9 января 2021, 10:00

Тегеран – столица и самый крупный город Ирана, политический, экономический, транспортный, торгово-финансовый и культурный центр страны. Город расположен на севере страны у подножья горного хребта Эльбурс, в 90 км к югу от побережья Каспийского моря. В самом Тегеране проживает почти 9 млн человек, а население города с пригородами (Большой Тегеран) составляет около 15 млн человек. Таким образом, Тегеран является самым густонаселенным городом в Западной Азии, а на Ближнем Востоке по количеству жителей он уступает только Каиру. Тегеран бережно хранит наследие Персии: чего только стоят огромные мечети с искусной мозаикой, шумные базары с ароматом пряностей и специй, коврами ручной работы, расписными тарелками и цветными лампами. Приехав сюда, можно отыскать бесконечное количество приятных и уютных мест в городе и окрестностях.

Тегеран расположен у подножья горного хребта Эльбурс

Тегеран – центральный узел железных и шоссейных дорог. Тегеран, как и весь Иран, известен своими автомобильными дорогами отличного качества. В отличие от большинства прочих крупных городов Ирана, в Тегеране отсутствует кольцевая автодорога, вместо неё сооружено полукольцо, огибающее город с юга. Тегеран заработал себе весьма незавидную репутацию города, наполненного смогом и пробками. Для борьбы с ними, в частности, все городские дороги разделили на три зоны: общедоступные, частично ограниченные (с допуском по номерам) и запретные (используемые автобусами, такси и машинами «Скорой помощи»). Наземный общественный транспорт представлен автобусами и троллейбусами. Есть сеть скоростного автобуса, включающая в себя 5 маршрутов, где автобусы ходят по полностью выделенным полосам. Тегеранский метрополитен был открыт 7 марта 1999 года, в настоящее время он состоит из 7 линий, общая длина которых составляет 246,8 км. Метро соединяет столицу Ирана с крупным городом-спутником Кередж. В настоящее время ведётся строительство двух новых линий, ещё три линии проектируются.

В подземных вестибюлях кроме касс и автоматов по продаже билетов размещаются различные киоски, банкоматы и установлены питьевые фонтанчики

Планы строительства метро в Тегеране появились ещё в конце 1960-х годов. В 1970 году муниципалитет Тегерана объявил международный тендер на строительство метро в Тегеране. Французская компания SOFRETU, аффилированная с Транспортным управлением Парижа (RATP), выиграла тендер и в том же году начала предварительные исследования по проекту. В 1974 году был представлен окончательный отчёт с предложением так называемого «уличного метро», предполагавшего сооружение сети дорог с кольцевой скоростной дорогой в центральной части и двумя автомагистралями для новых городских районов и систему метро с 8 линиями, которые были дополнены автобусной сетью и услугами такси. Геологические изыскания начались в 1976 году. В 1978 году французская компания начала строительство метро в северном Тегеране. В 1979 году произошла Исламская революция, в 1980 году началась Ирано-Иракская война, после чего SOFRETU свою деятельность в Иране приостановила. 3 марта 1982 года иранский кабинет министров официально объявил о прекращении французской компанией работ по сооружению Тегеранского метрополитена.

В апреле 1985 года «План строительства Тегеранского метрополитена» был повторно одобрен Маджлисом (Иранским парламентом). Строительство метро, начатое до революции, возобновилось. Однако из-за продолжающейся войны работа продвигалась медленно и часто останавливалась. Уже к лету 1985 года стремительный рост населения города и недостаточное развитие общественного транспорта убедительно показывали важность проекта. Для управления строительством была создана Metro Company. Всего на строительство метрополитена в Тегеране уже потрачено более 2 млрд долларов.

Почти все станции украшены различными панно

В марте 1999 года с помощью китайской компании NORINCO удалось запустить наземную пригородную линию от площади Свободы в город-спутник Кередж (сейчас эта линия под номером 5) длиной 31,4 км. Со временем эта линия подросла в обе стороны до 67,3 км и сейчас на ней расположены 12 станций. Первая линия собственно метро, протянувшаяся из престижного района Шамиран в предгорьях Эльбурса до мавзолея Хомейни в пустыне Кевир, была открыта в 2000 году. Сегодня Тегеранский метрополитен – это современный, удобный и красивый вид общественного транспорта. Современный, потому что построен при участии нескольких международных компаний с различным опытом метростроительства. Удобный, потому что предусматривает самые важные для горожан и туристов направления – от соединения исторического центра с пригородами до специальной линии в аэропорт. Красивый, потому что, по сути, представляет собой национальную художественную галерею, украшенную картинами, фотографиями, мозаиками, лепниной и классической персидской каллиграфией.

Схема Тегеранского метрополитена

Сегодня в метро Тегерана семи линий (1-4 и 6-7 – линии метро, 5 – линия пригородной железной дороги). Всего в Тегеранском метрополитене 130 станций. Ежедневно метрополитеном пользуются более 3 млн пассажиров. Метрополитен Тегерана работает ежедневно с 05:30 до 23:00. Линия 1, соединяющая Тегеран с Международным аэропортом имама Хомейни – единственная линия, работающая круглосуточно. Правда ночью поезда курсируют с интервалом 80 минут, ими обычно пользуются пассажиров ночных и ранних утренних рейсов.

Подвижной состав метрополитена Тегерана представлен вагонами китайского производства, сделанными к открытию в 2000 году. Во всех поездах тегеранского метро первым и последним вагоном могут пользоваться исключительно женщины, кроме этого они могут свободно ездить и в других вагонах. Семейные пары пользуются полупустыми «мужскими» вагонами или же расходятся на время поездки по «своим» вагонам.

Первый и последний вагон – только для женщин

Названия станций объявляют на фарси и на английском, указатели и схемы также продублированы на английском языке. Кстати, первоначально в тегеранском метро должны были курсировать вагонами серии 81-717.5/714.5 производства российского завода «Вагонмаш». В 1995 году часть заказанных вагонов была собрана, однако тендер на их поставку сорвался, сейчас эти вагоны эксплуатируются в Москве на Люблинско-Дмитровской линии.

На станциях установлены различные арт-объекты

Стоимость проезда по билету составляет 1000 иранских томанов за одну поездку (около 0,25 доллара США) и не зависит от расстояния. Оплата осуществляется при помощи магнитных билетов и пластиковых карт. Билеты могут быть на несколько поездок, либо на определённое время без ограничения количества поездок. Пожилые люди могут ездить в метро бесплатно.

Антивандальный плакат в вагоне

Метро Тегерана отличается идеальной чистотой. На всех станциях установлены урны, представляющие собой металлическое кольцо с пакетом. На всех станциях установлены специальные знаки, указывающие направление на Мекку. Если время мусульманской молитвы застанет пассажиров в дороге, они могут помолиться прямо на станции.

Большинство станций наземного вестибюля не имеет

Большинство станций наземного вестибюля не имеет – спуск в метро просто обозначен чёрно-жёлтым логотипом. А там, где наземные вестибюли всё же есть – они не отличаются богатством архитектурных решений. В самой подземке кроме касс и автоматов по продаже билетов расположены различные киоски, туалеты и даже питьевые фонтанчики с ледяной водой. На платформах станций установлены пластиковые сидения, при этом сиденья жёлтого цвета предназначены исключительно для женщин.

На платформах установлены пластиковые сидения, при этом жёлтые предназначены только для женщин

На некоторых станциях размещены схема всей линии, но чаще – только указана конечная станция, до которой следует поезд. Почти все станции тегеранского метро украшены многочисленными панно, которые встречающиеся в самых разных местах многоярусных станций. При этом они часто существуют как бы отдельно от метро – висят подобно картинам в музее, и лишь на некоторых станциях складываются в какую-то единую тему.

Граффити в виде схемы метро на стене дома в Тегеране

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о