«Творческий путь художника – это путь служения своим искусством интересам народа, его идеалам, его высоким человеческим стремлениям». В этих словах выдающегося советского скульптора Николая Томского глубоко раскрыто его мировоззрение, выражена сущность его полувековой творческой деятельности.
Николай Васильевич Гришин (псевдоним Томский) родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии в семье кузнеца. В 1912 году окончил сельское четырёхклассное училище. С детства увлекался рисованием, но даже мечтать о специальном художественном образовании тогда не приходилось. Одновременно с учёбой он помогал отцу в поле и работал с ним в кузнице. Когда же во время Первой мировой войны отца призвали в действующую армию, то Николай остался в семье единственным работником. С девятнадцати лет он участвовал в гражданской войне в рядах Красной Армии. В боях с белополяками был ранен. После выздоровления Николая Томского оставили для работы при Старорусском военкомате. Здесь он сблизился с самодеятельным творческим коллективом, участвовал в любительских спектаклях, с увлечением писал плакаты и афиши, а также много и усердно рисовал своих знакомых и товарищей. На его рисунки обратил внимание художник Василий Сварог, который посоветовал юноше заняться искусством всерьёз.
После демобилизации Николай Томский едет учиться в Петроград и поступает в Художественно-производственный техникум (бывшая школа Общества поощрения художеств). Занимался он у талантливого скульптора Всеволода Лишева, широко образованного человека, опытного педагога, который обратил особое внимание на своего одаренного ученика. Четыре года, проведенные в техникуме, дали свои результаты. Под руководством учителя Томский не только овладел основами профессионального мастерства, но и подготовился к самостоятельной творческой работе. Еще в 1925 году он создал гипсовый бюст «Портрет Володи Ульянова», который получил хорошую оценку и тогда же был приобретен Государственным музеем Революции в Ленинграде. Окончив в 1927 году техникум, по предложению Лишева Николай Томский совместно с ним несколько лет занимается реставрацией монументально-декоративной скульптуры Ленинграда. Эта работа помогла творческому росту молодого скульптора, обогатила его опытом, вызвала глубокий интерес к русской художественной культуре.
Первым опытом Николая Томского в монументальной скульптуре стал бюст Карла Маркса, установленный в 1932 году в Бабуринском сквере в Ленинграде. Дальнейшему овладению искусством монументальной пластики ему помогла его совместная работа со скульптором Василием Козловым, автором памятника В.И. Ленину перед Смольным. По проекту Козлова в 1932 году был установлен монумент В.И. Ленину в Севастополе. Для этого памятника Николай Томский вылепил фигуры крестьянина и красноармейца, а также рельефы «Восстание на броненосце «Потемкин», «Бегство белогвардейцев из Севастополя» и «Переход Красной Армии через Сиваш» (в годы Великой Отечественной войны этот памятник был разрушен фашистами). В это же время скульптор работал над памятником С.М. Кирову, который был открыт в декабре 1938 года. За эту работу Николай Томский был удостоен своей первой государственной награды – Сталинской премии СССР.
В 1939 году на всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» среди других произведений, посвященных образу советского человека, выделялась статуя, изображающая кузнеца Александра Бусыгина, одного из зачинателей стахановского движения, созданная Николаем Томским в 1937 году. Александр Бусыгин изображён в рабочем костюме во время производственного процесса, в момент обращения к товарищам по работе. Волевая фигура, естественный жест руки, сосредоточенный взгляд просто и убедительно переданы скульптором.
В творчестве Николая Томского предвоенных лет преобладала монументальная пластика. Он выполняет проекты памятника В.В. Куйбышеву (1940) и М.В. Фрунзе (1941) для Ленинграда, конкурсный проект памятника для установки на месте боёв с белофиннами (1940). В 1937 году Николай Томский участвовал в конкурсе на проект памятника-маяка В.И. Ленину для Ленинградского морского порта.
В годы Великой Отечественной войны Николай Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных на решение оборонных задач, и на спасение культурного достояния осаждённого города. В 1942 году из блокадного Ленинграда Николай Томский был эвакуирован в Москву. В 1943 году для станции метро «Новокузнецкая» он выполняет эскизы шести однофигурных композиций на тему «Фронт и тыл в Великой Отечественной войне» («Танкист», «Матрос», «Лётчик», «Партизан», «Женщина с винтовкой» и «Женщина с лопатой») и рельефные гипсовые портреты Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова.
В мирное время Николай Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением Московского метрополитена. С 1948 года Николай Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год). В 1950 году открылась первая очередь Кольцевой линии московского метро. При открытии станции в апсиде наземного вестибюля станции «Курская» находилась величественная скульптура И.В. Сталина работы Николая Томского, которая была демонтирована в начале 1960-х годов.
2 марта 1952 года на Гоголевском бульваре был открыт памятник Н.В. Гоголю. За эту работу Николай Томский был удостоен Государственной премии СССР. В это же время он трудился над воплощением в станковой и монументальной пластике образа М.В. Ломоносова. В 1953 году перед зданием Московского университета на Ленинских горах была установлена бронзовая фигура М.В. Ломоносова. В этой статуе и скульптурном портрете ярко выражена во всём величии духовная сила, исключительный интеллект русского учёного и мыслителя, поэта и художника.
В 1959 году в Севастополе на площади Нахимова у Графской пристани был открыт памятник адмиралу П.С. Нахимову. Бронзовые рельефы на постаменте («Четвертый бастион», «Беседа Нахимова с матросами» и «Синопский бой»), также выполненные Николаем Томским, являются неотъемлемой частью общей композиции, служат раскрытию идейного содержания памятника. За создание этого памятника Николаю Томскому была присуждена Золотая медаль Академии художеств СССР.
В творчестве каждого художника есть такие темы, которые занимают всю его жизнь. Такой темой у Николая Томского, к которой он обращался и начиная свой творческий путь, и тогда, когда стал зрелым мастером, является ленинская тема. Одной из последних работ скульптора стал горельеф В.И. Ленина из литого тонированного алюминия, установленный на торцовой стене центрального зала станции метро «Площадь Ильича».
Николай Васильевич Томский скончался в Москве 22 ноября 1984 года. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище. Масштабы деятельности скульптора были неимоверными, а количество работ, выполненных им за годы творческой деятельности, просто огромно. Заслуги мастера в искусстве и общественной жизни высоко оценило государство. Николай Томский был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и орденом Трудового Красного Знамени. Скульптор неоднократно становился лауреатом различных премий, был почётным членом ряда зарубежных академий искусств.
«Художник должен всей душой любить, что он изображает. Иначе он никогда не создаст вдохновенное произведение», – утверждал Николай Томский. и эти слова находят яркое подтверждение в его работах – в каждом портрете, как через призму, преломляются мысли и чувства художника, его отношение к своей модели.
Все изображения взяты из открытых источников.
Оставить комментарий