19 апреля 2020, 10:00

Шанхайский метрополитен открылся сравнительно недавно – 28 мая 1993 года. Он является вторым (после Пекинского метрополитена) по протяжённости линий и третьим в мире (после Пекина и Токио) по объёмам пассажирских перевозок.

Шанхай –  третий город в Китае (после Пекина и Тяньцзиня), в котором построили метро. Стремительный экономический рост Шанхая, начавшийся в конце XIX века, позволил городу к 30-м годам прошлого века стать одним из крупнейших торговых центров планеты. В 1949 году к власти пришли коммунисты, чья политика перераспределения экономических и технологических ресурсов богатых регионов в пользу бедной глубинки не оставила ни единого шанса на возрождение былого величия Шанхая. Долгие годы экономика города находилась в стагнации, а в 1978 году в Китае началась политика реформ, многие южные города Поднебесной получили статус особых экономических зон, в результате чего они стали стремительно развиваться. Шанхай стремительно разрастался и до этого момента, а уж после темпы его развития набрали сверхскорости. Из-за такого быстрого, но беспорядочного разрастания Шанхай оказался в плотном кольце хаотически застроенных предместий, которые заполнили все свободные пространства, что усугубило и без того острые транспортные проблемы. В начале 1990-х годов правительство и городские власти замахнулись на весьма амбициозную задачу – превратить Шанхай в центр международной торговли и финансов. Исторический центр Шанхая совершенно не годился под такие цели: слишком мало места. К этому моменту город сильно растянулся вдоль реки Хуанпу, застройка велась уже и на противоположном ее берегу, поэтому под будущий деловой центр выбрали территорию Пудуна.

Глядя на современный Пудун, являющийся сегодня деловым центром всего Китая, особенно всемирно известные небоскребы «Восточная жемчужина» (телебашня), «Цзинь Мао», Шанхайский всемирный финансовый центр, сложно поверить, что всего четверть века назад тут были только сады, рисовые поля и трущобы. Перед властями города встал вопрос, как упорядочить дальнейшее развитие Шанхая, а также обеспечить его жителям достойную транспортную инфраструктуру. Так появился Генеральный план реконструкции и развития Шанхайского района, согласно которому дальнейшее развитие города должно происходить вдоль основных транспортных магистралей. Власти Китая начали строительство метрополитена, ведь для обеспечения мобильности такого колоссального количества жителей транспорт должен был быть вместительным и скоростным. Именно этими двумя параметрами руководствовались власти города, которые чуть более чем за 25 лет «развернули» на территории Шанхая метросеть общей протяженностью в 705 км (29 км из них – линия маглева). 415 станций на 17 линиях, ежедневный пассажиропоток более 13 млн человек. При этом дизайн станций современен, лаконичен и функционален, но уныл, а в отделке использованы достаточно дешёвые материалы. Однако на техническом обеспечении метро тут не экономят.

Станция Beijing Zoo

Все станции шанхайского метрополитена – и наземные, и надземно-эстакадные, и подземные колонные мелкого заложения – сплошь «островного» типа. Из всего Шанхайского метрополитена только станция «Шанхайский зоопарк» оформлена тематически. Сейчас китайцы никуда не торопятся и расширяют метросеть «с толком, с расстановкой», у них появилась возможность придумывать дизайнерские «фишки» для оформления станций. Например, на участке продления линии 5 станции будут оформлены в стиле хай-тек: децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещенного помещения, прямые линии и формы, много хромированных поверхностей, металла и стекла в отделке. А на участке продления линии 13 дизайнеры станций решили обратиться к культурному наследию своей страны: стены станций будут украшены картинами (пейзажи и быт, романтические и трагические сюжеты из истории страны), выполненными в стиле традиционной китайской акварели, и китайской каллиграфией, которую называют «Жемчужиной Востока». Китайская каллиграфия насчитывает более 5000 лет, это сущность китайской культуры и предмет гордости жителей Поднебесной. Также дизайнеры-оформители хотят, чтобы нахождение на этих станциях дарило пассажирам удовольствие не только от созерцания прекрасного, поэтому для каждой станции будет написано свое музыкальное сопровождение и подобран индивидуальный аромат. Нынешние станции отличить друг от друга сложно. Единственное различие – цвета, используемые в отделке, как и все станционные указатели, эскалаторы, полосы на поездах и даже места для сидения в некоторых вагонах соответствует цвету линии, на которой находятся.

Логотип метро Шанхая – красная буква «M» в стилизованном кружочке (вверху справа)

Навигация в метро Шанхая чёткая, интуитивно понятная и предельно лаконичная. Везде на полу нанесена тактильная разметка. Заблудиться практически невозможно, поскольку везде есть указатели на китайском и английском языках (как и все объявления на станциях и в вагонах поездов), и помимо того, что они все раскрашены в цвета, соответствующие цвету линии, половина из них – понятные картинки. Сделано так неспроста: метро должно быть удобным не только для маломобильных пассажиров или туристов, но и для неграмотных граждан. А таких ещё много в Китае, особенно в глухих деревнях: они не умеют читать, но цвета различают, а на картинке все понятно и без надписей. Линии, хоть каждая из них и имеет свое название, пронумерованы, и популярностью пользуется именно числовой способ обозначения. Кстати, такой же способ используется и для обозначения входов/выходов на каждой станции. А их, к слову, может быть много, и разнесены они на значительное расстояние. Сделано так для того, чтобы не пересекать поток пешеходов и машин и выводить людей сразу в нужные места, что особенно важно в условиях плотной застройки. Больше всех отличилась в этом плане станция «Сюйцзяхуэй» – выходов здесь целых восемнадцать!

На каждой платформе нанесена специальная разметка, откуда будут выходить пассажиры из вагона и откуда нужно заходить в вагон, но в Шанхайском метрополитене это не работает: выходят и заходят одновременно, устраивая столпотворение. Толпы собираются не только в самом метро, но и на входе в него, а также в переходах, поэтому как средство борьбы с давкой практически везде установлены металлические заграждения-разделители. В метро поддерживается идеальная чистота. Все станции, кроме самых старых (их также постепенно модернизируют), оборудованы туалетами для пассажиров, лифтами, цифровыми панелями, стеклянными заграждениями-дверями, отделяющими платформу от пути в целях безопасности пассажиров, и экранами, по которым постоянно крутят рекламу, иногда перемежая её новостями. Кстати, рекламы здесь очень много: рекламные щиты, наклейки, баннеры, светящиеся панели, ростовые куклы и манекены – повсюду, вплоть до поручней в вагонах. Рекламу транслируют даже на стенах тоннелей метро благодаря специальным сенсорным проекторам, растягивающим изображение относительно движения поезда. И все яркое, назойливое, часто – в аниме стиле, который очень нравится китайцам.

В вестибюлях и переходах ведётся торговля: кафе и магазинчики, салоны связи и сувенирные лавочки. Здесь можно приобрести электронику, продовольственные товары, косметику, одежду. А также перекусить «на ходу» или даже провести деловой обед. Логотип метро в Шанхае – что-то среднее между знаками московского и питерского метро: красная буква «M» в стилизованном кружочке. Явно заимствованный символ, поскольку в слове «метро» по-китайски (地铁 — dìtiě) нет звука «м». Актуальную карту метро выдают бесплатно на вокзалах и в аэропортах. Кроме того, существует официальный сайт метрополитена в Шанхае, где карта представлена на национальном и английском языках.

Транспортная карта Shanghai Public Transportation Card, билет на одну поездку и Maglev & MetroPass

Некоторые станции открываются в 5 утра и закрываются в 11 вечера, но основной график работы – с 06:00 до 22:00. Стоимость проезда в метро зависит от расстояния, проезд на Маглеве оплачивается отдельно. По многоразовой транспортной карте Shanghai Public Transportation Card проезд обойдется чуть дешевле и её можно использовать на всех видах общественного транспорта. Бесплатно воспользоваться метро могут дети, чей рост не превышает 1,2  м, а также граждане Китая старше 70 лет. Особое внимание китайцы уделяют безопасности на транспорте: визуальная проверка охраной на входе и пропуск массивного багажа через магнитную ленту обязательны. В метрополитене можно фотографировать всё, кроме постов охраны, иначе не в меру навязчивых туристов ожидает большой штраф.

В отличие от многих других метросистем, в Шанхайском метрополитене применяется верхний токосъем вследствие используемого напряжения 1500 В. Ширина колеи традиционная европейская (1435 мм), что позволяет транспортировать вагоны, используя железнодорожную сеть страны. Применяется система автоведения на линиях, но полностью автоматизированная линия (без машинистов) пока только одна. Поскольку парк подвижного состава очень большой (более 5 тысяч поездов), эксплуатируются современные составы зарубежного и китайского производства. В зависимости от загруженности линий, интервал движения поездов составляет от 2 до 15 минут. Как правило, в центре время ожидания поезда меньше, чем на окраинах.

Скорость поезда Маглева – до 430 км в час!

Отдельно стоит упомянуть о маглеве, который также входит в состав Шанхайского метрополитена. Линия маглева – особая, на которой эксплуатируются составы на магнитной подушке, доставляющие пассажиров из аэропорта Пудун на станцию метро «Лунъян Лу». Поезд «пролетает» 30 км пути за 7,5 минуты на скорости 430 км в час. Шанхайский маглев является первой в мире коммерческой линией с технологией магнитной подвески. В 2003 году он был зачислен в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрый поезд в сегменте общественного транспорта.

Bund Sightseeing Tunnel

Тоннель Бунд Шанхайского метрополитена (Bund Sightseeing Tunnel) соединяет между собой районы Пудун и Бунд, пролегая под рекой Хуанпу. С момента своего открытия он служит не столько транспортным целям, сколько развлекательным. На протяжении 647 метров этот подземный участок опутан оптическими технологиями, создающими эффект разноцветных нитей, сменяющих цвета будто в калейдоскопе. Благодаря тысячам ламп, проекторов и экранов действие оптики многократно усиливается, и путешествие напоминает поход в кино на полнометражный фильм в формате 3D. Всю поездку в вагоне-кабинке звучит соответствующее музыкальное сопровождение, а насладиться видом позволяет панорамное остекление. Поездка занимает всего пять минут, стоимость билета в несколько раз превышает обычную стоимость проезда в метро, но отбоя от желающих прокатиться нет: очень уж красиво и необычно!

Тоннель Бунд — вид из вагона

Все фотографии взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о