В августе этого года скульптурная группа «Советская Белоруссия», которая долгое время считалась утраченной, вновь вернулась в московское метро. Её установили в глухом торце центрального зала станции «Белорусская»–радиальная. Скульптурная композиция была создана дважды лауреатом Сталинских премий скульптором Сергеем Орловым. Самая известная его работа – ставший одним из символов столицы памятник Юрию Долгорукому, установленный на Тверской площади напротив здания Мэрии Москвы.
Сергей Михайлович Орлов родился 1 (14) сентября 1911 года в Санкт-Петербурге. В 1918 году его семья, спасаясь от голода, переехала в Вологду. Там будущий скульптор, ещё совсем юный, обучался в железнодорожном училище и одновременно получал уроки рисования. Затем он поступил в Вологодский художественный техникум, который окончил в 1925 году. Спустя четыре года Сергей Орлов приехал в Москву и устроился в художественную керамическую лабораторию при Московском государственном музее керамики. Там он получил первые навыки работы с керамикой и начал свой жизненный путь в качестве художника-живописца.
Сергея Орлова можно причислить к одному из известнейших скульпторов Дмитровского фарфорового завода в Вербилках. Первой его работой здесь стала серия тарелок на тему «Времена года». В дальнейшем, начиная с середины 1930-х годов, он проявлял особый интерес к фарфоровой пластике, над созданием которой успешно работал на протяжении нескольких десятилетий. Фарфор стал материалом, в котором наиболее ярко проявился пластический дар художника и сформировалась его индивидуальная творческая манера, во многом связанная с традициями старинных народных художественных промыслов. В его скульптурных работах воплощались образы диковинных зверей и птиц, Бабы Яги, лешего, русалки, Конька-Горбунка и персонажей сказки «Царевна-лягушка». Позднее Сергей Орлов обратился к темам исторического прошлого и фольклора.
Из множества работ скульптора, выполненных в фарфоре, особенно выделяется сложная монументальная композиция «Александр Невский» (1943), изображающая князя Александра Ярославича и новгородских ополченцев, отстоявших свободу и независимость в борьбе с тевтонскими захватчиками. Созданная в годы Великой Отечественной войны скульптурная группа «Александр Невский» утверждала могучую непобедимую силу русского народа, его сплочённость перед лицом врага. Скульптор ощутил близость тем и образов далёкого прошлого к событиям современности: напоминание о былых подвигах мужественного и сильного русского народа призывало советских людей умножить усилия в борьбе за победу над фашизмом. Скульптура «Александр Невский» была создана Сергеем Орловым в очень большом размере, что с технической точки зрения представляло собой явление примечательное в истории художественного фарфора.
Но всё-таки как же случилось, что автор знаменитых жанровых композиций из фарфора на мотивы русской истории и сказок, перешёл к работе над монументальными скульптурами? Факт открытия творчества Сергея Орлова для высшего советского руководства оказался более чем неординарным: его фарфоровая скульптура «Сказка», экспонировавшаяся на одной из первых после перелома в Великой Отечественной войне московских выставок, привлекла внимание представителя американского президента, известного своим пристрастием к изобразительному искусству, обладателя знаменитой коллекции шедевров, господина Гарримана, который отметил мастерство незнакомого ему художника, композиционную стройность и оригинальность аллегорической фарфоровой скульптуры.
После посещения Гарриманом Третьяковки, по указанию самого министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова стали разыскивать неизвестного автора, поскольку статуэтку надо было снять с экспозиции и подарить удаляющейся за океан «персоне». Когда скульптор осознал, что статуэтку забирают, то выдал следующий ответ: «…пользуясь авторским правом, закрепленным в Конституции, категорически возражаю против передачи моей фарфоровой композиции в дар иностранному подданному, поскольку эта вещь создавалась как творчески осмысленное обращение к Русскому Народу, и её путь за океан не может быть оправдан никакими политическими мотивами». После этого Сергея Орлова пригласил к себе лично Вячеслав Молотов, отдал должное здоровому патриотизму скульптора, и сказал: «Предлагаю Вам в кратчайшее время создать дубликат композиции. Что для этого потребуется (условия работы, мастерская, «зелёная улица» при работе на фарфоровом заводе и пр.), естественно, будет выполнено».
Скульптор не смог отказать в просьбе. Американский коллекционер увёз с собой понравившуюся ему «Сказку» с дарственной надписью министра иностранных дел. А когда через несколько лет возникла идея создания памятника Юрию Долгорукому, вспомнили про Сергея Орлова. Так как до этого он монументальной скульптурой не занимался, то ему в помощь дали ещё двух скульпторов – Анатолия Антропова и Николая Штамма. Памятник Юрию Долгорукому был торжественно открыт на Советской площади в Москве в 1954 году. Бригада скульпторов, зная и любя родную старину, создали выразительную, ясно читаемую композицию, воспроизводящую облик главы древнерусского войска, которая воспринимается как достоверный портретный монумент.
Ещё одной известной работой Сергея Орлова в области монументальной скульптуры является памятник Афанасию Никитину – первому русскому человеку, проложившему путь в Индию, отважному «торговому гостю». Памятник был создан в 1955 году и установлен в городе Калинин (сейчас – Тверь).
Для Московского метрополитена Сергей Орлов создал скульптурную группу «Советская Белоруссия», которая первоначально была установлена 8 июля 1954 года в торце платформы на станции «Белорусская»-кольцевая. В центре четырёхметровой скульптурной группы – женщина, положившая руку на герб Белорусской ССР, справа от неё – мужчина с книгой, а слева – женщина с маленьким ребёнком на руках. Монументальная скульптура ярко завершала цельный образ станции.
В середине 1990-х годов при сооружении второго выхода со станции «Белорусская» на Лесную улицу скульптурная композиция, мешавшая проведению работ, была демонтирована. Долгое время памятник считался утраченным, пока в 2018 году его в распиленном виде не обнаружили сотрудники метрополитена на складе в электродепо «Новогиреево». Было принято решение вернуть «Советскую Белоруссию» в метро, установив её в подземном зале на соседней станции «Белорусская»–радиальная.
В течение почти двух лет продолжалась работа по восстановлению скульптурной группы. Специалисты Московского метрополитена совместно с Академией акварели и изящных искусств Сергея Андрияки вновь собрали её из разрозненных элементов, установили на постамент, тщательно отреставрировали, выкрасили в золотой цвет и организовали художественную подсветку.
Все изображения взяты из открытых источников.
Оставить комментарий