, а также башню Сююмбике в Казанском кремле. Использование белокаменного декора на краснокирпичном фоне стен выполнено в духе русского барокко XVII века (нарышкинского барокко). Крытый остеклённый дебаркадер вокзала, состоящий из трёх цилиндрических сводов, спроектированный для Щусева известным инженером Владимиром Шуховым, осуществить не удалось. Это была бы самая экстравагантная часть проекта, хотя и решённого весьма современно для 1913 года, с применением высоких железобетонных арок параболической формы. Отделка интерьеров и роспись сводчатого зала ресторана по эскизам Евгения Лансере продолжалась вплоть до конца 1930-х годов.

Конкурсный проект библиотеки им. Ленина (1929 г.)

После Октябрьской революции архитектор Щусев оказался в числе самых востребованных архитекторов. В 1918-1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва». Этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. В генплане «Новая Москва» была ярко выражена идея развития планировки города с радиально-кольцевыми магистралями, сегодня критикуемая специалистами по транспорту, но это был вполне исполнимый проект, направленный на улучшение жизни горожан, на удобство пешеходного движения и развитие технических средств обслуживания города (реконструкция речного порта и железнодорожного узла).

Щусев был главным архитектором первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, проходившей в 1923 году в Москве в районе нынешнего ЦПКиО имени Горького.

Первый деревянный Мавзолей Ленина на Красной площади

Но самым известным произведением архитектора стал Мавзолей Ленина на Красной площади. Самый первый деревянный мавзолей был возведён под руководством архитектора в считанные часы ко дню похорон В.И. Ленина 27 января 1924 года. Весной 1924 года Щусев создал вторую версию здания, к которому были пристроены две трибуны. Когда выяснилось, что тело вождя может быть сохранено в течение длительного времени, возникла необходимость в постройке долговременного мавзолея. Конкурс на его строительство выиграл Щусев и в октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем гранитом и лабрадоритом. В его форме можно видеть сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко.

Второй вариант Мавзолея Ленина

Гостиница «Москва» стала одной из первых больших советских гостиниц. Щусева пригласили в качестве соавтора, способного спасти проект, находившийся в тот момент на стадии возведения основного каркаса. Проблема была решена добавлением лаконичного декора в виде шестиэтажного восьмиколонного портика, аркад в центре главного фасада, башенок по углам здания. Неявная асимметричность главного фасада гостиницы до сих пор даёт повод для пересказа мифа о том, что Сталин якобы подписал проект ровно посередине чертежа, где были совмещены два варианта. На самом деле асимметрия реализованного здания обусловлена непредвиденными техническими проблемами, возникшими во время строительства второй очереди гостиницы. В 1937 году публикацией в газете «Правда» началась кампания против Щусева, в результате которой он был исключён из Союза советских архитекторов; мастерскую № 2 возглавил вместо него Дмитрий Чечулин. Однако ареста и ссылки, как обычно в то время, не последовало, и когда Щусев вернулся к работе над гостиницей, одна башня была уже построена по старому проекту.

Гостиница «Москва»

С 1945 года и до своей смерти Алексей Щусев был первым директором созданного по его инициативе Музея русской архитектуры (в настоящее время Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева).

Проект театра на площади Маяковского в Москве (1934 г.)

Последним большим проектом Щусева стала станция «Комсомольская» Кольцевой линии. Про эту станцию часто говорят, что она олицетворяет собой апофеоз сталинского ампира. Вестибюль, расположенный между двумя вокзалами, напоминает ампирный храм: на плане он образует крест, есть и два шестиколонных портика, огромный шлемовидный – как у русского богатыря – купол с длинным шпилем и красной звездой (вместо креста) на макушке. Внутри – тоже купол, как в церкви, и люстры-паникадила. А вместо алтаря – вход в подземелье по эскалаторам. Лишь икон на стенах не хватает – их заменяет лепнина.

Проект наземного вестибюля станции «Комсомольская»-кольцевая

Не менее выразителен и сам подземный зал. Даже не верится, что это станция глубокого заложения, так много в её архитектуре простора, широты, ощущения полета. Кажется, что за протяженным рядом из тридцати четырех колонн, образующих аркады на каждой платформе, скрывается открытое, бесконечное пространство. А сами колонны уходят вдаль, образуя далекую перспективу. Огромный свод станции вызывает аналогии с Казанским вокзалом, подчеркивая единство архитектурного ансамбля, его комплексность и гармоничность.

Роскошные люстры, освещающие подземный вестибюль, панно, выполненные Павлом Кориным в технике античной смальтовой мозаики, заставляют поверить в то, что находишься не в метро, а в храме. А вот и иконы – коринские панно с ликами прославленных русских святых – Александра Невского и Дмитрия Донского. На самих панно, обрамленных лепниной в духе русских хоромных росписей, можно встретить и Георгия Победоносца, и лики Спаса, и православные кресты, и даже двуглавого орла.

Проект станции «Комсомольская»-кольцевая (1949 г.)

Построенная в честь победы в Великой Отечественной войне, «Комсомольская» стала храмом-памятником подобно тому, как когда-то храм Христа Спасителя ознаменовал собой триумфальное завершение Отечественной войны 1812 года. Правда, храм строили более сорока лет, а станцию соорудили за четыре года. Архитектор Константин Тон успел увидеть свое детище во всей красе, а Щусев нет. Всех почестей за этот проект архитектор, умерший 24 мая 1949 года, удостоился уже после смерти – Сталинской премии 1-й степени и Гран-при на Международной выставке в Брюсселе 1958 года. 

Все фотографии взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Igor_Gusev_190 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Igor_Gusev_190
Гость
Igor_Gusev_190

Спасибо, очень интересно.