11 декабря 2021, 10:00

В августе этого года скульптурная группа «Советская Белоруссия», которая долгое время считалась утраченной, вновь вернулась в московское метро. Её установили в глухом торце центрального зала станции «Белорусская»–радиальная. Скульптурная композиция была создана дважды лауреатом Сталинских премий скульптором Сергеем Орловым. Самая известная его работа – ставший одним из символов столицы памятник Юрию Долгорукому, установленный на Тверской площади напротив здания Мэрии Москвы.

Скульптор Сергей Орлов работает над памятником Афанасию Никитину в своей мастерской (август 1955 года)

Сергей Михайлович Орлов родился 1 (14) сентября 1911 года в Санкт-Петербурге. В 1918 году его семья, спасаясь от голода, переехала в Вологду. Там будущий скульптор, ещё совсем юный, обучался в железнодорожном училище и одновременно получал уроки рисования. Затем он поступил в Вологодский художественный техникум, который окончил в 1925 году. Спустя четыре года Сергей Орлов приехал в Москву и устроился в художественную керамическую лабораторию при Московском государственном музее керамики. Там он получил первые навыки работы с керамикой и начал свой жизненный путь в качестве художника-живописца.

Сергея Орлова можно причислить к одному из известнейших скульпторов Дмитровского фарфорового завода в Вербилках. Первой его работой здесь стала серия тарелок на тему «Времена года». В дальнейшем, начиная с середины 1930-х годов, он проявлял особый интерес к фарфоровой пластике, над созданием которой успешно работал на протяжении нескольких десятилетий. Фарфор стал материалом, в котором наиболее ярко проявился пластический дар художника и сформировалась его индивидуальная творческая манера, во многом связанная с традициями старинных народных художественных промыслов. В его скульптурных работах воплощались образы диковинных зверей и птиц, Бабы Яги, лешего, русалки, Конька-Горбунка и персонажей сказки «Царевна-лягушка». Позднее Сергей Орлов обратился к темам исторического прошлого и фольклора.

«Сказка о рыбаке и рыбке» (фарфор, роспись), 1944 год

Из множества работ скульптора, выполненных в фарфоре, особенно выделяется сложная монументальная композиция «Александр Невский» (1943), изображающая князя Александра Ярославича и новгородских ополченцев, отстоявших свободу и независимость в борьбе с тевтонскими захватчиками. Созданная в годы Великой Отечественной войны скульптурная группа «Александр Невский» утверждала могучую непобедимую силу русского народа, его сплочённость перед лицом врага. Скульптор ощутил близость тем и образов далёкого прошлого к событиям современности: напоминание о былых подвигах мужественного и сильного русского народа призывало советских людей умножить усилия в борьбе за победу над фашизмом. Скульптура «Александр Невский» была создана Сергеем Орловым в очень большом размере, что с технической точки зрения представляло собой явление примечательное в истории художественного фарфора.

«Конница» (фарфор, глазури цветные, люстровые глазури, роспись надглазурная), 1947 год

Но всё-таки как же случилось, что автор знаменитых жанровых композиций из фарфора на мотивы русской истории и сказок, перешёл к работе над монументальными скульптурами? Факт открытия творчества Сергея Орлова для высшего советского руководства оказался более чем неординарным: его фарфоровая скульптура «Сказка», экспонировавшаяся на одной из первых после перелома в Великой Отечественной войне московских выставок, привлекла внимание представителя американского президента, известного своим пристрастием к изобразительному искусству, обладателя знаменитой коллекции шедевров, господина Гарримана, который отметил мастерство незнакомого ему художника, композиционную стройность и оригинальность аллегорической фарфоровой скульптуры.

Фарфоровая «Сказка» – Иван-Царевич с Василисой Прекрасной на Сером Волке летят над дубравой, полной шарахающейся во все стороны нечисти

После посещения Гарриманом Третьяковки, по указанию самого министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова стали разыскивать неизвестного автора, поскольку статуэтку надо было снять с экспозиции и подарить удаляющейся за океан «персоне». Когда скульптор осознал, что статуэтку забирают, то выдал следующий ответ: «…пользуясь авторским правом, закрепленным в Конституции, категорически возражаю против передачи моей фарфоровой композиции в дар иностранному подданному, поскольку эта вещь создавалась как творчески осмысленное обращение к Русскому Народу, и её путь за океан не может быть оправдан никакими политическими мотивами». После этого Сергея Орлова пригласил к себе лично Вячеслав Молотов, отдал должное здоровому патриотизму скульптора, и сказал: «Предлагаю Вам в кратчайшее время создать дубликат композиции. Что для этого потребуется (условия работы, мастерская, «зелёная улица» при работе на фарфоровом заводе и пр.), естественно, будет выполнено».

Скульптор Сергей Орлов (в центре) и его коллеги (внизу – Николай Штамм, наверху – Анатолий Антропов) во время работы над памятником Юрию Долгорукому (Мытищи, 1952 год)

Скульптор не смог отказать в просьбе. Американский коллекционер увёз с собой понравившуюся ему «Сказку» с дарственной надписью министра иностранных дел. А когда через несколько лет возникла идея создания памятника Юрию Долгорукому, вспомнили про Сергея Орлова. Так как до этого он монументальной скульптурой не занимался, то ему в помощь дали ещё двух скульпторов – Анатолия Антропова и Николая Штамма. Памятник Юрию Долгорукому был торжественно открыт на Советской площади в Москве в 1954 году. Бригада скульпторов, зная и любя родную старину, создали выразительную, ясно читаемую композицию, воспроизводящую облик главы древнерусского войска, которая воспринимается как достоверный портретный монумент.

Ещё одной известной работой Сергея Орлова в области монументальной скульптуры является памятник Афанасию Никитину – первому русскому человеку, проложившему путь в Индию, отважному «торговому гостю». Памятник был создан в 1955 году и установлен в городе Калинин (сейчас – Тверь).

Памятник Афанасию Никитину в Твери

Для Московского метрополитена Сергей Орлов создал скульптурную группу «Советская Белоруссия», которая первоначально была установлена 8 июля 1954 года в торце платформы на станции «Белорусская»-кольцевая. В центре четырёхметровой скульптурной группы – женщина, положившая руку на герб Белорусской ССР, справа от неё – мужчина с книгой, а слева – женщина с маленьким ребёнком на руках. Монументальная скульптура ярко завершала цельный образ станции.

«Советская Белоруссия» в торце центрального зала станции «Белорусская»-кольцевая (1980-е годы)

В середине 1990-х годов при сооружении второго выхода со станции «Белорусская» на Лесную улицу скульптурная композиция, мешавшая проведению работ, была демонтирована. Долгое время памятник считался утраченным, пока в 2018 году его в распиленном виде не обнаружили сотрудники метрополитена на складе в электродепо «Новогиреево». Было принято решение вернуть «Советскую Белоруссию» в метро, установив её в подземном зале на соседней станции «Белорусская»–радиальная.

Восстановленная скульптурная группа на станции «Белорусская»-радиальная

В течение почти двух лет продолжалась работа по восстановлению скульптурной группы. Специалисты Московского метрополитена совместно с Академией акварели и изящных искусств Сергея Андрияки вновь собрали её из разрозненных элементов, установили на постамент, тщательно отреставрировали, выкрасили в золотой цвет и организовали художественную подсветку.

Илья Муромец и Соловей-Разбойник (фарфор), 1962 год

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о