27 апреля 2021, 10:20

Ровно 30 лет назад в столице Урала произошло знаменательное событие – 27 апреля 1991 года распахнули свои двери для пассажиров первые три станции метрополитена. Екатеринбургский (или как он назывался в ходе строительства и даже несколько месяцев после открытия – Свердловский) метрополитен стал последним метрополитеном, открывшимся в СССР. За тридцать лет метро в Екатеринбурге выросло втрое – теперь здесь уже не три, а девять станций, расположенных в одну линию с севера на юг. Ещё две запланированные линии пока остаются городской мечтой.

Право на строительство метро советским городам нужно было заслужить. Причём не вкладом в промышленность страны или важностью с точки зрения транспортной доступности, а демографическими показателями. Собственная подземная железная дорога полагалась в нашей стране только городам-миллионникам. В Свердловске миллионный житель родился ещё в 1967 году. Но только в 1974 году утвердили Комплексную транспортную схему Свердловска, где в числе прочего отмечалась необходимость строительства метрополитена. Но дать на это право могла только Москва.

Торжественный митинг, посвящённый началу строительства метрополитена в Свердловске (в центре – будущий Президент России Борис Ельцин)

Чтобы запустить стройку, первый секретарь Свердловского обкома Борис Ельцин лично встретился с генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым. В своей первой официальной автобиографии «Исповедь на заданную тему» Ельцин писал: «Нам надо было пробить вопрос о строительстве метро – все-таки уже миллион двести тысяч в Свердловске, а для этого нужно было решение Политбюро. Поэтому решил пойти к Брежневу. Созвонился. «Ну, давай, приезжай», – говорит. Я, зная стиль его работы в тот период, подготовил на его имя записку, чтобы ему оставалось только наложить резолюцию. Зашел, переговорили буквально пять-семь минут – это был четверг, обычно последний день его работы на неделе, как правило, в пятницу он выезжал в свое Завидово и там проводил пятницу, субботу и воскресенье. Поэтому он торопился в четверг все дела закончить побыстрее. Резолюции он сам сочинить не мог. Говорит мне: «Давай диктуй, что мне писать». Я, естественно, диктую: «Ознакомить Политбюро, подготовить проект постановления Политбюро о строительстве метро в Свердловске». Он написал то, что я ему сказал, расписался, дает мне бумагу. Но, зная, что даже при этом документы потом где-то терялись, пропадали, я ему говорю: «Нет, вы пригласите помощника». Он приглашает помощника, и я говорю: «Дайте ему поручение, чтобы он, во-первых, зарегистрировал документ, а во-вторых, официально оформил ваше поручение: «Разослать по Политбюро». Он тоже молча все это сделал, помощник забрал бумаги, мы попрощались, и скоро Свердловск получил решение Политбюро о строительстве метро».

Торжественная церемония открытия станции «Машиностроителей» в 1991 году

Метрополитен в Свердловске начали строить в августе 1980 года. Первые станции собирались открыть в 1987 году, затем пуск передвинули на 1989 год, потом на 1990 год. В итоге первые три станции («Машиностроителей», «Уралмаш» и «Проспект Космонавтов») открылись только 27 апреля 1991 года. Общая длина первого участка метро составляла всего 2,6 км. Поезда тогда ходили «челноком», следуя только по одному пути.

22 декабря 1992 года – торжественный митинг, посвящённый вводу в эксплуатацию станции «Уральская»

Кстати, если бы не назревавший распад СССР, станции могли бы носить совсем другие названия. Первоначально их хотели назвать в честь знаменитых революционеров. Так, «Машиностроителей» должна была стать «Калининской» в честь Михаила Калинина. «Уралмаш» должна была стать «Орджоникидзевской» в честь Серго Орджоникидзе. Из первой тройки открытых станций лишь «Проспект Космонавтов» была названа так, как и планировалось изначально. Её посвятили освоению космоса, что нашло отражение и в дизайне интерьеров – светильники были сделаны в форме сопла космического корабля.

К 30-летию открытия метрополитена в Екатеринбурге запустили юбилейный поезд

Три станции, которые были открыты раньше всех, вовсе не были первыми, если смотреть по порядку их строительства. Исторически возведение метрополитена в уральской столице началось с современной станции «Уральская», которую тогда еще хотели назвать «Свердловской». Так как станция возводилась рядом с железнодорожным вокзалом, она позиционировалась как своеобразные «ворота в город», поэтому её украсили люстрами из кованого металла, произведенного на Урале, а также облицевали мрамором, добытым рядом с Нижним Тагилом. Открыли «Уральскую» лишь 23 декабря 1992 года, то есть через год и восемь месяцев после того, как в столице Урала заработало метро.

В вагонах юбилейного поезда разместили фотографии, иллюстрирующие историю уральского метро от начала до сегодняшних дней

Самой последней открывшейся станцией метро Екатеринбурга является «Чкаловская», открытая на действующем перегоне 28 июля 2012 года. Сегодня длина единственной линии составляет 12,7 км. Несмотря на такую скромную протяженность, метро Екатеринбурга занимает 4 место по объёмам перевозок пассажиров в России (после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска). В Екатеринбургском метрополитене сегодня трудится около 1,3 тысяч человек, из которых 60% мужчины.

Вторая и третья линии – пока несбыточная мечта всех жителей города

До 2025 года в Екатеринбурге планируется строительство второй линии метрополитена. Она должна соединить Втузгородок и ВИЗ-Правобережный. На западном участке планируют 4 станции – «Верх-Исетская», «Металлургов», «Татищевская» и «Уральских Коммунаров». На восточном участке должно быть построено 5 станций – «Каменные Палатки», «Втузгородок», «Политехническая», «Восточная» и «Театральная».

ЕКАРТА – единый электронный билет для проезда в городском транспорте Екатеринбурга

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Mikhail_Klimov_050 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Mikhail_Klimov_050
Участник

Очень обидно, что в таком большом и красивом городе так мало станций метро и всего 1 коротенькая линия