Спичечные этикетки. Обзор из моей коллекции.

Автор Арам_Григорян_131, 16 Январь 2019, 16:03:14

« предыдущая тема - следующая тема »

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Вниз

Арам_Григорян_131

16 Январь 2019, 16:03:14 Последнее редактирование: 11 Февраль 2019, 12:48:03 от Арам_Григорян_131
Филумения - именно так (с одним Л) пишется название коллекционирования спичечных этикеток, спичек и других предметов, связанных со спичками.

Phillumeny - именно так (с двумя LL) пишется название на английском.

Запоминаем!

Так что, уважаемые перидромофилы! У вас есть возможность стать ещё и филуменистами. Ну, по крайней мере, взять узкое направление по теме "метро".

Сегодня я Вам расскажу (и покажу) о моей скромной коллекции спичечных этикеток по тематике "метро".

По теме "метро" в Советское время было выпущено достаточно много разнообразных серий этикеток к спичкам и посвящены они были следующим 6 объектам:

- Московский метрополитен
- Ленинградский метрополитен
- Бакинский метрополитен
- Тбилисский метрополитен
- Киевский метрополитен
- Харьковский метрополитен

Выпусками занимались в разное время разные фабрики:

- Барнаульская фабрика Кузбасского СНХ (совнархоз)
- Фабрика "Красная звезда", г. Киров
- Фабрика "Пролетарское знамя", г. Чудово (Новгородская обл.)
- Фабрика "Байкал", г. Усолье-Сибирское (Иркутская обл.)

ГЛАВФАНСПИЧПРОМ
             - Фабрика "Гигант", г. Калуга
             - Фабрика "Белка", г. Слободской (Кировская обл.)
             - Фабрика "Победа", село Верхний Ломов (Пензенская обл.)

МИНЛЕСБУМДРЕВПРОМ БССР
          - Гомельский ф/с (фанеро-спичечный) комбинат, г. Гомель (Белорусская ССР)
          - Пинский ф/с (фанерно-спичечный) комбинат, г. Пинск (Белорусская ССР)
          - Борисовский ф/с (фанерно-спичечный) комбинат, г. Борисов (Белорусская ССР)

ЛАТФАНСПИЧПРОМ
        - Фабрика "ВЕЗУВС", г. Рига (Латвийская ССР)

Итак, если вы сумели прочитать все эти названия и запомнить, то осталось вам запомнить, что многие одинаковые серии выпускались разными фабриками, причём иногда в разные годы. А многие этикетки имели разную цветовую гамму.

Арам_Григорян_131

16 Январь 2019, 16:07:55 #1 Последнее редактирование: 16 Январь 2019, 16:17:51 от Арам_Григорян_131
ГЛАВФАНСПИЧПРОМ. Фабрика "Гигант", г. Калуга
1956 г.
ГОСТ 1820-45
Серия "Московский метрополитен" из 16 этикеток (по рядам):


Электрозаводская
Арбатская
Ботаническая
Павелецкая
Сокол
Сталинская
Новокузнецкая
Белорусская
Комсомольская
ЦПКиО им. М. Горького

Курская (на фото отсутствует, пока в коллекции нет)
Киевская (на фото отсутствует, пока в коллекции нет)
Аэропорт (на фото отсутствует, пока в коллекции нет)
Площадь Свердлова (на фото отсутствует, пока в коллекции нет)
Бауманская (на фото отсутствует, пока в коллекции нет)
Пл. Революции (на фото отсутствует, пока в коллекции нет)


Как видно из фото, каждая этикетка имела разные цвета и цветовые гаммы, у меня пока только такие, выкладывайте в посте свои коллекции.

Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.

Арам_Григорян_131

16 Январь 2019, 16:19:33 #2 Последнее редактирование: 28 Январь 2019, 09:32:51 от Арам_Григорян_131
ЛАТФАНСПИЧПРОМ. Фабрика "ВЕЗУВС", г. Рига
1956 г.
ГОСТ 1820-45


Та же серия, но напечатанная на другой фабрике. "ВЕЗУВС"-кие этикетки имели более чёткую картинку и ценятся у коллекционеров на порядок выше аналогичных серий других фабрик.

По каталогу Голубцова в серии только 10 станций:

Сокол
Электрозаводская
Сталинская
ЦПКиО им. М. Горького
Арбатская
Комсомольская
Ботаническая
Павелецкая
Новокузнецкая
Белорусская

Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.

Арам_Григорян_131

Барнаульская фабрика Кузбасского СНХ
1966 г.
ГОСТ 1820-56
Серия "Московский метрополитен" из 18 этикеток.



Представляю вам 2 разновидности серий: малиновая и изумрудная.

Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.


Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.

Арам_Григорян_131

16 Январь 2019, 16:28:57 #4 Последнее редактирование: 16 Январь 2019, 16:43:29 от Арам_Григорян_131
МИНЛЕСБУМДРЕВПРОМ БССР
Борисовский ф/с комбинат, г. Борисов
Пинский ф/с комбинат, г. Пинск
1973 г.
ГОСТ 1820-69
Серия "Московский метрополитен" из 21 этикеток


Здесь представлю Вам 3 одинаковые серии от наших Белорусских друзей, 2 серии с разными цветовыми решениями от Борисовского ф/с и 1 серия от Пинского ф/с.

Обратите особое внимание на то, что в Пинской серии не хватает 3-х этикеток для моей коллекции  O:-)

Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.



Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.


Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.

Арам_Григорян_131

Фабрика "Красная звезда", г. Киров
Фабрика "Байкал", г. Усолье-Сибирское (Иркутская обл.)
1981 г.
ГОСТ 1820-77
Серия "Советский метрополитен" из 27 этикеток:
Москва (10 шт.)
Ленинград (7 шт.)
Баку (4 шт.)
Киев (3 шт.)
Харьков (3 шт.)


3 одинаковые серии выпускает Кировская фабрика в 2-х цветовых вариантах и Фабрика Байкал только в жёлтом цвете.

Немаловажно отметить, что коллекционеры-филуменисты ценят неразрезанные этикетки из серии. Так что Кировская жёлтая серия у меня представлена в виде "девяти этикеточных" полос в 3 ряда, а Байкальская серия разрезана на полоски по 3 шт.


Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.


Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.


Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.


Арам_Григорян_131

16 Январь 2019, 17:07:34 #6 Последнее редактирование: 06 Март 2019, 16:04:07 от Наше метро
Особая гордость в моей коллекции - это 2 этикетки из серии "больших спичек", так называемые кабинетки.

Размеры (113 мм х 68,5 мм)

Станция "Дворец Советов"

"Комсомольская"



Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.



Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.

Арам_Григорян_131

17 Январь 2019, 16:01:22 #7 Последнее редактирование: 17 Январь 2019, 16:06:08 от Арам_Григорян_131
ГЛАВФАНСПИЧПРОМ
Фабрика "Белка", г. Слободской
Фабрика "Гигант", г. Калуга
1966 г.
ГОСТ 1820-56
Серия "Ленинградский метрополитен"  из 15 и 9 этикеток


Серия фабрики "Белка" из 15 этикеток, а вот серия Калужского "Гиганта" известна из 9-и штук и в 2-х разных цветовых исполнениях: светло-оранжевом и бледно-изумрудном (пока нет в коллекции).

Надо бы понять, почему серия Калужского "Гиганта" встречается только 9 шт., в чём причина? А может у кого-то в коллекции есть все 15?


Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.



Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.

Арам_Григорян_131

ГЛАВФАНСПИЧПРОМ
Фабрика "Белка", г. Слободской
Фабрика "Победа", село Верхний Ломов
1969 г.
ГОСТ 1820-56
Серия "Бакинский метрополитен" из 7 этикеток


Фабрика "Белка", г. Слободской - фиолетовое исполнение
Фабрика "Победа", село Верхний Ломов - коричневое исполнение


Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.



Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.

Арам_Григорян_131

МИНЛЕСБУМДРЕВПРОМ БССР, Гомельский ф/с комбинат, г. Гомель
ГЛАВФАНСПИЧПРОМ Фабрика "Гигант", г. Калуга
1967 г.
ГОСТ 1820-56
Серия "Тбилисский метрополитен" из 12 этикеток.



Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.


Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.

Арам_Григорян_131

Фабрика "Пролетарское знамя", г. Чудово
Барнаульская фабрика Кузбасского СНХ
1973 г.
ГОСТ 1820-69
Серия "Метрополитен им. В.И. Ленина. Москва" из 21 этикеток.


Чудовские этикетки с 2-мя разновидностями по цветам.
Барнаульская серия отличается также цветом (красный логотип на коричневом фоне), к сожалению в коллекции пока нет.


Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.



Смотреть (скачать фото в высоком разрешении)

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.

Новиков Петр

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.
опубликовано в корпоративной газете Московского метрополитена «Моё метро» (№106, август 2019 г.)

«Зажигательная» коллекция
Арам Григорян, член Общества коллекционеров «Наше метро»
В прошлом номере мы закончили серию публикаций про почтовые марки по теме «метро». Теперь хотим погрузить вас в не менее увлекательный вид коллекционирования.
Что такое филумения? Это - коллекционирование предметов, связанных со спичками (спичечные коробки, этикетки, сами спички, буклеты и т. п.). Само слово «филумения» происходит от греческого слова philos (любить) и латинского lumen (свет). Современный вариант названия перекочевал с английского phillumeny еще в 1943 году, но после реформ орфографии и пунктуации русского языка в 1956 году русский вариант лишился одной буквы «л», и коллекционирование с тех пор называется филумения, а коллекционеров называют филуменистами.
Тема «метро» в советской филумении раскрыта очень красочно и многогранно. В отличие от почтовых марок, количество спичек, а точнее спичечных этикеток, во много раз превышает как по количеству предметов, одиночных экземпляров, так и по разнообразию цветовых гамм и оттенков. А спичечных фабрик в СССР, изготавливающих одни и те же серии, было предостаточно.
Сегодняшний наш обзор мы начнем с серии «Московское метро» по ГОСТ 1820-45, 1956-1957 годов выпуска.
В 1956 году рижская фабрика «Везувс» Латфанспичпром выпускает сувенирный набор из 10 коробков стандартных спичек и одной «кабинетки» (коробки увеличенного размера). Сама коробка набора обклеивалась крупной этикеткой - «гросс» (от английского термина gross-size labels). На «кабинетке» был изображен вестибюль станции «Дворец Советов» (сейчас - «Кропоткинская»). Набор состоял из этикеток с изображениями следующих станций: «Сокол», «Электрозаводская», «Сталинская» (сейчас - «Семеновская»), «ЦПКиО им. А.М. Горького» (сейчас - «Парк культуры»), «Арбатская», «Комсомольская», «Ботаническая» (указано ошибочное название вместо «Ботанический сад», сейчас - «Проспект Мира»), «Павелецкая», «Новокузнецкая» и «Белорусская».
В том же 1956 году калужская фабрика «Гигант» Главфанспичпром выпускает ту же серию, но без сувенирного набора (без гросса» и «кабинетки»). В «калужский» вариант вошло 11 этикеток (серия дополнилась станцией «Курская»). В отличие от «рижской» серии, каждая этикетка из серии имеет разновидности как по цвету, так и по оттенкам. По «калужским» этикеткам на сегодня известно до 14 видов по каждой этикетке, а по «рижским» - всего несколько. Все эти разновидности филуменистами выявляются по сей день.
В 1957 году та же фабрика «Везувс» дополнила эту же серию шестью новыми станциями: «Курская», «Бауманская», «Площадь Революции», «Площадь Свердлова» (сейчас - «Театральная»), «Аэропорт» и «Киевская».
Новые коробки вышли без сувенирного набора и продавались по отдельности. Разновидностей по цветам и оттенкам у новой серии пока не найдено.
Примечательно, что этикетки стандартных спичек этой серии были выполнены по фотографиям, сделанным только в станционных залах.
Напоминаем, что более подробную информацию о марках и других предметах коллекционирования по теме «метро» можно узнать на сайте: www.n-metro.ru
Продолжение в следующем номере.

Новиков Петр

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.
опубликовано в корпоративной газете Московского метрополитена «Моё метро» (№107, сентябрь 2019 г.)

«Зажигательная» коллекция (часть 2)
Арам Григорян, член Общества коллекционеров «Наше метро»

Спичечные этикетки появились почти сразу же после выпуска первых химических спичек. В частных коллекциях есть этикетки, датированные еще началом XIX века. После того как были изобретены «чиркающие» спички, коллекционирование спичечных этикеток стало весьма популярным увлечением. К началу двадцатого века уже насчитывалось изрядное количество филуменистических обществ и клубов, но, к сожалению, Вторая мировая война значительно подорвала развитие филумении.
В нашей стране коллекционирование спичечных этикеток началось еще до того, как началось производство коробков со спичками, в основном они завозились путешествующими персонами. Когда появилось отечественное спичечное производство, то филумения стала еще более популярной.
После Октябрьской революции филумению назвали «буржуазным пережитком» и запретили. Лишь в 30-х годах спичечные этикетки снова разрешили коллекционировать. К слову сказать, филумения относилась к одному из шести разрешенных в Советском Союзе видов коллекционирования.
Сегодня филумения не является распространенным хобби, однако многие продолжают развивать свою коллекцию, так как коллекционный материал исправно увеличивается в видах. Стоит отметить, что цена на спичечные этикетки девятнадцатого века ничуть не ниже, чем, к примеру, на банкноты или монеты этого периода, а начало двадцатого века вообще имеет огромное количество раритетов в советской филумении.

В этом номере мы продолжим обзор советской филумении изучением сувенирного набора «Московский метрополитен им. В. И. Ленина» 1960 года Балабановской экспериментальной фабрики.
Серия состоит из 16 спичечных коробков стандартного размера, одной кабинетки и гросса (термины филумении мы описывали подробно в прошлом номере).
Сами этикетки стандартных спичек изготовлены из плотного картона, что не характерно для спичечных этикеток. Оформление - наземные вестибюли станций московского метро: «Таганская», «Кировская» (сейчас - «Чистые пруды»), «Красные ворота», «Кропоткинская», «Сталинская» (сейчас - «Семеновская»), «Новослободская», «ЦПКиО им. А. М. Горького» (сейчас - «Парк культуры»), «Измайловская» (сейчас - «Партизанская»), Белорусская», «Серпуховская» (сейчас - «Добрынинская»), «Динамо», «Смоленская», «Калужская» (сейчас - «Октябрьская»), «Курская», «Арбатская» и «Новокузнецкая».
Оригинальное оформление части этикеток в виде пазла буквы «М» (логотипа Московского метрополитена) придает этой серии особенную ценность среди филуменистов. Конечно же, было бы намного интереснее увидеть пазл из шестнадцати этикеток вместо восьми. Но художник-дизайнер посчитал иначе.
На «кабинетке» изображен совмещенный наземный вестибюль станции «Комсомольская», на заднем фоне - также красуется логотип метро. Материал - глянцевая бумага.
На «гроссе» изображен Лужнецкий метромост с расположенной на нем станцией «Ленинские горы» (сейчас - «Воробьевы горы»), открытой годом ранее. В повторном выпуске на «гроссе» Лужнецкий метромост был выполнен уже более детально и в глянцевом исполнении, что оценивается филуменистами как ценный коллекционный разновид.
Но главной особенностью и ценностью этой серии филуменисты считают не пазл, необычный золотистый картон или красочное оформление, а... ошибку. Невероятно, но в продажу сувенирный набор поступил с опечаткой в названии станции «Новокузнецкая». Лишняя буква «с» стала поводом для повторного выпуска серии с исправленным названием станции.

Напоминаем, что более подробную информацию о марках и других предметах коллекционирования по теме «метро» можно узнать на сайте: www.n-metro.ru
Продолжение в следующем номере.

Новиков Петр

Для просмотра изображений необходимо зарегистрироваться на нашем форуме.
опубликовано в корпоративной газете Московского метрополитена «Моё метро» (№108, октябрь 2019 г.)

«Зажигательная» коллекция
Арам Григорян, член Общества коллекционеров «Наше метро»
В этом номере мы продолжим обзор советской филумении и расскажем сразу о двух крупных сериях 60-х годов прошлого века.
В послевоенное время строительство метрополитенов в СССР шло невероятно быстрыми темпами. Помимо стремительного расширения сети московского метро, в 1955 году был введен в эксплуатацию метрополитен Ленинграда, а пятью годами позже метро открылось в столице Украины.
Первая серия в нашем обзоре посвящена сразу всем метрополитенам того времени. Серию «Станции метро Москвы, Ленинграда и Киева» филуменисты справедливо оценивают как высокохудожественное произведение искусства. Все представленные в этой серии этикет ки с наземными вестибюлями тщательно прорисованы. В отличие от предыдущей серии, о которой мы рассказывали в прошлом номере, где наземные вестибюли станций московского метро были прорисованы анфас, в этой серии все станции выполнены в объеме.
Примечательно, что станции метро Ленинграда и Киева, помимо названий станций, сопровождаются дополнительной черной плашкой с названием города, а станции Московского метрополитена - только контурным логотипом «М». Скорее всего над серией работали сразу несколько художников. Также немаловажным фактором является разная техника прорисовки станций - московские вестибюли прорисованы в монохромном варианте, а ленинградские и киевские сливаются с цветным фоном.
Данная серия выпускалась несколькими фабриками в 1961-1962 годах в различных цветовых оттенках. Московский метрополитен представлен станциями «Комсомольская»-кольцевая, «Ботанический сад» (сейчас - «Проспект Мира»), «Краснопресненская», «Ленинские горы» (сейчас - «Воробьевы горы»), «Курская»-кольцевая, «Кропоткинская», «Спортивная», «Динамо» и «Киевская».
Ленинградский метрополитен представлен станциями «Технологический институт», «Кировский завод», «Площадь Восстания», «Нарвская» и «Автово».
Киевский метрополитен представлен станциями «Университет», «Арсенальная», «Вокзальная» и «Крещатик».
Вторая серия этикеток в сегодняшнем обзоре - «Московский метрополитен», выпущенная в 1965-1966 годах.
В этой серии также 18 этикеток, на которых станции Московского метрополитена представлены в виде оттисков фотографий не только наземных вестибюлей, но и станционных залов и платформ.
Эта серия считается самой массовой среди всех этикеток по теме «метрополитен» не только по количеству фабрик, но и по количеству оттенков печати и бумаги.
Три этикетки серии выполнены в вертикальном исполнении («Сокол», «Киевская» и «ВДНХ»), остальные - в горизонтальном («Новые Черемушки», «Павелецкая»-радиальная, «Краснопресненская», «Лермонтовская» (сейчас - «Красные ворота»), «Филевский парк», «Рижская», «Кропоткинская», «Октябрьская», «Маяковская», «Фрунзенская», «Курская»-кольцевая, «Эскалаторная галерея на Ленинских горах» (сейчас на реконструкции), «Фили», «Ботанический сад» (сейчас - «Проспект Мира»-кольцевая) и «Измайловский парк» (сейчас - «Измайловская»).
Напоминаем, что более подробную информацию о марках и других предметах коллекционирования по теме «метро» можно узнать на сайте: www.n-metro.ru
Продолжение в следующем номере.

Вверх