21 мая 2022, 10:00

Супруги Элеонора Жарёнова и Владимир Васильцов – известные мастера отечественного монументального искусства. За полвека совместной творческой деятельности ими было создано много значительных монументальных произведений в нашей стране и за рубежом. Среди них – оформление Дворца культуры учёных в Протвино, здания советского Центра науки и культуры в Дели, флорентийская мозаика «Древняя история Москвы» на станции московского метро «Нагатинская» и многие другие. Их масштабные, яркие, дерзкие, проникнутые энергией поиска работы вносили в архитектуру новое содержание, придавали ей острую индивидуальность и современное звучание.

Художник Элеонора Жарёнова

Советский и российский художник-мозаичист, живописец, график, литограф, иллюстратор, акварелист Элеонора Жарёнова родилась 2 сентября 1934 года в Москве в семье известного художника киностудии «Мосфильм» Александра Жарёнова, ученика Аристарха Лентулова. Училась в Московской средней художественной школе. С 1954 по 1960 год Элеонора Александровна Жарёнова вместе со своим будущим мужем Владимиром Константиновичем Васильцовым обучалась в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова при АХ СССР в мастерской монументальной живописи народного художника СССР, академика Александра Александровича Дейнеки. Великий Мастер учил их мыслить масштабно, обращаясь к большой аудитории зрителей. На мировоззрение молодых художников большое влияние оказало общение с выдающимся мастером Владимиром Фаворским и художниками его школы. Десятилетия творческого сотрудничества и дружбы связывали их с художником-живописцем Андреем Васнецовым.

«Продавцы» (холст, масло)
Художник Элеонора Жарёнова (1960-е)

В станковом творчестве каждый из художников шёл своим самостоятельным путем. В живописных и графических работах Элеоноры Жарёновой чувствуется уверенная рука художника-монументалиста. Отталкиваясь от натуры, она создает обобщённый образ, творя новую реальность, вызванную к жизни волей художника. Каждый предмет и персонаж на полотнах Элеоноры Жарёновой значителен и содержателен, а вместе они образуют особый мир, немногословный, суровый и поэтический. Он перерастает границы быта, в нём выражается мироощущение самого художника. Рядом с античными сюжетами представлены полотна на темы русской истории, картины и натюрморты, посвящённые деревне и охоте, портреты, проникнутые нежностью, любовью к близким, друзьям и животным.

«Иконописец» (бумага, акварель, графитный карандаш)
Художник Элеонора Жарёнова (1994)

С 1960 по 1982 годы Элеонора Жарёнова работала в Комбинате монументально-декоративного искусства МГОХФ РСФСР, где выполнила большое количество значительных монументальных произведений в Москве и других городах, часто работая в соавторстве со своим мужем Владимиром Васильцовым.

Художник Владимир Васильцов (1932-2002)

В творческой жизни народного художника России Владимира Васильцова станковое творчество также занимало важное место. Он писал только то, что ему было близко и интересно. Художник был прекрасным и тонким колористом, особенно любил краски весенней и осенней природы. В серии деревенских пейзажей, написанных акварелью непосредственно с натуры, природа необыкновенно живая и эмоциональная.

Супруги работали в таких техниках, как флорентийская и римская мозаика, гобелен, витраж, фреска, инкрустация и т.д. К их самым известным работам относятся: мозаика в интерьере станции технического обслуживания «Жигули» на Варшавском шоссе (1975); гобелен «Ленин – наше знамя» в зале заседаний административного здания (1982, Государственная премия СССР); горельефы «Космос» и «Математика» в ЦНИИЭП (Калуга, 1971); рельефы «Вода и Солнце» в ДК Гидрострой (1973); горельеф с мозаикой «Лента Мёбиуса» на фасаде здания ЦЭМИ АН СССР (1976); витраж «Времена года» в здании советского посольства в Марокко (Рабат, 1976); интарсия «Архитектурные памятники СССР» в холлах здания советского Центра науки и культуры в Индии (Дели, 1982);  флорентийская мозаика «Гербы древних городов» в Свято-Даниловом монастыре (1988); 12 витражей с металлическим рельефом «Самоцветы» на Арбате (1986); флорентийская мозаика «Соборы Кремля» в гостинице «Палас Отель» (1992) и многие другие.

Мозаики на фронтальном фасаде Дома культуры «Протон» в Протвино (1967) – одни из их самых ранних совместных работ Элеоноры Жарёновой и Владимира Васильцова

Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ) на Нахимовском проспекте для архитектора Леонида Павлова стал одним из знаковых проектов. В основу композиции здания архитектор заложил квадрат, а в основу же пропорциональной схемы для величин сторон квадрата положил радиус Земли. В результате получилась мощная трёхчастная композиция здания, сложенная из блока для людей, блока для машин и монументального искусства.

«Лента Мёбиуса» на фасаде здания Центрального экономико-математический института АН СССР

По первоначальной задумке Леонида Павлова на фасаде здания должен был быть просто квадрат со сторонами 12,8 м (одна миллионная часть диаметра земли). Но приглашённые им художники Элеонора Жарёнова и Владимир Васильцов предложили превратить плоскую бетонную плиту в 169 м2 в ленту Мёбиуса, выполнив композицию в объёме. Горельеф с элементами римской мозаики, украшенный яркими пятнами и математическими формулами, очень эффектно смотрится на графически расчерченном плоском и монотонном фасаде с повторяющимся рисунком окон.

Флорентийская мозаика на путевой стене станции «Нагатинская»

Когда в начале 1980-х годов архитектор Леонид Павлов вернулся к проектированию станций Московского метрополитена, ему достались две станции строящегося на юге столицы Серпуховского радиуса – «Нагатинская» и «Серпуховская». Максимально лаконичный архитектурный образ «Нагатинской» – типовой станции-«сороконожки» – Леонид Павлов задумал обогатить продольной или поперечной аркадой, но в конкурсе проектов победил вариант с круглыми колоннами и монументальными панно на путевых стенах. Но даже мозаику на путевых стенах удалось защитить с трудом – архитектора убеждали, что путевые стены всегда скрыты от глаз пассажиров за вагонами. Но ему удалось доказать, что пассажиры в ожидании поезда, смотрят ни на что иное, как на путевую стену. Для реализации проекта Леонид Павлов пригласил своих старых знакомых – художников Элеонору Жарёнову и Владимира Васильцова. Для станции «Нагатинская» они создали красивую, тёплую по цвету флорентийскую мозаику «Древняя история Москвы», пластико-ритмическая структура которой вторит ритму колонн.

Художники Элеонора Жарёнова и Владимир Васильцов успели поработать во многих городах Советского Союза и в других странах. Сегодня строительство отличается минимализмом в использовании декора. В своей книге «Стенопись» (2015) Элеонора Жарёнова делится тревожными мыслями о том, что в настоящее время монументальное искусство мало востребовано и архитекторы почти перестали обращаться к художникам с заказами на оформление. Она пишет о том, что сейчас в основном строят «высотки» и торговые центры по иностранным чертежам без всякого осмысливания внутреннего интерьера: «Они строятся без очеловечивания и оживления, приспособления. Как-то вдруг возникло новое поколение архитекторов, которые не то что не признают совместной работы с художником, но даже не понимают, как это и зачем. Вопрос о культуре оформления интерьеров и даже экстерьеров повис в воздухе, всё теперь зависит от вкуса владельца, а у него откуда же он будет, этот вкус?»

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

Поедим — посмотрим… Книгу найдём — почитаем… Великолепное замечание о вкусе и патриотичности… А ведь институты выпускают архитекторов каждый год… Кого же они делают???