10 апреля 2020, 14:20

Сегодня у нас обзор жетонов Самарского метрополитена.

Самарский метрополитен был открыт 26 декабря 1987 г. С момента открытия и до 1991 года турникеты Самарского (Куйбышевского) метрополитена принимали в качестве оплаты пятикопеечные монеты образца СССР.

С 1991 г. Самарский метрополитен обзавёлся латунными жетонами. Дизайн первых жетонов метрополитена Самары, Нижнего Новгорода и С-Петербурга был практически схожим, за исключением собственно чеканки названия города на аверсе жетона.

Материал латунь
Диаметр 23,3 мм.
Толщина 1,5 мм.
Вес 4,3 г ± 0,1.

Имеется разновидность этого жетона в виде больших (более редкий) и маленьких разделительных значков на реверсе жетона — между «для прохода» и «в метрополитен». В свою очередь, жетоны с маленькими разделительными значками имеют разновидности по соотношению углов разворота аверс/реверс.


Было бы несправедливо не упомянуть о том факте, что из-за сходства жетонов вышеуказанных городов не только по дизайну, но и по остальным характеристикам, в этих городах могли использоваться жетоны других метрополитенов. В частности, в Самаре, кассиры нередко находили и жетоны Нижнего Новгорода и жетоны С-Петербурга. Однако они не изымались с продажи, и также реализовывались гражданам.




В 1992 г. в Самарский метрополитен перешёл на пластиковые жетоны, а точнее на композитный магнитный пластик.

Диаметр 23,5 мм.
Толщина 1,9 мм.
Вес 1,95 г ± 0,03.

Среди коллекционеров жетон получил название «Чайка», силуэт которой был помещён на реверсе жетона. Обуславливается это тем фактом, что в Самарской области сконцентрирована большая популяция чаек. Однако ни метрополитен, ни сам город в своих официальных символах чайку не использует.

Теперь, что касается разновидностей самого жетона «Чайка -1992».

В связи с технологией отлива жетонов в формы неоднородного и грубого композитного материала, мастерам производства приходилось часто очищать и восстанавливать эти формы. Вследствие этого появилась масса разновидностей этого вида жетона. До сих пор коллекционеры «отлавливают» различные разновидности этого жетона. Однако, можно выделить 3 очевидных типа разновидностей (можно сказать 3 различные формы), как это сделали на одном общеизвестном форуме:

1A — самый частый, известный нам тип

1Б — сильно увеличенное изображение реверса, волна касается канта (редкий)

2В — очень редкий вид, без точки под Самарой (достаточно чёткие и тонкие контуры изображений и шрифта), скорее всего, эта форма была разработана уже к 1995 году, когда на жетонах уже поменялся год. Да и шрифт аверса был замечен только на жетонах 1995 года, о чём мы расскажем ниже.

Существуют также разновидности по оттенкам этого жетона (от серо-коричневого до чёрного), как было сказано выше из-за неоднородности композитного материала. Следует также понимать, что композитный пластик заказывался заводом-изготовителем партиями, и зачастую, оттенки партий отличались друг от друга.


В некоторых изданиях можно встретить коричневые и красные жетоны Самарского метро образца 1992 г. Судя по цветам и немагнитости данных жетонов, их смело можно отнести к подделкам.




Следующим, третьим видом жетона Самарского метро является жетон «Чайка-1995».

Диаметр 23,5 мм.
Толщина 1,9 мм.
Вес 1,95 г ± 0,03.

Как можно заметить, дизайн изменился в части шрифта на аверсе, ну и сам год с 1992 на 1995 на реверсе. Также несложно заметить удаление буквы «В» от «МЕТРО» на аверсе жетона:

Аверс жетонов 1992(слева) и 1995(справа) гг.

Ну и по разновидностям абсолютно такая же картина, как и с жетонами 1992 года. Основными же разновидностями всё же являются жетоны с точкой и без точки на реверсе.

Поэтому предложим вашему вниманию картинки всё с того же форума — разновидности жетонов без точки и разновидности жетонов с точкой:

Разновидности жетонов 1995 г. без точки на реверсе



Разновидности жетонов 1995 г. c точкой на реверсе

Описывать все разновидности мы не будем, и оставим их вам на растерзание ))

Заметим только, то, что очень интересен экземпляр с двойной волной на реверсе жетона и на коллекционном рынке этот тип жетона ценится дороже всех.




В 1997 году, в честь 10-летия Самарского метро к концу года были выпущены юбилейные жетоны, с изображением герба Самары на реверсе. Юбилейные жетоны были выпущены в качестве сувениров и не предназначались в качестве оплаты проезда на метро, ну и толщина жетона в 2,5 мм не позволял бы закинуть их в жетоноприёмник турникета.

Юбилейные (сувенирные) жетоны Самарского метро. 1997 г.

Однако коллекционеры смело относят жетон к вектуризму (направление в жетонофилии по части жетонов метро), т.к. они являются официальными выпусками от Самарского метрополитена. По разновидностям эти 2 жетона имеют оттенки от светлого до тёмного.

В Интернете можно найти информацию об алюминиевых, медных и других жетонах Самарского метро, не представленные в данном обзоре. Всё лишь потому, что они являются сувенирными или авторскими (выбор названия за вами) экземплярами и никак не связаны с официальными выпусками Самарского метро и тем более для оплаты проезда на метро.

11
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
9 Ответы по цепочке
3 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
Николай Масловmikhail_gruzdev_110Арам Григорян 131Mikhail_Klimov_050 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
mikhail_gruzdev_110
Участник

тему сисе… года 1992 и 1995 так и не раскрыли, жетоны по факту одинаковые, и ходят до сих пор оба типа
так почему появился 1995, в чем разница?

mikhail_gruzdev_110
Участник

хм, на проекте есть станция «Самарская»… скромненько так)))
на вскидку не могу вспомнить еще метрополитены где есть станция имени себя, всмысле города 😉