1 мая 2021, 10:00

Наверное, все знают, кто такие братья Черепановы. «Это они изобрели паровоз», – скажет почти любой школьник. И будет неправ. Причём дважды! Во-первых, Черепановы не изобрели паровоз, а первыми в России построили его. А во-вторых, Ефим Алексеевич Черепанов и Мирон Ефимович Черепанов были не братьями, а отцом и сыном.

Ефим Алексеевич Черепанов родился 27 июля 1774 года в семье углежога Алексея Петровича Черепанова. Дело было в Ключах – рабочем поселке Выйской слободы, расположенном близ горы Высокой, на Урале. Как и его родители, Ефим был крепостным Демидовых – самых известных промышленников того времени. Семья была большая – девять детей, но мальчиков всего трое – Ефим, Гаврила и Алексей. Гаврила умер в юности, а Ефим и младший – Алексей, который был на 13 лет моложе его – очень рано заинтересовались устройством разных механизмов. Алексей был очень способным и во всем старался подражать старшему брату.

Великие русские изобретатели Ефим Черепанов (слева) и его сын Мирон Черепанов

Николай Никитович Демидов был человеком умным и уделял подготовке собственных квалифицированных кадров огромное внимание. Впрочем, как и модернизации производства. Любой «смышленый отрок» попадал на учёт приказчикам и направлялся на учёбу. Особо талантливые имели все шансы продолжить обучение за границей, а по окончании учебы стать приказчиками и даже управляющими. Талант и прилежание братьев были замечены, и карьера их пошла в гору.

В 1802 году Ефима Черепанова назначают плотинным мастером при Выйском заводе, а 16-летний Алексей в составе группы мастеровых вскоре отправляется на Каму в помощь заводчику и сенатору Всеволоду Андреевичу Всеволожскому. Теперь самое интересное: уже в советское время в заводских архивах Всеволожских были найдены документы 1803 года, а именно наброски и описание «устройства паровой машины на речной лодке и сухопутном дилижанце», выполненные кем? Правильно, Алексеем Черепановым!

Скульптурная группа «Создателям российских железных дорог» у Казанского вокзала в Москве

Интерес младшего Черепанова к паровым машинам не ослабевал и позднее. Наверное, быть бы именно Алексею первым создателем российского паровоза, но в 1817 году он умирает от воспаления лёгких. А через три года Ефим Черепанов, заразившийся от брата интересом к паровым механизмам, объявляет об успешных испытаниях своей первой паровой машины. Нет, речь идет не о паровозе – это было устройство сравнительно небольшой мощности, приводящее в движение токарный станок. Тогда же, в 1820 году, Ефим Алексеевич испытывает ещё одну паровую машину, которая была установлена на мельнице для помола зерна. А помогал ему в этом сын Мирон, родившийся в 1803 году. Так что устойчивое словосочетание «братья Черепановы», видимо, появилось не вполне случайно.

Летом 1821 года Демидов посылает Ефима Черепанова в Англию. Принимающая сторона – английский банкир Спенс – в письме Демидову не скрывает недоумения: «Как может простой мастер, к тому же не знающий английского языка, разобраться во всём? Что сможет он понять в английской технике и в металлургическом производстве?» Однако «простой мастер» осматривал и движущуюся по суше паровую машину Меррея, и прокатные паровые машины Уатта, разбирался в их конструкции и даже замечал недостатки.

Чертёж первого паровоза Черепановых

В 1822 году Демидов назначает Черепанова главным механиком всех заводов Нижнетагильского округа. Первое время ему приходилось заниматься лишь перестройкой и ремонтом плотин, ларей, водяных колес и других механизмов. Однако уже скоро Ефим Алексеевич представляет свою третью паровую машину мощностью в 4 л.с. Эту машину также установили на мельницу, где она перемалывала до 90 пудов ржи в сутки. Ефим Черепанов проработал главным механиком Нижнетагильских заводов до самой смерти в 1842 году, а потом его сменил Мирон Ефимович. За это время отец с сыном изготовили и внедрили в производство около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л.с., не говоря уже о таких «мелочах», как совершенствование различных механизмов, использовавшихся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также лесопилок и мельниц. «Механическое заведение» Черепановых, устроенное на Выйском заводе, стало передовым центром русской технической мысли и обслуживало всю нижнетагильскую группу демидовских заводов. Более того, Черепановы построили множество оригинальных машин: токарные, винторезные, строгальные, сверлильные станки, машины для производства гвоздей, штамповальные установки и многое другое.

Однако главным их достижением по праву считается создание паровоза и железной дороги. В 1825 году Ефим Черепанов вместе с сыном по приказу Демидова отправляется в Швецию, а в 1833 году Мирон уже самостоятельно едет в Англию, где целенаправленно изучает устройство железных дорог и знакомится с паровозом Стефенсона «Ракета». По возвращении они с отцом строят первый в России паровоз. О его устройстве мы знаем благодаря публикации в «Горном журнале» за 1835 год: «Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень чугунным колесопроводам. Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд тяжести со скоростью от 12 до 15 верст в час. Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5 ½ футов диаметром 3 футов и из двух паровых лежачих цилиндров длиной 9 дюймов, в диаметре 7 дюймов».

Памятник Черепановым в Нижнем Тагиле

Но на пути к этому достижению им пришлось преодолеть множество трудностей. Одной из них был котёл, который не давал достаточного количества энергии для набора хотя бы минимальной скорости движения. Тогда Черепановы почти вчетверо против локомотива Стефенсона увеличили число дымогарных труб, доведя их до 80. Кроме того, Ефим и Мирон ввели ещё одно новшество – задний ход. Было разработано эксцентрическое колесо, приводившее в движение паровые золотники, которые, в свою очередь, выполняли функцию впуска пара в цилиндры и меняли направление этого пара. За устройство «чугунки» длиной 854 м (400 сажень) Мирон Черепанов получил вольную (Ефима Алексеевича отпустили на волю раньше – за внедрение паровых машин для нужд производства). Но Черепановы на этом не остановились. В марте 1835 года они строят второй паровоз. «Ныне… Черепановы устроили другой пароход большего размера, так что он может возить за собою до тысячи пудов тяжести… Предположено ныне же продолжить чугунные колесопроводы… и употребите пароход для перевозки медных руд из рудника на завод», – сообщает нам «Горный журнал».

Однако паровоз Черепановых возил медные руды недолго и вскоре был заменён традиционной лошадью. Леса для заводских нужд почти все уже вырубили, древесина стоила дорого, угля рядом не было – и обслуживание паровозов обходилось дороже содержания лошадей. В общем, для выполнения местных заводских задач паровозы оказались нерентабельны. Известность детище Черепановых тоже не получило: на третью Петербургскую промышленную выставку 1839 года отправились другие экспонаты от Нижнего Тагила, а модель паровоза, которую механики специально приготовили, осталась дома.

30 октября 1837 года состоялось торжественное открытие первой в России Царскосельской железной дороги. Строительством руководил австрийский инженер Франц Герстнер. За границей закупалось всё: рельсы, стрелочные переводы, крепления. Паровозы были доставлены из Англии, вагоны – из Англии и Бельгии. Первым машинистом был сам Герстнер. Скорее всего, император Николай I и не знал о существовании Ефима и Мирона Черепановых…

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о