30 апреля 2020, 16:00

Екатеринбургский метрополитен был открыт 27 апреля 1991 года и до 1992 года носил название «Свердловский метрополитен».

Как и все метрополитены СССР, в Екатеринбургском метро с момента открытия в качестве оплаты принимались 5-и копеечные монеты. Но, открытие метрополитена совпал с периодом инфляции по всей стране и удорожанием проезда в метро с 5-и до 15 копеек. Можно было воспользоваться или 5-и копеечной монетой, закидывая в монетоприёмник 3 монеты или же 15-копеечной монетой. Мы об этом рассказывали на примере Московского метрополитена.

Но на этом параллель между Москвой и Екатеринбургом заканчивается.

С 3 января 1992 года проезд стоит 30 копеек — оплата: 2 монеты по 15 коп. или 3 монеты по 10 коп.

С 27 мая 1992 года проезд стоит 1 рубль — оплата: 5 монет по 20 копеек.

И уже в конце 1992 года в Научно-производственном объединении автоматики имени академика Н.А. Семихатова начались первые попытки технологического решения замены монет на жетоны.

Задача стояла изготовить жетоны в таких же технических характеристиках, что и пятикопеечная монета, но в более «дешёвом исполнении». Было принято решение об изготовлении пластмассовых жетонов с металлическим сердечником. Диаметр жетона оставался в том же диаметре в 25 мм, а металлический сердечник задавал основной вес пластмассового жетона — таким образом монетоприёмники турникетов не потерпели конструктивных изменений. Образцы 5-и разных металлических сердечников хранятся в музее Екатеринбургского метрополитена.

Образцы пяти видов металлических сердечников

Диаметр сердечников составил 18 мм. В качестве первых, тестовых вариантов были изготовлены жетоны малинового, красного и голубого цветов. Основной тип сердечника — второй тип. Первый тип известен только в жетоне малинового цвета. В каких жетонах использовались 3,4 и 5 тип сердечников пока неизвестно.

Малиновый жетон.
Тираж: несколько штук.
Сердечник: «тип 1»
Красный жетон.
Тираж: ~ 20 шт.
Сердечник: «тип 2»
Голубой жетон.
Тираж: ~ 500 шт.
Сердечник: «тип 2»

И с 30 декабря 1992 года на реализацию уже поступили жетоны с утверждёнными цветами серых оттенков.

Светло-серый жетон
Тёмно-серый жетон
Чёрный жетон

Экономия расходов при производстве в связи с тяжёлой экономической ситуацией в стране и обуславливал выбор серых тонов для жетонов Екатеринбургского метро, а точнее выбор пал на использование пластмассы без красителя. Во всём тираже использовался 2-й тип сердечника. Информация по тиражам первого выпуска серых и чёрных жетонов такая: 80.000 — серые, 120.000 — чёрные. В дальнейшем, коллекционеры серый цвет разбили на 2 основных цвета — светло-серый и тёмно-серый. А более продвинутые начали говорить о существовании шести основных оттенков, а потом уже и о 12-и. Среди всего прочего были замечены и полупрозрачные оттенки серого. На многих интернет-площадках мы столкнулись про разговоры о 20-и и даже 50-и оттенках. Мы конечно же не будем концентрировать внимание на действительно имеющие место разные оттенки серого, можем лишь предложить вам посмотреть кино, если вам конечно исполнилось 18 лет ))

К реальным разновидностям серых и чёрных жетонов относятся развороты аверса/реверса по углам, причём в основном встречаются развороты в 180 градусов.

Также реальной разновидностью считается разное расстояние между буквами «Е» и «К». Скорее всего, на производстве использовались 2 типа матриц. Такая разновидность замечена не только у всех серых и чёрных жетонов, но и среди голубых тестовых.

На самом деле, производство жетонов в НПО автоматики оказалось очень неэффективным. Не имея опыт производства жетонов и постоянные доработки в процесс производства втрое увеличили затраты. Сами жетоны отличались по весу друг от друга, да так, что на всех станциях у турникетах стояли сотрудники метро со специальной линейкой для заталкивания застрявших жетонов. По некоторым данным треть всех производимых жетонов была забракована, возможно и больше. Ну, как говорится, чем больше брака, тем больше радости для коллекционера.

Образец производственного брака

Хотя большинство брака на производстве уходило на «переплавку», и сегодня можно встретить просочившиеся экземпляры в руках у коллекционеров.

С 12 июля 1994 г. Екатеринбургский метрополитен отказался от горе-жетонов и перешёл на оплату по 50-рублёвым монетам образца 1993 года.

Немагнитная монета (латунь) «50 рублей».
Вес 6,2 г.

Стоимость проезда к тому времени подросла до 100 рублей, и в монетоприёмник нужно было опускать 2 монеты. Но, на каждой станции метро оставались по одному турникету для приёма жетонов, оставшихся на руках у населения. Через 2 месяца и эти турникеты переоборудовали на 50-рублёвые монеты.

Постоянная инфляция в стране и увеличение стоимости не только продуктов питания, но и оплаты проезда на транспорте, вынудило руководство метрополитена найти новые решения для оплаты проезда. 200 рублей — это уже 4 пятидесятирублёвые монеты, которые можно было бы внедрить, но здесь было явное неудобство и увеличение времени простоя пассажира у турникета. Да и инфляция с каждым днём корректировало стоимость оплаты проезда. Было принято решение закупить у Московского метрополитена уже вышедшие из обращения металлические жетоны и перешедшие на пластик. Более 13 млн. штук жетонов из Москвы «перекочевали» в Екатеринбург. Именно грузоподъёмность одного стандартного железнодорожного вагона сыграло роль в закупке такого количества жетонов — около 70 тонн.

Жетон из стали, с плакированной латунью.
Диаметр 25 мм.
Толщина 1 мм.

И с 10 октября 1994 года в Екатеринбургском метро можно было приобрести и оплатить проезд с помощью Московского жетона. Вот так, жизнь ушедшего из обращения Московского жетона возобновилась в другом городе.

Но счастье длилось недолго. К концу 1995 года Центробанк России «подкинуло свинью» руководству метрополитена. Новые 50-рублёвые монеты всё того же образца 1993 года стали магнитными и вес уменьшился с 6,2 до 5,2 грамм.

Т.е. монетные дворы в Москве и в Санкт-Петербурге перешли на технологию изготовления монет, которые использовались для изготовления жетонов для Московского метрополитена. Таким образом, за 50 новых рублей можно было пройти через турникет вместо жетона, который к этому времени уже стоил 600 рублей. Хитрым пассажирам нужно было только найти магнитную «версию» 50-и рублёвой монеты.

Руководство Екатеринбургского метрополитена обратилось к Уральскому научно-исследовательскому химическому институту с опытным заводом (АО «УНИХИМ с ОЗ») для решения проблемы путём изменений внешних и технических характеристик уже закупленных Московских жетонов. И тут Московские жетоны подверглись испытаниям — напыления хрома, никеля, цинка — вот некоторые попытки изменения электромагнитных свойств жетона. На жетон чеканились различные отверстия или наносились точки. И в г. Златоуст Челябинской области нашлось предприятие, где приняли заказ на напыление никелем 50.000 жетонов. Однако, помимо изменения цвета, электромагнитные свойства новых «серых» жетонов остались прежними.

Через некоторое время, после многочисленных попыток изменений характеристик «москвича», был найден правильный метод отделения монет от жетонов. Как оказалось, и 50-и рублёвые монеты и жетоны имели широкий спектр электромагнитных свойств, однако некий узкий спектр всё-таки отличался друг от друга. Выбрав этот диапазон спектра и внедрив его в электронику монетоприёмника, 50-и рублёвые монеты возвращались обратно, а жетоны давали проход пассажирам.

Так Московские жетоны, прослужившие в Москве меньше года, прослужили более 15 лет в Екатеринбурге!

Но и это наверно не самое удивительное в истории «круговоротов жетонов в России». В конце 90-х на одном из Московских вокзалов были внедрены таксофонные аппараты, где в качестве оплаты за разговор реализовывались те самые серые жетоны Екатеринбурга.

1 декабря 2009 года в дополнение к жетонам для оплаты проезда также стала использоваться электронная карта ЕКАРТА, которая впоследствии и вытеснила жетон из обращения в Екатеринбургском метро.

20
Оставить комментарий

avatar
3 Цепочка комментария
17 Ответы по цепочке
5 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
6 Авторы комментариев
АлександрRoman_Evdokimov_45mikhail_gruzdev_110lumenaddictMikhail_Kozlov_195 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
mikhail_gruzdev_110
Участник

Про «50 оттенков серого», да и вообще про пластиковые жетоны, не раз натыкался на различных интернет площадках на истории того как обычных массовый жетон, оставленный на окне на солнышке, через пару месяцев мог превратить в редкий разновид 😉

mikhail_gruzdev_110
Участник

Почему карта вытеснила жетоны? Жетонов больше там нет?

lumenaddict
Участник

Про никелировку интересно. Давно хотел посеребрить московский, чтобы получить псевдо-свердловский, но не думал, что оно и в самом деле так сделано.