20 сентября 2020, 10:00

Транспортная сеть шведской столицы – одна из самых продвинутых, благоустроенных и комфортных в Европе. Местные автобусы и трамваи, пригородные поезда и паромы, а также метрополитен Стокгольма находятся в ведомстве компании SL. Кроме этого, в городе отлично развита сеть пунктов проката велосипедов. Быстрее всего преодолевать стокгольмские расстояния получается на метро. На шведском языке его называют Tunnelbana, поэтому входы в метро обозначают буквой «Т».

Линии метро пронзают весь город, расположенный на 14 островах

Метрополитен Стокгольма – единственный в Швеции – насчитывает ровно 100 станций на трёх линиях, общая протяжённость которых составляет 105,7 км. Из ста станций – 48 подземные, остальные – наземные или надземные. Движение по линиям левостороннее, поскольку к моменту открытия метрополитена в Швеции было левостороннее движение. Стокгольмское метро начинает свою работу в 5 часов утра, а заканчивает около полночи. По пятницам и субботам работа продолжается до 4 часов утра. В часы пик интервал между поездами составляет не более двух-трёх минут. В сутки метрополитеном Стокгольма пользуются около 900 тысяч пассажиров. Но Стокгольмский метрополитен – это не просто вид транспорта: поездка в нём подобна захватывающей экспедиции в шведскую культуру и историю.

Строительство метрополитена в Стокгольме началось в 40-х годов прошлого века

Прообразом метрополитена послужила пара трамвайных линий, открытая в далёком 1933 году. Но уже спустя 8 лет городским советом было принято решение о постройке полноценного метрополитена. А 1 октября 1950 года было запущено движение поездов по первой линии. Однако потребовалось ещё несколько лет, прежде чем подземка начала превращаться в арт-пространство. Идея художественного оформления станций возникла в период шведского «культурного бума» 1950-х годов.

Многие политические деятели тех лет считали, что искусство не должно быть скрыто за дверьми дорогих галерей и бутиков для элиты, а напротив, должно быть доступно каждому. К концу 1950-х годов тема «искусство для всех» стала частью новой социал-демократической идеологии Швеции. Из ста станций метро Стокгольма 94 имеют уникальное оформление – их украшают творческие работы 150 художников со всего мира.

Стокгольмский метрополитен начал свою работу 1 октября 1950 года

Первые предложения по оформлению метро были одобрены городским советом весной 1955 года, после чего проникновение искусства в подземные лабиринты Стокгольма было уже не остановить. Во время оформления станций художники стремились не столько к индивидуальному творческому самовыражению, сколько к созданию полноценных и завершённых общественных пространств, взаимодействуя в тесной связке с архитекторами и инженерами метрополитена. За последние десятилетия многие художественные работы на стенах стокгольмского метро сделали своих создателей настоящими знаменитостями в Швеции. К 1970-м годам способ укрепления станций изменился: вместо укладки бетона поверх камня, стены начали опрыскивать 8-сантиметровым слоем жидкого цемента, который повторял изгибы и контуры скальной породы, создавая привычный сегодня «пещерный образ» станций. Благодаря этому в последующие десятилетия метро Стокгольма стало радикально преображаться, открывая всё новые и новые арт-пространства с уникальными историями.

Станция Solna Centrum

Искусство Швеции в 1970-е годы было очень политизировано. Если за работами художника не стояло сильного послания, то шанс, что ему предложат работу по оформлению метро, был минимальным. Открывавшиеся новые станции оформлялись довольно резкими и радикальными произведениями искусства, что ярко демонстрировало шведскую атмосферу и настроения того времени. В 1975 году кроваво-красное ночное небо и резко контрастирующие силуэты чёрного и зелёного леса протянулись вдоль стен станции Solna Centrum почти на километр. Этот почти бесовский подземный пейзаж, написанный дуэтом шведских художников Бьорк и Оберг, вмиг стал одним из самых знаковых образов стокгольмского метро, громким выражением социального протеста против депопуляции сельских районов, вырубки лесов и загрязнения окружающей среды индустриальными предприятиями.

Станция T-Centralen

Главная и наиболее загруженная станция Стокгольма – T-Centralen. Здесь в многоуровневом пространстве пересекаются все три линии стокгольмской подземки. При оформлении станции T-Centralen в 1975 году художник Пер Олоф Ультведт использовал успокаивающий синий цвет в качестве доминирующего, украшая великолепным цветочным орнаментом потолки, а также изображая на стенах силуэты работников, которые ежедневно трудятся на станции.

Станция Kungstradgarden

Самая глубокая станция шведской столицы – Kungstradgarden – была открыта в 1977 году. На 34-метровой глубине на стенах, полах и потолках раскинулись пёстрые мозаики из зелёных, красных и белых элементов, с помощью которых шведский художник Ульрик Самуэльсон отразил историю близлежащей местности. Когда-то в XVII столетии на этом месте находился садовый парк короля Чарльза XIII, что в свою очередь и дало название станции Kungstradgarden – «Сад короля». Так, зелёный цвет оформления станции символизирует цветы и деревья в саду, красный цвет – выложенные из гравия парковые дорожки, а белый – замечательные мраморные статуи дворца Макалос, располагавшегося c XVII по XIX век недалеко от парка. На территории станции также находятся небольшие археологические раскопки, которые сегодня входят в коллекцию Шведского национального музея искусств. Направляясь из вагона поезда к эскалатору, можно наблюдать остатки древних мраморных колонн и скульптур дворца Макалос и даже найти среди экспонатов газовую лампу XVII века, которая некогда освещала одну из первых асфальтовых улиц Стокгольма – Торсгатан.

Станция Stadion

К сожалению, несмотря на большое количество арт-объектов, стокгольмское метро привлекает немало внимания со стороны уличных художников, которые расписывают стены и вагоны своими граффити. Такая ситуация стала огромной проблемой для муниципальных служб, они вынуждены ежегодно тратить около 100 миллионов шведских крон на борьбу с вандализмом. На эти деньги метрополитен перекрашивает поезда и станции и даже нанимает частные службы безопасности для предотвращения
подобных случаев.

Станция Tekniska högskolan

А для желающих более детально углубиться в историю станций, с 1997 года метрополитен Стокгольма проводит еженедельные бесплатные арт-экскурсии по различным станциям, на которых рассказывается немало любопытного об искусстве, архитектуре и смысле работ, которыми украшено то или иное пространство. К сожалению, большинство экскурсий проводится на шведском языке, однако в туристический сезон летом возможно сопровождение и на английском.

Современный подвижной состав метро Стокгольма

Метрополитен Стокгольма – это не только впечатляющее оформление, но и вполне современный подвижной состав: на смену устаревшим поездам 1970–1980-х годов в начале 2000-х были выпущены современные поезда. А с 2006 года главным помощником машинистов стала система автоматического управления поездами, которая способна брать на себя управление движением состава, в то время как машинист лишь контролирует корректную работу системы, открывает-закрывает двери вагонов и дает старт движению поезда.

В метро Стокгольма даже эскалатор является арт-объектом

Существуют несколько способов оплатить проезд в Стокгольмском метро. При этом стоимость билета не зависит от типа носителя, а их сегодня три – картон, пластик и мобильное приложение. А подробней о системе оплаты проезда в метрополитене Стокгольма можно прочитать здесь.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о