1 февраля 2020, 10:00

Сегодня в нашей рубрике «Метро в лицах» рассказ об удивительном человеке – мозаичисте Владимире Александровиче Фролове.

Художник-мозаичист Владимир Фролов (конец 1930-х годов)

Имя Владимира Фролова больше известно в Москве: именно в его мастерской были созданы великолепные мозаичные панно для трёх станций Московского метрополитена – «Маяковской», «Автозаводской» и «Новокузнецкой». Последнюю работу он заканчивал в блокадном Ленинграде, и она в буквальном смысле стоила ему жизни.

Владимир Александрович Фролов родился в 1874 году в Санкт-Петербурге в потомственной семье русских мозаичистов. Жизнь его отца, Александра Никитича Фролова, была тесно связана с искусством мозаики. К середине 1860-х  годов Александр Фролов был уже опытным художником–мозаичистом, успевшим поработать над выполнением мозаичных картин для Исаакиевского собора.

Изготовление мозаики всегда было работой кропотливой, долгой и очень дорогой. Сначала на мастику переносили контур изображения, затем, сверяясь с оригиналом, укладывали кусочки смальты. Каждый кусочек тщательно подкалывали и плотно укладывали с минимальным зазором. По окончании набора мозаику переводили на цементную основу. Набор заклеивали плотной материей, переворачивали, мастику счищали и заливали цементом. Затем лицевую поверхность шлифовали, швы подкрашивали цветным воском и полировали.

Мозаика в приделе св. Екатерины. Исполнена А. Н. Фроловым.
Работа обращает на себя внимание точностью и мастерством передачи нежных красок лица, мягкой ткани, блеска драгоценных камней и металла. На Московской политехнической выставке 1872 года была удостоена большой золотой медали.

В 1888 году, вслед за отцом, мозаикой стал заниматься его старший сын – Александр Александрович Фролов, разработавший свою технологию создания мозаики, при которой все работы значительно упрощались: теперь набор стали производить сразу на обратную сторону кальки, снятой с оригинала.

В 1890 году отец и сын Фроловы открыли первую в России частную Мастерскую декоративной мозаики, в которую в 1893 году был зачислен и младший Фролов – Владимир.

В 1895 году мастерская выиграла у Мозаического заведения Императорской Академии художеств и двух итальянских фирм конкурс на выполнение наружных мозаик храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге. Спустя год Фроловы получили и крупнейший заказ на исполнение мозаичного убранства интерьера собора.

Спас на крови. Христос во Славе, мозаика алтаря (по оригиналу Н. Н. Харламова)

Владимир Фролов с 1894 года учился на живописном отделении Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, однако смерть старшего брата в 1897 году сделала его организатором семейного дела, и он был вынужден оставить занятия в Академии художеств.

В 1900 году Владимир Александрович стал руководителем мастерской, где за два десятилетия было создано множество выдающихся произведений. В 1905 году Фролов женился на дочери русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа – Нине Леонтьевне.

До 1917 года имя Владимира Фролова гремело на всю Россию – он в собственной мастерской создавал лучшие мозаики в стране, собрал уникальную коллекцию декоративно-прикладного искусства. Но после Октябрьской Революции мозаику посчитали излишне религиозной и запретили.

Именно Владимиру Александровичу Фролову искусство мозаики обязано своим возрождением в советский период. Алексей Щусев, архитектор мавзолея Ленина, так ценил его работы, что настоял: траурный зал должен быть отделан только смальтой! На эту работу Фролов потратил самое дорогое, лучшее цветное стекло, которое когда-то предназначалось для работ, заказанных Николаем II. С тех пор мозаика была официально признана и в Советском Союзе. Что, впрочем, не помешало новой власти дважды арестовывать художника по нелепым обвинениям, лишить его личной мастерской и дома.

До революции Фроловы жили в собственном доме на Большом проспекте Васильевского острова. Там же с 1897 года размещалась мозаичная мастерская. В 1918 году, когда мастерскую закрыли, художник переехал в мозаичную мастерскую Академии художеств.

Именно в этой мастерской Владимир Фролов и его мастера выполнили свои самые знаменитые работы советского периода – мозаики для станций московского метро «Маяковская», «Автозавозаводская» и «Новокузнецкая».

Мозаика на станции «Маяковская»

Станция «Маяковская» архитектора Алексея Душкина, открывшаяся в 1938 году, была украшена 35 мозаичными сюжетами, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки на тему «Сутки советского неба».

А вот мозаики, которые сегодня можно увидеть на станции «Новокузнецкая», изначально предназначались для установки на другой станции московского метро – «Донбасской». «Но такой станции в московском метро нет!», — скажете вы… Есть! Только называется она по-другому. Это – «Павелецкая» Замоскворецкой линии. А вот мозаик там и вправду нет. Но, давайте по-порядку…

Проект станции «Донбасская» («Павелецкая») братьев Весниных с квадратными мозаиками

Название проектируемой станции третьей очереди «Донбасская» диктовалось близостью вокзала, с которого в Донецк уходили поезда. Архитекторы братья Веснины решили превратить эту станцию в «Музей Донбаса», для чего и заказали мозаики художнику Александру Дейнеке и мозаичисту Владимиру Фролову – тем самым, которые создали мозаичные шедевры для «Маяковской».

Причем, с точки зрения Весниных, с «Маяковской» вышло не всё так уж идеально – архитектор Алексей Душкин слишком глубоко утопил мозаики в потолок, так что увидеть их можно было, лишь задрав голову вверх, а в перспективе вестибюля они не просматривались. Для Душкина, конечно, главной целью было другое – создать иллюзию, что над головами пассажиров не огромная толща земли, а бескрайнее советское небо. Именно для достижения такого эффекта в потолке и были специально спроектированы купола, а уже в них – мозаичные «окна в небо».

Проект станции «Павелецкая» («Донбасская») братьев Весниных с изображением восьмиугольных мозаик по эскизам Александра Дейнеки

Веснины, с присущей им творческой дерзостью, решили превзойти Душкина. Их проект станции глубокого заложения был очень похож на душкинский, но идея состояла в том, чтобы сделать лучше, чем у Душкина, построить «идеальную станцию».

Мозаики для «Донбасской» тоже изображали небо – идея «окон в потолке» импонировала Весниным. Дейнека разработал программу мозаичного ансамбля. «В основном среднем проходе станции по всей протяжённости… были запроектированы 14 восьмигранников… Тема мозаик – железнодорожная магистраль Москва – Донбасс. Проходя по станции от края и до края, вы как бы пролетали сотни километров, отделяющие Москву от сердца южной промышленности – Донбасса», — писал Александр Дейнека в своих мемуарах.

Александр Дейнека приступил к работе над эскизами в апреле 1940 года. Он постепенно передавал картоны с эскизами в Ленинград и к концу 1940 года часть мозаик была уже готова, а в январе 1941 года их отправили в Москву.

Работа над мозаиками для станции «Павелецкая», 1940 год.
Владимир Фролов – в центре мастерской.

Несмотря на то, что в начале войны строительство метро было приостановлено, уже в декабре 1941 года работы возобновились, правда только на двух из трёх станциях Замоскворецкого радиуса. С «Павелецкой» всё оказалось сложно – станция глубокого заложения колонного типа предполагала особые металлоконструкции, которые оказались на временно оккупированной территории в Днепропетровске. Поэтому 1 января 1943 года участок до «Завода имени Сталина» открылся, но без «Павелецкой».

Пропущенную станцию решено было построить быстро и самым простым способом – без центрального зала с пилонным участком перед эскалаторами. Новый временный проект станции архитектор Князев совместно с Алексеем Душкиным выполнили за несколько дней. Но, очевидно, что мозаикам в усечённом варианте «Павелецкой» места просто не нашлось. Кстати, перронные залы на станции предполагалось оставить с обнажёнными тюбингами, с покраской по типу Крымского моста, но и это не укладывалось в сроки. В результате залы были просто подшиты цементными щитами. Так что вариант оформления станции, как на «Савёловской» Большой кольцевой линии, мог появиться ещё в 40-е годы прошлого века. А между тем, реконструкции «Павелецкой», начавшаяся в 1948 году продолжилась более 10 лет.

Проект станции «Новокузнецкая». Архитекторы Надежда Быкова и Иван Таранов

Проектирование станции «Новокузнецкая» было поручено архитектору Ивану Таранову, который узнав о готовых панно, предназначавшихся для «Павелецкой», решил установить их на «Новокузнецкой». Надежда Быкова, его жена и соавтор проекта, позже вспоминала: «Мы заканчивали «Новокузнецкую» уже во время войны. Заготовленные для неё архитектурные детали были спрятаны в подвал. Муж вернулся в Москву из эвакуации раньше меня. В письме написал мне, что обнаружил оставшиеся не у дел прекрасные мозаичные плафоны Дейнеки, предназначавшиеся для «Павелецкой» и что намеревается использовать их в нашей станции. Мне не хотелось отягощать мозаикой лёгкий свод, но я не успела отговорить мужа. Когда приехала в Москву, плафоны уже были установлены».

Мозаика на станции «Новокузнецкая»

«История создания этих мозаик овеяна дыханием трудового подвига. Картины сделаны в Ленинграде, в Академии художеств. Их собрал по рисункам художника Дейнеки лучший знаток мозаики в нашей стране художник Фролов. Часть картин создавалась в тяжелые дни блокады. В осаждённом, израненном, но не покоренном Ленинграде, когда на площадях и улицах рвались артиллерийские снаряды, художник Фролов подбирал нежные тона, кропотливо и внимательно искал лучшие цвета, чтобы полнее выразить торжество жизни и неугасимую веру в свободу Родины, в прекрасное будущее народа.

Картины перевозились в Москву по Ладожскому озеру. Над серыми волнами кружились фашистские коршуны. Они несли на своих крыльях чёрные кресты – знаки смерти и тлена. А внизу отважные советские моряки на небольших судах везли драгоценный груз, исполненный жизни и красоты.

Художника Фролова нет с нами. Он погиб на посту, как воин. Но его мечта сбылась Яркой радугой красок горят его картины в подземном дворце», – писали С. Потемкин и А. Владимиров в книге «Третья очередь метро», вышедшей в 1945 году.

Станция «Завод имени Сталина» (сейчас – «Автозаводская»), спроектированная Алексеем Душкиным, была открыта 1 января 1943 года. Сюжеты мозаичных картин, размещённых на восточной стене станции, посвящены Заводу имени Сталина («Литейный цех», «Механосборочный цех», «Кузнечный цех» и «Монтаж гусениц на танк КВ-1»), а расположенных на западной стене — мирному труду и подвигу советского народа во время Великой Отечественной войны («Жатва», «Астраханские рыбаки», «Погрузка бомб на бомбардировщик» и «Морской бой»). Война внесла свои коррективы в оформление всех строящихся станций метро, в том числе и «Автозаводской». Авторы рисовали эскизы мозаик в начале 1941 года, а уже после начала войны половина из них приобрела военную тематику.

Проект станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).
Интерьер перронного зала. Перспектива.
Алексей Душкин, 1942 г.

«Участие автозавода в обороне, помощь автозаводцев в строительстве навела на мысль изобразительными средствами запечатлеть в интерьере станции военные дни. Были выполнены тематические мозаики. Восемь мозаичных панно из смальты разместились на путевых стенах, облицованных мрамором.

По замечательным эскизам художников-монументалистов Василия Бордиченко, Бориса Покровского и Фридриха Лехта ленинградская мозаичная мастерская под руководством Владимира Фролова выполнила монументальные мозаики из смальты общей площадью более 150 кв. метров, причём, при разработке картонов были консультации художника Евгения Лансере, а при утверждении эскизов тематических панно – упоминался опыт французского художника-монументалиста Пюви де Шаванна. Панно из смальты — вечные монументальные изобразительные средства. Цветная смальта, состоящая из стекла, сплавленного с различными металлами или с тонкими золотыми или серебряными листиками, поступала из запасов Ломоносовского завода. Позже она варилась в Ленинграде нашими мастерами.

Мозаика на путевой стене станции «Автозаводская»

Эта работа осуществлялась большим коллективом энтузиастов мастеров-мозаичистов, которые выполняли набор картин наклейкой смальты на кальки с рисунками контуров в обратном изображении. Затем, после заливки цементным раствором и армировки стальными стержнями, получали плиты с рамами и прямым изображением картины из смальты. Этот способ отличается от древних, состоявших в прямом подборе изображения из камушков смальты. На удивление, эти плиты были в срок перевезены в Москву из Ленинграда под бомбардировками, по знаменитой дороге — «Дороге жизни» по льду Ладожского озера. Проявлены героические усилия», – вспоминал в неопубликованной книге о творческой деятельности Алексей Душкин.

Станция «Завод имени Сталина» («Автозаводская») в день открытия — 1 января 1943 года.
Видно, что некоторые мозаики были установлены уже после открытия станции.

Владимир Фролов не покинул мастерскую во время блокады и заканчивал панно в одиночестве – молодые ученики ушли на фронт, а старые умерли от голода. Ленсовет принял решение о прекращении работ – художник мог бы уехать в эвакуацию, но тогда бы погибла мастерская и почти готовые работы.

Зимой 1941-1942 годов Фролов, 68-летний старик, умирая от истощения, в холоде, с забитыми фанерой окнами, при свете керосинки складывал из кусочков разноцветной смальты свои мозаичные картины.

Владимир Александрович Фролов, выдающийся русский и советский мозаичист, выполнив свой последний заказ и отправив его в Москву в конце января 1942 года, спустя несколько дней умер от истощения в блокадном Ленинграде 3 февраля 1942 года. Похоронили его на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге в братской могиле профессоров Академии художеств.

Братская могила на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге

Фамильная коллекция смальты Фроловых является крупнейшей из существующих в мире подобных коллекций. Она и поныне хранится в Петербургской Академии художеств.

В память о выдающемся художнике-мозаичисте в 2013 году на станции «Новокузнецкая» по инициативе руководства Московского метрополитена была открыта мемориальная доска с надписью: «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова».

Мемориальная доска на станции «Новокузнецкая»

Все фотографии взяты из открытых источников.

6
Оставить комментарий

avatar
5 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
6 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
6 Авторы комментариев
Anatoly_Novoseltsev_022Alexander_Lobov_066Mikhail_Cherkasov_268Пётр НовиковVladimir_Diyachkov_046 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Irina_Martynova_071
Участник

Спасибо за столь подробный и тёплый рассказ об этом уникальном мозаичисте.

Vladimir_Diyachkov_046
Участник

Прекрасная статья.
Спасибо большое автору за кропотливую подборку и подачу материала.
PS В самом начале исправьте пожалуйста 1988 на 1888 год.

Mikhail_Cherkasov_268
Участник

Спасибо. Было интересно