2 апреля 2022, 10:00

Наталья Данько раскрыла свой талант скульптора в искусстве фарфора. Она стала одним из легендарных мастеров ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, до 1917 года – Императорский фарфоровый завод), автором более трёхсот фигурок, композиций и скульптур различной тематики. Она была одним из основоположников агитационного фарфора. И у неё всегда был яркий узнаваемый стиль работ, в которых получал развитие её легкий юмор, выдумка, тонкое чувство цвета и мастерство.

Скульптор Наталья Данько

Наталья Яковлевна Данько родилась в 1892 году в Тифлисе (так до 1936 года назывался город Тбилиси) в семье железнодорожных служащих – Якова Афанасьевича и Ольги Иосифовны Данько. Некоторое время спустя семья переезжает в Москву, где в 1900 году Наталья Данько поступает в Строгановское художественное училище, куда её принимают за исключительный талант. Однако окончить училище не получается, так как семья вновь переезжает, в этот раз в Вильно (сейчас – Вильнюс), где с 1906 по 1908 годы будущий скульптор занимается в школе художественного мастерства у Яльмара Яансона. Пожалуй, самым плодотворным периодом ученичества стали 1908 – 1909 годы, когда Наталья Данько увлеклась творческим процессом под руководством Леонида Шервуда и Василия Кузнецова в их в петербургских мастерских. Под руководством последнего она совместно с другими скульпторами выполняет свою дебютную работу – декоративные фронтоны из цемента для дома-училища имени Петра I в Санкт-Петербурге.

В 1909 – 1914 годах Наталья Данько работает в Санкт-Петербурге, где занимается скульптурным украшением построек архитекторов Владимира Щуко, Ивана Фомина и других. В 1911 году она выполняет скульптурный декор на выставках в Риме и Турине. С 1914 года с большим энтузиазмом Наталья Данько работает в скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода, куда приглашает бывший учитель и наставник Василий Кузнецов. Для молодого скульптора это стало очередным этапом творчества, который совпал с новым периодом развития завода, который после 1917 года был национализированного и стал служить идеям молодого советского государства в осуществлении «ленинских планов». На первых порах Наталье Данько пришлось почти единолично создавать новые советские миниатюры в фарфоре. Основной темой её творчества стали народ, улица, быт.

Наталья Данько. Фарфоровая кружка «Славянка». Надглазурная полихромная роспись, золочение. Изготовлена в 1920-х годах на Государственном фарфоровом заводе

Дорогой и нарядный фарфор полтора столетия украшал столовые и буфеты во дворцах и богатых особняках. После революции изделиям из фарфора предстояло войти в жилые комнаты городских окраин. Сначала, приобщаясь к духу времени Наталья Данько стала лепить кружки, солонки, маслёнки и горчичницы, но её эти изделия не устраивали. Она сделала чернильницу: молодая крестьянка, в красном сарафане и белой рубахе, притомившись от жатвы, прилегла на снопы. Затем она создала скульптурную группу «Рабфаковцы», посвящённую поколению энтузиастов, к которому принадлежала сама. Широкую известность получили фарфоровые скульптуры «Работница, вышивающая знамя», «Матрос со знаменем» и другие. Для раннего периода творчества Натальи Данько был характерен монументально-декоративный строй произведений, а также заметно влияние таких мастеров, как Константин Сомов и, конечно же, Василий Кузнецов. Она создавала предметы мелкой пластики, и, переосмысливая традиции модерна, стремилась к выразительности своего художественного языка.

Наталья Данько. Шахматы «Красные и Белые». Подарок Михаилу Ивановичу Калинину. Изготовлены в 1922 год на Государственном фарфоровом заводе

В 1919 году, после ухода Василия Кузнецова с Государственного фарфорового завода, Наталья Данько становится заведующей скульптурной мастерской и руководит ею вплоть до начала Великой Отечественной войны. 330 месяцев проработала она на заводе и за это время исполнила 311 произведений. Герои Натальи Данько – простая фабричная работница и прославленная поэтесса, продавец газет и великий режиссёр, солдаты революции и студенты рабфака. Её работы приносили ей успех, дипломы и медали на многочисленных всесоюзных и зарубежных выставках. Уникальное явление в мировом искусстве – советский агитационный фарфор, который расписывался вручную и выпускался очень небольшими тиражами. На тарелках и блюдах изображались агитационные лозунги и советские эмблемы, они сочетались с яркой «плакатной» росписью.

Наталья Данько. Фарфоровая скульптура «Гадалка». Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, 1923 год

В конце 1934 года Наталия Данько увлеклась творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Она создаёт скульптуры «Пушкин на прогулке», «Пушкин за работой». Эти работы приобрёл Всесоюзный Пушкинский музей в Эрмитаже. В этот период художница создаёт свой автопортрет. Наталья Данько писала: «Не знаю, что будет с нами, со мной, но сделанные мной портреты моих современников донесут потомкам образы балерины Фёдоровой, танцора Вацлава Нижинского, поэтессы Анны Ахматовой, артиста цирка Владимира Дурова-Шевченко, режиссера Всеволода Мейерхольда, актёров Зинаиды Райх, Екатерины Корчагиной Александровской, Ирины Гошевой, Елены Юнгер, Ирины Зарубиной, Бориса Тенина и других, пианистки Тамары Салтыковой, первых зимовщиков на Северном полюсе – Ивана Папанина, Эрнста Кренкеля, Евгения Федорова, Петра Ширшова и других…»

Большинство скульптур Наталии Данько неизменно пользовались огромным спросом на зарубежных выставках-аукционах – в Хельсинки и Берлине, в Лондоне и Стокгольме, в Лионе и Париже. В 1925 году, на всемирной выставке в столице Франции, советский фарфор Государственного фарфорового завода вызвал всеобщий восторг и заслужил Большую золотую медаль. На международной выставке в Милане в 1927 году Наталья Данько была премирована дипломом и золотой медалью.

Наталья Данько. Чернильный прибор «Пушкин за работой». Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, 1936 год

Во второй половине 1930-х годов Наталья Данько получила заказ на создание барельефов на тему «Искусство народов СССР» для станции Московского метрополитена «Площадь Свердлова» (сейчас – «Театральная»), спроектированной Иваном Фоминым. Таким образом, Наталья Данько стала одним из самых первых советских скульпторов, применивших фарфор в архитектуре. В течение 1936 – 1937 годов она создала 14 барельефов из глазурованного фарфора, которые были размещены в нижнем ряду ромбовидных кессонов, украшающих свод центрального зала станции. На барельефах изображены мужчины и женщины в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Кстати, из одиннадцати существовавших на тот момент советских республик здесь были представлены только семь: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина.

Танцующие фигурки Натальи Данько на станции метро «Театральная»

Сама Наталья Данько отмечала сложность изготовления столь больших фарфоровых фигур: «Ни у нас, ни на Западе эта технология ещё не была разработана. Чтобы фигуры не трескались и не коробились, применяли новый, комбинированный способ формовки. В гипсовую форму, снятую с барельефа, вливали жидкую фарфоровую массу и оставляли, пока она не застынет. Потом на оставшуюся в форме массу вручную накладывали необходимое количество фарфорового теста». Скульптуры чередуются с фруктовыми венками, которые продублированы и в верхних рядах кессонов. Несмотря на то, что фигурки имеют высоту около метра, некоторые критики отмечали, что из-за неудачного расположения и общего цветового решения подземного зала станции, танцующие фигурки в национальных костюмах оказались малозаметны.

Тарелки-медальоны западного фасада (компьютерное восстановление С.Троицкого 2006 – 2008 годов)

В 1937 году под руководством Натальи Данько бригада скульпторов и художников Государственного фарфорового завода им. М.В.Ломоносова выполнила фарфоровые барельефы для Химкинского (сейчас – Северного) речного вокзала в Москве.

Во время Великой Отечественной войны Наталья Данько оказалась в блокадном Ленинграде. В конце февраля 1942 года вместе с сестрой и матерью она была эвакуирована в город Ирбит на Урале, где обосновался фарфоровый завод. По пути из-за последствий истощения сестра и мать умерли. Сама Наталия Данько умерла 18 марта 1942 года вскоре после приезда в Ирбит.

Тарелки-медальоны на восточном фасаде Северного речного вокзала (1970 – 1980 годы)

В историю отечественного декоративно-прикладного искусства Наталья Данько вошла как один из самых замечательных скульпторов советского фарфора со знанием традиций русской художественной керамики. Её богатейшее наследие мелкой пластики с многообразием тем и сюжетов, органично соединило традиции русского и европейского фарфора, превознеся их в новую жизнь фарфорового искусства. Её художественное наследие продолжает жить и после её ухода, являясь гордостью музейных собраний и предметом вожделения многих коллекционеров.

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

От знания о детали к пониманию целого… Ещё один файл в копилку… СПАСИБО!!!