2 февраля 2020, 09:55

Сегодня в рубрике «Метрополитены мира» мы расскажем о самом восточном метрополитене России, построенном в городе Новосибирск.

В 1954 году при разработке градостроительного плана Новосибирска было предложено три варианта плана развития города, каждый из которых предполагал строительство метрополитена.

Вновь вопрос о проектировании метро был поставлен в 1962 году при разработке нового плана развития Новосибирска. Город, будучи крупным центром промышленности, культуры и науки, быстро рос, а 9 июля 1962 года в Новосибирске родился миллионный житель, что давало право на строительство метрополитена.

В 1968 году городские власти поручили разработку проекта институту «Новосибгражданпроект» (до этого «Новосибпроект»). В конце 1970 года разработка «Схемы развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года» была завершена и 15 февраля следующего года её передали на рассмотрение и согласование вначале в городской, а затем в областной исполком. Согласно разработанной в институте схеме, Новосибирский метрополитен включал три линии общей протяжённостью 52 км с 36 станциями. В местах пересечения линий были запланированы четыре пересадочных узла.

Строительство станции «Октябрьская»

В августе 1972 года в Новосибирске побывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Во время заседания областного партийно-хозяйственного актива подняли вопрос о строительстве метро. Генеральный секретарь пообещал, что рассмотрит это предложение вместе с правительством. Но лишь в апреле 1975 года Совет Министров РСФСР утвердил технико-экономическое обоснование проектирования и строительства в Новосибирске первой очереди метрополитена протяжённостью 13,1 км с одиннадцатью станциями.

12 мая 1979 года была забита первая свая на месте сегодняшней станции «Октябрьская». А через шесть с половиной лет – 28 декабря 1985 года – государственная приемочная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию пускового участка первой очереди со станциями «Красный проспект», «Площадь Ленина», «Октябрьская», «Речной вокзал» и «Студенческая» протяженностью 7,3 км с уникальным мостовым переходом через реку Обь. Для пассажиров такое долгожданное новосибирское метро открыло свои двери 7 января 1986 года.

Станция «Гагаринская»

После запуска Новосибирский метрополитен стал первым и пока единственным за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также четвёртым в России и одиннадцатым в Советском Союзе.

Ввод первого участка кардинально изменил схему движения городского наземного транспорта в городе. Конечные остановки многих автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов теперь привязаны к станциям метро. Крупными пересадочными узлами стали станция «Студенческая» в левобережной части города и станция «Красный проспект» в правобережье.

Поезд на станции «Речной вокзал»

Сегодня Новосибирский метрополитен состоит из двух линий, общей протяженностью 15,9 километров с 13 станциями. Все станции расположены на территории города: «Студенческая» и «Площадь Маркса» в левобережной части города, а остальные ج на правом берегу. Все станции – подземные мелкого заложения, кроме станции «Речной вокзал» – она наземно-подземная, спроектированная в едином комплексе с одноименной платформой пригородных электропоездов.

Несмотря на относительную молодость, Новосибирский метрополитен по объему перевозок занимает третье место среди метрополитенов России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу. Метро в Новосибирске ежедневно перевозит в среднем почти 230 тысяч пассажиров. При этом доля метрополитена в общем объеме городских перевозок сегодня составляет около 19%, а в перевозках осуществляемых муниципальным транспортом – 46,7%. За 2019 год новосибирское метро перевезло почти 84,5 млн пассажиров

По числу станций Новосибирский метрополитен занимает четвёртое место в России, уступая, кроме столичных, ещё и Нижегородскому метрополитену.

Строительство метромоста через Обь

Но главная гордость – это 1 место в мире по длине метромоста. Новосибирский метромост через реку Обь вместе с береговыми эстакадами имеет длину 2145 метров (из них 968 метров – русловая часть). Строительство моста было продиктовано серьёзной транспортной проблемой Новосибирска, заключающейся в связи левого и правого берегов Оби. Изначально существовало два варианта – тоннель или метромост. Также рассматривался вариант протянуть метро по второму ярусу существующего Коммунального моста, но против этого проекта выступили авторы и проектировщики этого моста. В итоге предпочтение было отдано строительству мостового перехода, поскольку этот проект оказался самым дешёвым.

Новосибирский метрополитен работает с 5:45 утра до полуночи. Эксплуатационный парк состоит из 26 четырёхвагонных составов (в основном типа 81-717/714), которые курсируют с интервалом от 02:45 (минимально возможный интервал на Ленинской линии) до 12 минут в зависимости от времени суток. Обслуживает подвижной состав пока единственное эксплуатационно-ремонтное электродепо «Ельцовское».

Первоначально планировалось строить станции под шестивагонные составы с длинной платформы 120 метров. Но в результате по финансовым соображениям было решено постоить 102-метровые платформы с возможностью использовать составы максимально из 5 вагонов. Эскалаторами оборудованы семь станций, а всего в метро Новосибирска эксплуатируют 32 эскалатора.

Станция «Маршала Покрышкина»

В Новосибирске внедрена и совершенствуется система оплаты проезда «Электронный проездной», позволяющая учесть количество поездок любых категорий пассажиров. Действует единая транспортная карта для оплаты проезда на общественном транспорте. Последний раз стоимость проезда повышалась 8 декабря 2019 года. Сегодня стоимость разового проезда по жетону, бесконтактной банковской карте или с помощью платёжных систем Apple Pay и Google Pay составляет 25 рублей. По «Единой транспортной карте» – 24 рубля, а по «Дисконтной социальной карте», «Карте школьника» и «Карте студента» – 12 рублей 50 копеек.

Последняя открывшаяся станция – «Золотая Нива». Изначально она была открыта 7 октября 2010 года, но уже 26 октября закрылась в связи с выявленными конструкционными проблемами. Повторное открытие станции состоялось 9 февраля 2011 года.

Станция «Золотая Нива»

В ближайших планах развития Новосибирского метрополитена – достройка и открытие станции «Спортивная», запуск которой ожидается в 2022 году.

Все фотографии взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о