28 ноября 2020, 10:00

Его творения называли великолепными и кощунственными, воспевали и разрушали, огромное число заказов от восхищенных богачей соседствовало с ожесточенной критикой со стороны представителей церкви. Эктор Гимар объединил изящные искусства и суровую индустрию, создав одну из визитных карточек Парижа – причудливые арки входов в метро.

Архитектор Эктор Гимар

Эктор Жермен Гимар (Hector Guimard), один из наиболее признанных архитекторов своего поколения, главный представитель стиля Art Nouveau во Франции, родился 10 марта 1867 года в Лионе. В 1882 году Эктор Гимар, перебравшись вместе с отцом в столицу, поступает в Парижскую школу изобразительных искусств. В процессе обучения начинающий архитектор проявляет яркие способности, получает ряд премий и наград. Профессиональная деятельность Гимара начинается в 1888 году с проектирования и строительства нескольких частных домов в одном из округов Парижа. В 1895 году Эктор Гимар начинает строительство небольшого замка Béranger на улице La Fontaine. Первоначально планировалось, что замок будет оформлен в нео-готическом стиле. В том же году архитектор предпринимает поездку в Бельгию, где впервые сталкивается со стилем Art Nouveau, который уже набирает популярность в Брюсселе и Льеже. По возвращении в Париж Эктор Гимар радикально перерабатывает проект замка, создавая свой неповторимый стиль. Несмотря на неизбежные ошибки и неточности в своих проектах, Гимар достаточно быстро вырабатывает полную стилистическую самостоятельность своего языка в современной архитектуре того времени.

Замок Béranger на улице La Fontaine – один из первых проектов Эктора Гимара в Париже

Эктор Гимар стал первым, кто начал проектировать утилитарные конструкции без ритмичных орнаментов, как самоценное произведение искусства со свободной композицией. Даже в своих ранних постройках Гимар смело сочетал разнородные элементы – кирпич и природный камень, ковку и скульптуру, превращая фасады в подобие музыкальных композиций. Архитектор отрицал классическую симметрию фасадов – да и вообще привычное положение вещей в строительстве. Например, мог расположить окна не на одной линии и даже не в строгом ритме, пропагандировал идею свободного, не выделенного фасада. При этом он прекрасно умел вписывать свои постройки в специфическую парижскую городскую среду, «втискивать» между историческими постройками так, что здание не теряло своей привлекательности, а улица становилась светлее и гармоничнее. Гимар заботился и о том, чтобы внутреннее пространство здания было светлым, уютным и комфортным. Любимым материалом Гимара стал металл, позволявший воплощать самые фантастические идеи. Его проекты были эстетически изощренными, но он интересовался новыми технологиями и много думал о том, как усовершенствовать индустрию. Он разрабатывал идею промышленной стандартизации, а также предложил одну из первых коллекций мебели для массового производства.

Причудливые орнаменты Эктора Гимара на решётке и колоннах входной арки

В 1895 году, в рамках подготовки к проведению всемирной выставки 1900 года в Париже, муниципалитет города в очередной раз возвращается к вопросу строительства метрополитена. Одновременно ставится вопрос о внешнем виде входов на станции. Вариант их размещения в цокольных этажах общественных зданий отвергается и планируется строительство отдельных павильонов в общедоступных местах. Они должны быть легкими и элегантными и иметь свой неповторимый стиль. В 1899 году в Париже проходят сразу несколько конкурсов архитектурных проектов. В них принимают участие многие знаменитые и авторитетные архитекторы Франции. Но ни один из конкурсов не приносит результатов – проекты отвергаются один за другим. Неожиданно для всех 12 января 1900 года Муниципальный совет директоров Управления транспорта Парижа утверждает проект наиболее революционного французского архитектора Эктора Гимара.

Вход на станцию парижского метро

Первый выход Гимара (вариант с крышей) был смонтирован в Париже 10 января 1902 года. Но не всем парижанам понравился столь радикальный подход – в газетах разразился скандал и мнение властей также было противоречивым. Жители жаловались, что новый стиль не соответствует исторической архитектуре центра Парижа. Деятели церкви называли творения архитектора «мерзостью», «кощунством» и отчего-то «развратом». Несмотря на то, что в первые годы XX века стиль Art Nouveau выходит из моды, до 1908 года проектирование наземных павильонов метро остается исключительно прерогативой Гимара. Многие искусствоведы на протяжении уже более чем ста лет спорят: что вдохновило Эктора Гимара на создание его произведений – столь необычных и грациозных. Кто-то сравнивает стойки светильников с берцовой костью, кто-то видит схожесть формы красных фонарей с головой кузнечика. Действительно, одной из отличительных черт стиля Art Nouveau является заимствование в художественных произведениях образов животного и растительного мира.

Архитектурная композиция Эктора Гимара на выходе со станции Square-Victoria в Монреале

Сегодня в Париже сохранились только 88 входов из первоначально установленных 167. Однако «причуды Гимара» до такой степени соответствовали вкусам нового стиля, что модерн в Париже спустя некоторое время стали называть «Стилем Гимара». Сальвадор Дали называл творения Эктора Гимара символом духовной стойкости – в те дни, когда духовная стойкость требовалась самому архитектору. Гимар был непростым человеком, часто не находил поддержки и финансирования. В зрелые годы, когда стиль Art Nouveau уже приелся публике, он практически остался без заказов – блестящие дни успеха и славы прошли. В конце 30-х годов над Европой нависла страшная тень немецкого фашизма. И если многие ещё пытались закрыть глаза на эту угрозу, убедить себя в том, что их за пределами Германии не касается, Эктор Гимар не мог оставаться слепым и равнодушным – его жена была еврейкой. В 1938 году супруги Гимар переехали в США. Архитектор был уже немолод, в США его никто не знал. После четырех непростых лет 20 мая 1942 года он скончался в отеле «Адамс» в Нью-Йорке. В его родной Франции об этом узнали только после войны.

Архитектурная композиция Эктора Гимара на выходе со станции «Киевская» в Москве

Многие из архитектурных ансамблей Эктора Гимара, установленных на входах в парижское метро, были демонтированы во время Первой и Второй мировой войны, а когда мир оправился от этих катастроф, шедевры, сохранившиеся на складах Парижского управления транспорта (RATP), «разъехались» по всему миру. Впервые в 1967 году оригинальная архитектурная композиция Гимара была установлена в Монреале на станции Square-Victoria к столетнему юбилею со дня рождения автора и в знак участия RATP в строительстве метро в столице Квебека. Копии выходов Эктора Гимара были установлены: в 1994 году в Лиссабоне на станции Picoas, в 1998 году в Мехико на станции Bellas Artes, а в 2001 году в Чикаго на станции Van Buren Street. С 2003 года архитектурная композиция Эктора Гимара украшает вход в сад скульптур Национальной галереи искусств в Вашингтоне. 8 ноября 2006 года, когда в Москве открылся реконструированный вход в подземный вестибюль станции «Киевская», то его оформление было выполнено в виде входа в парижское метро в стиле Art Nouveau Эктора Гимара. Установка архитектурной композиции произошла в рамках многолетнего сотрудничества и культурного обмена между Московским метрополитеном и RATP. Новое архитектурное оформление выхода со станции «Киевская», расположенного рядом с Киевским вокзалом, не только гармонично вписалось в пространство площади Европы, но и стало одним из его узнаваемых символов.

Архитектурная композиция Эктора Гимара в саду скульптур Национальной галереи искусств в Вашингтоне

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о