2 мая 2020, 10:00

Александр Дейнека стал известным художником не сразу: он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашел свою тему – спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма – высокого морального духа, соревнований и побед.

Художник Александр Дейнека

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске. Его отец был рабочим на железной дороге, и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи – волевым, спортивным, физически крепким. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса: живопись и техника. По семейной традиции Александр Дейнека сначала поступил в Курское железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год он отправился в Харьков – поступать в художественное училище. Отец не поддержал его выбор и не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Александр Дейнека продолжал учиться. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда были дорогими, и он с детства привык работать карандашом. Октябрьские события определяют судьбу живописца – ему предстоит стать певцом революции и новой жизни.

После Февральской революции 1917 года занятия в художественном училище прекратились и Александру пришлось сменить много специальностей: он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране – ВХУТЕМАС. В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. Александр Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. В этот период он создал сотни рисунков, часть из них в будущем стала основой больших живописных произведений.

«Крестьянин и смерть», 1922 год

Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства – поэтом Владимиром Маяковским. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. И поэт, и художник выбирали схожие темы для своих произведений, их вдохновляло одно и то же – искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом.

«Оборона Петрограда», 1928 год

В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовёт «своей любимой вещью» – полотно «Оборона Петрограда» с изображением шеренги петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем. Масштабное произведение Александр Дейнека написал всего за неделю.

«Гражданская авиация» (панно для фабрики-кухни), 1932 год

В 1930-е годы здоровый образ жизни и физкультура входят в моду. Это время совпало с расцветом соцреализма: в советском обществе распространялись идеи эмоционального подъема, соревнований и побед, как спортивных, так и трудовых, воспевание красоты и совершенства здорового человеческого тела. Александр Дейнека с детства занимался бегом, плаванием и гимнастикой, а в студенческие годы увлекался волейболом и боксом: во ВХУТЕМАС е борьба была в почете. Личный спортивный опыт помогал художнику находить подходящие приемы, чтобы отражать на холсте динамичность и пластику спортсменов. Дейнека мастерски писал их в сложных ракурсах и движениях.

«Бегуны», 1934 год

«Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь…», – вспоминал Александр Дейнека.

Живописец изображал своих героев с монументальным пафосом – юными, энергичными и здоровыми, полными жизни и оптимизма. Передавая физическую красоту персонажей, Дейнека подчеркивал их силу духа. В стремлении воплотить образ человека будущего он ориентировался на античные идеалы атлетической красоты.

«Будущие лётчики», 1937 год

В предвоенные годы Александр Дейнека создавал в основном живописные произведения, но ему пригодились и навыки, которые он получил, иллюстрируя книги. Художник мгновенно схватывал фигуры спортсменов в своих набросках. Его часто видели на стадионах, когда он делал быстрые эскизы самых сложных ракурсов, придавая динамическим моментам естественность и натуральность. Обычно зарисовки становились позже основой будущего полотна. Карандаш художника подмечал острые моменты, легко запечатлевал сложные ракурсы.

Декоративное панно для Театра Красной Армии, 1937-39 г.г.

Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом «Сутки советского неба» (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена «Маяковская», всего за шесть месяцев до её открытия. Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью проходит, и мозаичные панно по сей день украшают станцию. В 1939 году архитектурный проект станции «Маяковская» (мозаики были воспроизведены в натуральном размере в мультимедийной инсталляции «Метрокомната») завоюет Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении станции метро «Донбасская» («Павелецкая»-радиальная), но планы будут прерваны войной – эти мозаики, изготовленные в мастерской знаменитого художника-мозаичиста Владимира Фролова, будут установлены на открывшейся в 1943 году станции «Новокузнецкая».

Эскиз мозаичного панно для станции метро «Донбасская», 1940 год

Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. Художник создал серию пейзажей Москвы, а после посещения разрушенного Севастополя в 1942 году написал батальное полотно «Оборона Севастополя». К любимым сюжетам Александр Дейнека вернулся только во второй половине 1940-х годов: в 1947 году он написал полотно «Эстафета по кольцу «Б». Дейнека с репортажной достоверностью передал панораму спортивного праздника: яркий солнечный день, сосредоточенные и серьезные бегуны, нарядные зрители с цветами, среди которых художник изобразил и себя. Спорту Дейнека посвящал не только живописные и графические работы, но и скульптуры. В бронзовой композиции «Эстафета» он изобразил бегущих атлетов, старательно подчеркивая каждый мускул, акцентируя внимание зрителя на физиологии фигур и их сложных позах.

«Оборона Севастополя», 1942 год

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров. В 1956 году он создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, а в 1961 году – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле. За мозаичные работы «Хорошее утро» (1959-1960) и «Хоккеисты» (1959-1960) Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда.

Мозаика «Хоккеисты», 1959-60 г.г.

12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Гость
Stanislav_Chernec_130

Всё время смотрим назад… А о современных художниках новых станций поговорить-порассказать???