Хельсинки, динамично развивающаяся столица Финляндии, – это наполненный жизнью и энергией город, расположенный на морском побережье, с красивейшими островами и роскошными парками. Это город со своим удивительным и неповторимым ритмом, поражающий посетителей своей кухней, дизайном и архитектурой. Хельсинки – крупнейший город Финляндии. Население, проживающее в столичном регионе, составляет 1,4 млн человек.
Общественный транспорт Хельсинки представлен метрополитеном, автобусами, маршрутками, трамваями, паромами и электричками. Кстати, метрополитен Хельсинки (фин. Helsingin metro) – это самая северная подземка в мире: даже станция метро «Парнас», расположенная на севере Санкт-Петербурга, находится чуть южнее.
Идея строительства метро в Хельсинки появилась ещё в сентябре 1955 года. Первый проект был готов в марте 1963 года и включал в себя систему общей протяжённостью в 86,5 км и насчитывал 108 станций. В результате было решено построить только одну линию между станциями Kamppi и Puotila. Масштабное строительство метрополитена в столице Финляндии началось 7 мая 1969 года. К 1971 году завершилось строительство опытного перегона Roihupelto – Herttoniemi, а уже в 1977 году запланированное к тому моменту строительство метрополитена было завершено. Однако, в силу целого ряда обстоятельств (в том числе фактов коррупции) первый поезд прошёл только в 1982 году. Несмотря на то, что свободный доступ в метро был открыт 1 июня, официальное открытие состоялось только 2 августа 1982 года.
Метро – самый быстрый, удобный и оттого самый популярный вид транспорта в городе. Пока он состоит всего из одной Y-образной линии, которая разделяется «рогаткой» в восточной части города в районе станции Itäkeskus. Метро Хельсинки полностью соответствует финскому духу – простое, стильное и максимально практичное. Никаких рюшечек, мраморных колонн, витиеватых узоров и лепнины. Только камень и металл. Хотя открытые не так давно станции в пригородном городке Эспоо выглядят очень интересно!
Общая протяжённость сети в настоящее время составляет всего 35 км. В метрополитене Хельсинки 25 станций: 6 в центре Хельсинки, две на западе и две на востоке – подземные, 9 восточных станций – наземные. Шесть станций в городе Эспоо – также подземные. Самый последний участок открылся 18 ноября 2017 года, но в ближайшее время планируется открыть ещё 8 новых станций. Метро в основном обслуживает плотно застроенные восточные районы Хельсинки, но может использоваться и для перемещения в центре города. Система метро дополняется пригородными поездами, которые используются для связи с другими районами Хельсинки. В среднем в день метрополитеном пользуются свыше 170 тысяч пассажиров.
Свой скромный размер метро столицы Финляндии компенсирует комфортом и высокими технологиями. Система оплаты проезда вместе с другими видами общественного транспорта города полностью интегрирована в единую транспортную сеть региона Хельсинки. Кроме финской столицы, в неё входят пригороды Эспоо, Вантаа, Керава-Сипоо, Кауниайнен и Киркконумми.
Турникетов на станциях метро нет – проход на станцию свободен, но не бесплатен. Условно любая станция делится на две непропорциональные части, отделенные друг от друга жёлтой линией, нарисованной на полу: бесплатная зона входного вестибюля и платформенная зона, нахождение в пределах которой обязывает к наличию проездного билета. Пересекая жёлтую линию-границу, пассажир оказывается в зоне отправления поездов и будет привлечен к административной ответственности (штраф 80 €) в случае отсутствия проездного документа. Регулярные проверки осуществляются нарядами контролёров в поездах метро и других видах транспорта. Сегодня общественный транспорт города, наряду с традиционными билетами, использует электронные смарт-карты. Считывателями смарт-карт оснащены все станции метро и пригородных поездов, а также все остальные виды общественного транспорта.
Транспортная система Большого Хельсинки (город + агломерация) делится на четыре зоны: A, B, C и D – от этого зависит стоимость проезда. Метро входит в общегородскую систему общественного транспорта HKL (Helsingin Kaupungin Liikennelaitos – Городское транспортное предприятие Хельсинки). Таким образом, проездные билеты, приобретённые в метро, действуют на других видах транспорта в пределах Хельсинки (зона А – В). Одноразовые и многократные билеты можно приобрести на станциях метро в специализированных билетных автоматах, сервисных точках HKL или у водителей автобусов. Одноразовый билет действует в течении 80 минут и позволяет совершать пересадку с одного вида транспорта на другой. Стоимость стандартного одноразового билета для передвижения внутри Хельсинки составляет 2,8 €.
Как и во многих европейских столицах, путешественникам выгодно будет приобрести специальную туристическую карту. В столице Финляндии она называется Helsinki Card. В этом случае вы получите не только универсальный безлимитный билет на весь транспорт, но и бесплатный проход во многие музеи, а также скидки и бонусы при приобретении некоторых товаров и услуг. Стоимость такой карты варьируется в зависимости от периода её использования и территории – карта, действие которой распространяется не только на столицу, но и на регионы, стоит на 5 € дороже. Стоимость карты на сутки для использования только в Хельсинки взрослым стоит 44 €.
Вход в метро можно отыскать по вывескам с буквой «М» на красно-оранжевом фоне и названиями станций. Как на подземных, так и на наземных станциях наряду с эскалаторами функционируют лифты, что значительно облегчает доступ на станцию инвалидам, женщинам с колясками и велосипедистам. На станциях установлены автоматы со снеками и напитками. На платформах, как и у входа в метро, висят табло с временем ожидания поезда (для каждого поезда указывается его конечная станция).
Метрополитен Хельсинки работает по будням с 05:30 до 23:00, по выходным дням – с 06:30 до 23:30. Поезда метро, окрашенные в оранжевый цвет, следуют с интервалами от 4 до 10 минут. Названия станций в поездах объявляются на двух государственных языках: финском и шведском, а на некоторых ещё и на английском. Поезда метро в Хельсинки технологически идентичны поездам VR Sm4, используемым на пригородной железной дороге. Ширина колеи – 1524 мм, как и на всех финских железных дорогах. Это обеспечивает возможность транспортировки подвижного состава по железным дорогам общего пользования. Это единственный метрополитен за пределами стран бывшего СССР и единственный в Евросоюзе, использующий общую колею со странами бывшего СССР. Хотя в Советском Союзе ширину колеи уменьшили до 1520. Используемое напряжение – 750 вольт постоянного тока, подаваемое через контактный рельс.
В метрополитене Хельсинки практически на всех перегонах имеются съезды на противоположный путь. Это позволяет в случае нештатной ситуации сохранять движение поездов по всей сети и не нарушать работу метрополитена. В частности, если необходимо в рабочие часы ремонтировать пути или край платформы, движение может быть переведено на другой путь с последующим возвращением обратно после прохождения проблемного участка. А вот за конечными станциями в метро Хельсинки оборотных тупиков нет, вместо них перекрёстные съезды перед станцией – поезд отправляется обратно с того же пути, на который пришёл.
Все изображения взяты из открытых источников.
А в связи с чем станции на фотографиях пустые??? Съёмки ночные???