24 апреля 2021, 10:00

Сын шахтера, с восьми лет он зарабатывал на хлеб тем, что пас коров. Затем был пахарем и кочегаром. Читать и писать научился лишь в 18 лет. Сегодня наш рассказ о создателе железной дороги Джордже Стефенсоне. По выражению одного из биографов «его личная жизнь и история железных дорог Англии были так же неотделимы, как душа от тела». В начале июня этого года весь мир отпразднует 240-летие великого английского изобретателя и инженера-механика.

Изобретатель Джордж Стефенсон

Джордж Стефенсон родился 9 июня 1781 года в маленькой деревушке Вайлам в 8 милях от известного города Ньюкасла – центра угольной промышленности. Об учёбе говорить не приходится: в деревушке не было ни одного грамотного человека. Отец мальчика работал на одном из насосов, выкачивающих воду из шахт, – именно отсюда, видимо, выросла тяга Джорджа к механике, ко всему, что почти волшебным образом рождает движение. Работая пастухом и проводя весь день в поле, маленький Джордж предавался любимым занятиям: он строил мельничные колёса и запускал их под ручьём, делал маленькие повозки и возил на них грузы по деревянным рельсам, наконец, соорудил миниатюрную модель паровой машины для подъёма угля. Самое удивительное, что эта модель работала!

Угольные копи в Вилингтоне

В 14 лет Джордж стал помощником машиниста (кочегара) подъёмной машины, а в 15 – кочегаром. После переезда он был поставлен надсмотрщиком водоподъемной машины. Ему было 17 лет, но все неисправности он чинил сам. Вскоре Джордж понял, что машина несовершенна, что она способна работать с большей производительностью. Но чтобы её усовершенствовать, знаний уже не хватало. Стефенсон раздобыл чертежи машин других типов, но понять их не мог, ведь он даже не умел читать. Подвернулся счастливый случай: в соседней деревне открылась небольшая школа. Стефенсон ходил на уроки по вечерам, занимался дома по ночам и за одну зиму по уровню знаний догнал своего учителя, что, впрочем, было нетрудно. Теперь, будучи грамотным, он мог заняться самообразованием. Однако денег на приобретение книг у него не было. Но, когда человек упорно стремится к чему-то, часто происходит счастливый случай. Так случилось и со Стефенсоном: его перевели на другую должность, которая не только лучше оплачивалась, но и оставляла немного свободного времени. Так Джордж Стефенсон, помимо основной работы, стал ещё и сапожником, причём хорошим. Это ремесло принесло ему дополнительный доход, достаточный для покупки необходимых книг. И даже для того, чтобы жениться, что он и сделал в 1802 году. Затем с молодой женой Стефенсон переехал в Веллингтон – на ту же должность, но за лучшие деньги.

Деревянная рельсовая дорога и повозка, использовавшиеся на рудниках в XVI веке

Нашему герою был 21 год. Дальше всё шло практически по одной схеме. Чем больше Джордж работал – грузчиком, сапожником, часовщиком, слесарем, тем больше накоплений он мог делать, чтобы продолжать самообразование. Чем больше он узнавал, тем больше различных механизмов хотел усовершенствовать. И тем сильнее расширялись его горизонты, которые в свою очередь требовали новых знаний. Это был непрерывный самоотверженный процесс самообразования и самосовершенствования. Он сопровождался повышением доходов: дела шли в гору, чему весьма способствовали несколько случаев, когда Джордж проявил себя как незаурядный механик, превосходя порой опытных инженеров. Слава о механике-самоучке широко распространилась, и к Стефенсону стали отовсюду являться люди, нуждавшиеся в услугах сведущего механика. Все это побуждало его совершенствовать знания с еще большим жаром. Не хватало только общего образования. И механик получил его… от сына. Когда тому исполнилось 12 лет, Джордж Стефенсон отправил его в одну из лучших школ Ньюкасла. И каждый вечер, приехав домой, прилежный ученик Роберт подробно рассказывал отцу обо всём, что прошёл в школе. Фактически Стефенсон получал систематическое образование, которого был лишен в детстве, вместе с сыном. В обмен он посвящал Роберта в тайны механики.

Кольцевая дорога-аттракцион, построенная Тревитиком в 1808 году и действовавший на ней паровоз «Catch Me Who Can»

Существует распространенное мнение, что Джордж Стефенсон изобрел паровоз. На самом деле это неверно. К моменту создания Стефенсоном своего паровоза (в 1814 году) уже делались многочисленные попытки строительства паровых локомотивов. Рельсы – чаще деревянные, иногда чугунные – тоже существовали, в основном около шахт и пристаней. По ним возили грузы на лошадях. Первым паровую повозку на рельсы поставил Ричард Тревитик. Он же построил в 1801 году первый паровоз, а в 1808 году – более совершенный. Но это был скорее аттракцион, паровоз не раз сходил с рельсов, да и финансирования изобретатель не нашёл. Задачу соединения паровой машины и рельсового пути как раз и решил Джордж Стефенсон. Он усовершенствовал и паровоз, и рельсы так, что появилась возможность перевозить большие грузы на большие расстояния. То есть он создал то, что именуется железной дорогой.

«Блюхер» – первый паровоз, построенный Стефенсоном в 1814 году

Началось все с того, что некто лорд Равеневорт предложил Стефенсону построить локомотив, предоставив в его распоряжение все необходимые средства. Незадолго до этого был построен паровоз «Бленкинсоп» – в нём были зубчатые колеса, которые передвигались по зубчатой рейке. Джордж Стефенсон объяснил, что достаточно тяжести локомотива и вагонов, чтобы между колесами и рельсами образовалось нужное сцепление. Он построил свой первый паровоз, который был довольно неуклюжим, но имел существенную новацию – топочную трубу. Покончив с паровозом, Джордж Стефенсон принялся за рельсы. До него, как это ни кажется невероятным, рельсовые пути повторяли рельеф местности. Именно Джордж Стефенсон придумал насыпи и выемки, чтобы сделать путь ровным. Кроме того, он заменил чугунные рельсы железными, а грубые каменные подушки – деревянными, которые теперь известны как шпалы.

Не нужно думать, что дальше всё покатилось как по рельсам. В следующие пять лет Джордж Стефенсон создал ещё 16 паровозов, но только в 1822 году компания Гетонских шахт пригласила его построить железнодорожную линию длиной восемь миль от своих копей до морского берега. Ранее линии такой длины не делали. Так что можно сказать, что именно тогда появилась первая настоящая железная дорога. На открытии Джордж Стефенсон проехал её на своем локомотиве, тащившем 17 нагруженных вагонов. А дальше, в 1825 году, было налажено железнодорожное сообщение Стоктон – Дарлингтон. Эта железная дорога первой начала перевозить не только грузы, но и пассажиров – в вагоне Experiment, построенном Стефенсоном. А паровоз назывался Locomotion №1, и выпущен он был на первом в мире паровозостроительном заводе, также созданном Стефенсоном.

Джордж Стефенсон и паровоз «Ракета»

Однако окончательное признание новый вид транспорта получил только после создания знаменитой линии Ливерпуль – Манчестер. Сколько трудностей пришлось преодолеть на этом пути! В особенности сложно было победить невежество, в том числе членов английского парламента. Кроме того, по задумке Стефенсона путь должен был проходить через болото, что вызывало крайнее недоумение практически у всех. Дорога была построена в 1830 году, но теперь требовалось доказать, что эксплуатироваться она должна не на конной тяге, а на пару. Стефенсону поставили заведомо неосуществимые условия по скорости и мощности паровоза. Изобретатель принял вызов и предложил объявить тендер, который, разумеется, выиграл, представив свой знаменитый локомотив «Ракета», характеристики которого вдвое превышали требуемые. Он показал среднюю скорость 12 миль в час (около 19 км/ч) с грузом 13 тонн. А максимальная скорость достигала 30 миль в час (около 48 км/ч).

Отрезок дороги через болото Чэт Мосс железнодорожной линии Ливерпуль — Манчестер

Ну а дальше все пошло-поехало. Известность Джорджа Стефенсона проникла далеко за пределы Англии, и услугами его хотели воспользоваться многие государства Европы. Он проектировал железные дороги в Бельгии, затем в Испании. А установленная им ширина колеи – 1435 мм (4 фута 8½ дюйма, так называемая «стефенсоновская», или «нормальная колея») – стала самой распространенной в Западной Европе и до сих пор является стандартом на железных дорогах многих стран мира. В Ливерпуле памятник Стефенсону хотели поставить ещё при жизни, но опоздали. Памятник был установлен вскоре после его смерти в 1948 году, причём в этом торжественном мероприятии принимали участие практически все выдающиеся люди Англии того времени.

Марка с изображением Джорджа Стефенсона

Все изображения взяты из открытых источников.

3
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
2 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Irina_Martynova_071Пётр Новиков Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Irina_Martynova_071
Гость
Irina_Martynova_071

Спасибо! Интересно. А как же наши Черепановы? Это был уже плагиат?