3 мая 2020, 10:00

Открытый ровно 124 года назад Будапештский метрополитен является одной из старейших подземных транспортных систем Европы и первой в мире с поездами на электрической тяге.

Во второй половине XIX века Будапешт был одним из самых крупных городов Австро-Венгерской империи и являлся важным культурным и промышленным центром. Население города росло, и назревала потребность в быстром и надёжном общественном транспорте. Национальная Ассамблея Венгрии ещё в 1870 году поддержала идею сооружения подземной железной дороги, однако строительство метро началось только в 1894 году. Одновременно на строительстве подземки в Будапеште трудилось около 20 тысяч человек ежедневно.

Так выглядела первая линия метро на проспекте Андраши

Открытие метро в Будапеште было приурочено к 1000-летию «Обретения Родины» – прихода венгров на Дунай. Линия была торжественно запущена 3 мая 1896 года. Открытие первого европейского континентального метрополитена на электрической тяге стало столь значительным событием, что Император Франц Иосиф I посетил столицу Венгрии и принял участие в торжествах на Проспекте Андраши. А его визит в свою очередь был столь важным событием, что метро некоторое время называлось «Электрической подземной дорогой Франца Иосифа». Первые станции будапештского метро были наземными, поезда ходили каждые 2 минуты и за день могли перевезти до 35 тысяч пассажиров.

Вагон метрополитена Будапешта, 1896 год

Вплоть до начала Второй Мировой войны муниципалитет города и перевозчики постоянно модернизировали подвижной состав, незначительно улучшая интерьер станций и инфраструктуру. После окончания войны остро встал вопрос о расширении метрополитена в Будапеште. В 1950 году началось строительство второй линии с участием специалистов из СССР и по советским образцам и стандартам. Из-за венгерского восстания 1956 года работы по строительству пришлось приостановить, линия была открыта лишь 4 апреля 1970 года. В 1976 году была запущена третья линия. После распада социалистического лагеря и СЭВ метро в Будапеште практически перестало развиваться на протяжении нескольких десятилетий. Наконец 28 марта 2014 года был открыт первый участок четвёртой линии из 10 станций, включая две новые пересадочные станции. В отдалённых планах продление этой линии, а также строительство пятой.

Схема линий метрополитена Будапешта

В настоящее время метрополитен Будапешта состоит из четырёх линий общей протяжённостью 39,4 км. Всего в будапештском метро 52 станции, из которых сегодня 47 действующих, а пять временно закрыты на реконструкцию. Система метро в столице Венгрии очень удобная, интуитивно понятная и охватывает практически весь город. В будни метрополитен перевозит около 1,2 млн пассажиров. Работает Будапештский метрополитен ежедневно с 4:30 утра до 23:30 (по выходным до 00:30). Интервалы между поездами составляют от 2 до 10 минут.

Станция «Опера» на первой линии

Три основные линии метро сходятся на центральной станции Deák Ferenc tér. Здесь можно пересесть с одной линии на другую, либо продолжить путь, используя автобусы или трамваи. Будапештское метро традиционно делят на две большие зоны: «Метрополитен тысячелетия», открытый в 1896 году, и линии более поздней постройки (М2, М3 и М4). На первой линии питание электродвигателей моторных вагонов осуществляется через контактные провода и верхний токоприёмник (как у трамвая) напряжением постоянного тока 550 вольт. На остальных трёх линиях напряжение подаётся через контактный рельс постоянного тока напряжением 825 вольт. Также эти линии различаются глубиной заложения станций, общей архитектурной концепцией и инженерными решениями, материалами отделки, подвижным составом, системами оповещения и сигнализации.

Состав Alstom Metropolis прибывает на станцию «Пилланго утца» линии М2

Метрополитен Будапешта связан с другими видами транспорта и является неотъемлемой частью сложной пассажирской транспортной сети венгерской столицы. Три основных железнодорожных терминала города Keleti pályaudvar, Déli pályaudvar и Nyugati pályaudvar соединены между собой линиями метро, что позволяет добраться практически из любой части города до всех частей Венгрии и Европы по железной дороге. Интеграция метро не ограничивается железнодорожным транспортом – большинство остановок автобусов, троллейбусов и трамваев в Будапеште расположено в шаговой доступности от выходов из метро. График движения наземного общественного транспорта увязан с графиками и интервалами метро.

Станция «Сент-Геллерт тер», расположенная на линии М4

Стандартный билет в метро Будапешта стоит 350 форинтов (около €1), который действует после компостирования 80 минут днём и 120 минут ночью. Есть билет для поездки на короткое расстояние (максимум до 4 станций метро), который стоит 300 форинтов. Кроме того, существует специальный билет Metro Transfer Ticket, стоимостью 530 форинтов, с которым можно пересаживаться с одной линии на другую без дополнительной оплаты. Если у вас есть Budapest card – туристическая карта для бесплатного проезда на общественном транспорте и получения скидок на посещение различных достопримечательностей Будапешта (действует 24, 48 или 72 часа), то можно смело передвигаться не только по всем линиям метро, но и пользоваться любым другим  общественным транспортом без всяких ограничений.

Туристическая карта Budapest card на 72 часа

Подробней о тарифном меню Будапешта можно прочитать здесь.

Автоматы по продаже проездных билетов и кассы расположены на всех станциях. Приобрести билет не составит никакого труда – в билетных автоматах меню доступно на многих языках, включая русский, а в кассах имеются рекламные буклеты и тарифные листки, в том числе на русском и английском языках. В метро Будапешта нет турникетов, перед входом нужно компостировать билет и показать его дежурному контролёру, стоящему перед эскалатором. Сохранять билет нужно в течение всей поездки – на выходе также могут встретиться контролёры. Штраф за безбилетный проезд достаточно большой – от 8 тыс. до 32,5 тыс. форинтов.

Состав прибывает на станцию первой линии

В 1896 году для запуска метрополитена в Будапеште было закуплено и введено в эксплуатацию 20 вагонов, произведённых компанией «Siemens & Halske». Их несколько раз капитально ремонтировали и модернизировали в период с 1924 по 1938 годы. В начале 1970-х годов первая линия подверглась глубокой модернизации, которая затронула и подвижной состав. С 1971 года на линию вышли поезда венгерского производства, произведённые на предприятии Ganz-MÁVAG. В 1995 году в них заменили пассажирские сиденья, напольные покрытия, светильники и поручни, а также элементы рамы и тележки. На третьей, самой длинной линии метро Будапешта, эксплуатируются вагоны типа 81-717.2К/714.2К (продукт глубокой модернизации и капитального ремонта старых советских вагонов метро, работавших на линиях М2 и М3 с начала 1980-х годов). А на линиях М2 и М4 сегодня курсируют вагоны Alstom Metropolis.

«Номерные» в метро Будапешта

Метрополитен Будапешта пользуется успехом у кинематографистов всего мира – здесь были сняты многие игровые и документальные фильмы. Наиболее известны: «Контроль» (режиссёр Нимрод Антал, 2003 год), получивший престижную премию «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале и приключенческий фильм «Другой мир», снятый Леном Уайзманом в 2003 году.

Действие фильма «Контроль», снятого в 2003 году, практически полностью происходит в метро Будапешта

Все иллюстрации взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о