Тбилиси – один из древнейших и красивейших городов мира. Он был основан в V веке царём Вахтангом I Горгасали, любимцем подданных и родоначальником грузинской государственности. Современная система городского транспорта столицы Грузии включает в себя автобус, маршрутное такси и метро.
Метрополитен Тбилиси распахнул свои двери для первых пассажиров 11 января 1966 года и таким образом стал четвёртым по счёту в СССР (после московского, ленинградского и киевского). Инициативность и влиятельность первого секретаря ЦК Компартии Грузии Василия Мжаванадзе позволила воплотить идею городской подземки, несмотря на то, что до «города-миллионника» Тбилиси сильно не дотягивал – население в начале 50-х годов прошлого века составляло около 600 тысяч человек. Сооружение метро началось в 1952 году – ещё при жизни Иосифа Сталина. Изначально проект Тбилисского метрополитена в архитектурно-художественном плане не должен был уступать московскому: дорогостоящая отделка, скульптурные группы и позолота – всё это должно было украшать просторные изящные станции. Однако новая власть, сменившая скончавшегося Вождя Народов, рассудила иначе – финансирование остановили, стройку заморозили. Прошло несколько лет, прежде чем сооружение метро возобновили, но при этом оставив сталинский размах в прошлом. С целью максимального удешевления, проект скорректировали так, что метрополитен приобрёл исключительно утилитарный облик.
В начале 1966 года была сдана в эксплуатацию первая очередь метрополитена Тбилиси – участок Ахметели-Варкетилской (или Дидубе-Самгорской) линии с шестью станциями: «Руставели», «Марджанишвили», «Вокзальная Площадь», «Октябрьская» (сейчас – «Надзаладеви»), «Электродепо» и «Дидубе». В следующем, 1967 году, была сдана вторая очередь первой линии с тремя станциями: «Площадь Ленина» (сейчас – «Площадь Свободы»), «26 Комиссаров» (сейчас – «Авлабари») и «300 Арагвинцев». Чуть позже открылись ещё две станции – «Исани» и «Самгори». Вторая линия – Сабурталинская – первоначально должна была стать ответвлением от первой, но было принято решение об её автономности. В 1979 году был открыт пусковой участок второй линии с пятью станциями: «Вокзальная Площадь-2», «Проспект Церетели», «Политехническая», «Комсомольская» (сейчас – «Медицинский институт») и «Делиси».
В начале 1980-х годов в Тбилиси приступили к строительству третьей, Руставели-Вазисубанской линии, на которой планировалось открыть 10 станций. Однако наступили девяностые годы, и мощный политический кризис разорвал «нерушимую» державу. По Грузии прокатилась волна внутренних конфликтов, и экономика теперь уже независимой республики сошла на нет. Строительство новых станций отложили, несмотря на то, что существующая метросеть уже едва справлялась в возросшим пассажиропотоком. Из-за нехватки бензина наземным транспортом горожане пользоваться практически перестали, при этом пассажиропоток метрополитена увеличился в несколько раз.
К концу 1990-х обстановка в стране стабилизировалась, что позволило задуматься о возобновлении сооружения метрополитена. В 2002 году открыли новую станцию «Важа-Пшавела». В 2008-2009 годах провели масштабную реконструкцию старых станций: обновили турникеты, перевели оплату проезда с жетонов на пластиковые карты. Однако облик Тбилисского метрополитена, сформировавшийся ещё в советские годы, практически не изменился. В 2017 году открыли последнюю на данный момент станцию «Государственный университет». В ближайшем будущем планируется строительство трёх новых станций на Ахметели-Варкетилской линии («Вазисубани», «Михиани» и «Тбилисское море»).
Сегодня метро столицы Грузии состоит из двух линий общей протяжённостью 29 км, на которых располагается 23 станции. Большая часть станций глубокого заложения, три станции мелкого заложения, также имеются наземные участки. Метрополитен Тбилиси открыт для пассажиров ежедневно с 6 утра и до полуночи. По будням тбилисское метро перевозит около 400 тысяч пассажиров (при этом население столицы Грузии сегодня насчитывает почти 1,2 млн жителей). Интервал движения поездов составляет от 2,5 минут в часы пик до 12 минут в периоды минимальной загрузки.
Все станции Тбилисского метрополитена рассчитаны на приём 5-вагонных поездов, но в настоящее время по обеим линиям курсируют четырёхвагонные составы, состоящие из вагонов Мытищинского машиностроительного завода и Ленинградского вагоностроительного завода им И.Е. Егорова, которые были модернизированы по образцу пражского метро, включая замену электрооборудования и повышение комфортности для пассажиров. Работы по обслуживанию подвижного состава осуществляют два депо – «Надзаладеви» и «Глдани».
Объявления в вагонах транслируются на грузинском и английском языках, названия станций также написаны на грузинском и английском языках. Работу Тбилисского метрополитена контролирует муниципальная «Тбилисская Транспортная Компания», в ведении которой также находится парк городских автобусов. До 2010 года в метрополитене Тбилиси использовались жетоны (сначала металлические, а затем пластиковые). В настоящее время оплата проезда производится только с помощью пластиковых карт.
Подробней о системе оплаты проезда в Тбилисском метрополитене читайте здесь.
Все изображения взяты из открытых источников.
Еще в системе есть Канатная дорога и Фуникулер