Как и все метрополитены Советского Союза, Новосибирский метрополитен с момента открытия в 1986 году принимал в качестве оплаты 5-и копеечную монету. До 1 апреля 1991 года стоимость оплаты была неизменной, а со 2 апреля инфляция в стране «заставила» увеличить стоимость проезда в 3 раза. Турникеты переоборудовали на приём 15-и копеечных монет или на 3 приёма 5-и копеечных монет. А с января 1992 года стоимость выросла ещё в два раза.
Монетоприёмники турникетов не справлялись с этой задачей и часто выходили из строя. В течение 2-3 месяцев на многих станциях сотрудники метрополитена вручную принимали оплату у граждан, стоя у турникетов. В связи с этим, руководство Новосибирского метрополитена приняло решение перейти на оплату проезда по жетонам. Заказ на жетоны принял Московский монетный двор (ММД). К тому моменту у ММД в запасниках оставались заготовки 50-и копеечных монет Советского образца, но с 1992 года такие монеты больше не чеканились. И именно на этих заготовках были отчеканены первые жетоны для Новосибирского метрополитена. К концу марта 1992 года новые жетоны появились в кассах Новосибирского метро.
Жетоны, введённые в оборот Новосибирского метро по цене 1 рубль, стали массово скупаться местным населением, напуганным быстрым ростом цен. Помимо массовой скупки жетонов, из обихода стали исчезать и 50-и копеечные монеты советского образца. Ведь турникеты Новосибирского метрополитена не различали новые жетоны и 50-и копеечные монеты, изготовленные из одних и тех же заготовок.
В январе 1993 года цена за проезд подорожала до 3-х рублей и руководство Новосибирского метрополитена приняло решение о выпуске более дешёвых жетонов. Искать пришлось недолго и недалеко. Новосибирский завод НизкоВольтной Аппаратуры (НВА) принял заказ на производство стальных жетонов, плакированных медью или латунью.
Специалисты завода НВА не стали утруждать себя работой над дизайном и начеканили на жетонах буквы М (Метро) на аверсе и Н (Новосибирск) на реверсе, а под ними НВА (Завод НизкоВольтной Аппаратуры).
Жетоны старого образца принимались многими турникетами метрополитена вплоть до середины 1995 года. Обусловлено было это тем, что руководство Новосибирского метрополитена заключило бартерную сделку с Китайскими производителями каких-то продуктов. Примерно половина собранных жетонов, в том числе и 50-и копеечных монет в 1995 г. навсегда отправились на переплавку в дружественный Китай.
Вернёмся к заводу НВА. История самого завода начинается с декабря 1939 года. В Подольске был введён в эксплуатацию государственный завод № 188, целью создания которого было изготовление патронов для боевого ручного стрелкового оружия. В октябре 1941 года завод эвакуируют в Новосибирск и в период ВОВ завод выпускает боевые патроны специального назначения. В послевоенное время предприятие выпускает патроны, предназначенные для боевого, ручного, стрелкового, охотничьего и спортивного оружия. Кроме того, завод выпускал изделия низковольтной аппаратуры. Сейчас НВА переименован в АО «Новосибирский патронный завод» и полностью перешёл на производство различных патронов.
Жетоны для Новосибирского метрополитена выпускались как в медном, так и в латунном исполнении — всё зависело от наличия конкретного материала на складах завода на данный момент.
По разновидностям жетоны №2 имеют цветовые отклонения, в зависимости от содержания меди. Также есть разновидности по различным разворотам, по углам относительно аверса/реверса жетона.
И сегодня жетоны НВА используются в Новосибирском метрополитене в качестве оплаты за проезд. Стоимость жетона 25 руб.
Здравствуйте. На основании чего не принимают жетоны старого образца, не возвращают деньги, не обменивают на новые, не ссылаются на законы. Считаю это нарушением моих прав.