7 марта 2020, 10:00

Сегодня в рубрике «Метро в лицах» наш рассказ о выдающемся советском скульпторе Матвее Манизере – народном художнике СССР, лауреате трёх Сталинских премий, который создал ряд произведений, ставших классикой социалистического реализма. Матвей Манизер является автором посмертной маски Сталина. Но интересен нам, конечно же, он не только этим…

Скульптор Матвей Манизер в своей мастерской

Скульптор Матвей Генрихович Манизер родился 5 марта 1891 года в Петербурге в семье художника. Получив среднее образование, будущий скульптор поступил на математический факультет Петербургского университета, который закончил в 1914 году. Параллельно в 1908-1909 годах он занимался в Училище технического рисования барона А.Л.Штиглица под руководством В.Е. Савинского, а затем в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где обучался лепке у скульптора И.И. Андреолетти. В 1911 году Матвей поступил в скульптурный класс петербургской Академии художеств, которую закончил в 1916 году.

С 1918 года Матвей Манизер – участник осуществления ленинского плана монументальной пропаганды, один из основоположников социалистического реализма. Сохранившийся пример воплощения этого плана – выполненный скульптором из простого цемента рельеф «Рабочий», находящийся в Петровском Пассаже в Москве и принадлежащий к числу немногих подобных сохранившихся памятников.

«Рабочий» на стене Петровского Пассажа

Творчество Манизера, сложившееся в традициях академической школы (чёткая завершённость и определённость объёмов, сглаженность фактуры поверхности), стало одним из типичных проявлений социалистического реализма в советской скульптуре.

В 1920-е годы за сравнительно короткий срок скульптор создал целый ряд идеологически востребованных памятников. Монументальное воплощение образов вождей и героев революции и в дальнейшем было основной темой творчества Манизера. Так, в разное время он выполнил памятники Володарскому и «Жертвам 9 января 1905 года» в Ленинграде, Куйбышеву и Чапаеву для города Куйбышева (ныне Самара), большое количество памятников Ленину и Сталину.

Памятник Василию Ивановичу Чапаеву в Санкт-Петербурге

Памятники Ленину, созданные Матвеем Манизером, стали своеобразным эталоном для скульптурного изображения вождя революции и породили массу копий. Все памятники Сталину работы Манизера позднее были демонтированы. Но у скульптора были не только идеологические заказы. Он создал статую А.С. Пушкина для нового здания вокзала в городе Пушкине и обелиск на месте дуэли поэта. Также скульптор стал автором памятников Т.Г. Шевченко, установленных в Харькове, Киеве и Каневе.

Фрагмент памятника Тарасу Шевченко в Харькове

С 1921 году Манизер начал свою педагогическую деятельность, с небольшими перерывами преподавая в различных художественных институтах Петрограда-Ленинграда и Москвы. В 1926 году вступил в Ассоциацию художников революционной России, а с 1937 по 1941 годы был председателем правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.

«Дискобол» в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького

К числу наиболее известных работ Матвея Манизера относится скульптура «Дискобол», история которой восходит к серии работ «на физкультурные темы», выполненной в 1926 году совместно с Е.А. Янсон-Манизер и Т.С. Кирпичниковой.

В 1941 году Матвей Манизер переехал в Москву. В столице он выполнил большой объем монументальных работ для станций московского метро «Площадь Революции», «Измайловская» (позже – «Измайловский парк», сейчас – «Партизанская») и «Белорусская»-кольцевая.

«Партизаны» на «Партизанской»

Всем прекрасно известны работы Матвея Манизера, выполненные для Московского метрополитена. На промежуточной площадке выходных лестниц станции «Партизанская» рядом с мостиком над средним путём расположена скульптурная группа «Партизаны», а на двух ближайших к выходу колоннах установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмина.

На переходе между станциями «Белорусская» Замоскворецкой и Кольцевой линий расположена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны».

Скульптурная группа «Белорусские партизаны», установленная на переходе между станциями «Белорусская» Замоскворецкой и Кольцевой линий

Безусловно, самой известной работой скульптора и группы его учеников (А.И. Денисов, А.А. Дивин, А.А. Пликайс, Л.К. Жданов, Г.Ф. Ветютнев, И.П. Иванов, Е.Г. Фалько, М.А. Владимирская и В.А. Пузыревский), являются бронзовые фигуры, установленные на станции «Площадь Революции». Все скульптуры были выполнены в 1936–1939 годах в Ленинградской мастерской художественного литья.

В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию, а в 1944 году возвращены в виде разрозненных частей. За счёт того, что каждой из скульптурных композиций было несколько, все скульптуры удалось полностью восстановить.

«Площадь Революции» – одна из самых любимых иностранцами станций московского метро

Сейчас на станции установлены 76 бронзовых фигур, хотя изначально их было 80. Дело в том, что в 1947 году, в связи с сооружением гермозатвора перед восточным выходом, четыре скульптуры были демонтированы. Всего на станции 20 различных образов: скульптуры в арках повторяются по четыре раза, а в замурованном арочном проходе – дважды.

Скульптуры расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937 года. Все фигуры, кроме фигур пионеров, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими, чтобы их можно было разместить в арочных проходах. В связи с этим скульптуры критиковали, говоря, что статуи представляют образ советского народа – «он весь или сидит, или стоит на коленях», однако скульптуры одобрил Сталин. Алексей Душкин, архитектор станции «Площадь Революции», вспоминал: «На эту станцию при открытии прибыл генеральный секретарь И.В. Сталин, одобрил, ходил быстро вокруг скульптур и говорил «как живые, как живые» с грузинским акцентом».

На удачу…

Народная молва приписывает этим скульптурам некие магические свойства, в связи с чем сложились поверья: например, если ранним утром потрогать флажок в руках у сигнальщика с «Марата», день будет удачным. А тем, кто собирается на свидание, советуют коснуться туфельки бронзовой девушки, однако ни в коем случае нельзя тереть бронзового петуха, а тем более трогать его клюв. Студенты говорят, что верная примета удачно сдать экзамен – потереть нос бронзового пса. В результате таких суеверий у каждого собачьего носа постоянно выстраивается целая очередь, из-за этого скульптуры оказались под угрозой уничтожения – если раньше они просто блестели, то теперь утратили рельеф поверхности и начинают терять форму.

Памятник Матвею Манизеру, установленный на Новодевичьем кладбище

Последней крупной работой Матвея Манизера стала выполненная совместно с группой молодых скульпторов многофигурная композиция «Борьба за мир». Скончался выдающийся скульптор 20 декабря 1966 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Все фотографии взяты из открытых источников.

2
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
ВалерийPavel_Evdokimov_273 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Pavel_Evdokimov_273
Участник

Огромное спасибо за очень интересную статью! Манизер — гениальный скульптор