16 августа 2020, 10:00

Как-то поэт Андрей Вознесенский называл Зураба Церетели «Прорабом Перестройки». Перестройка давно уже приказала долго жить, а Церетели прорабом так и остался. Поклонная гора, Манежная площадь, Памятник Петру I, Храм Христа Спасителя, кремлевский Сенат… Нам никуда не скрыться от Церетели, мы обречены вспоминать о нём постоянно. Так благодарные французы до сих пор не могут забыть Жана Османа, обустроившего их столицу в середине XIX века.

Зураб Церетели в московском метро на запуске поезда «Акварель» с экспозицией Московского музея современного искусства (29.04.2015 г.)

Биография Зураба Церетели монументальна так же, как и его творчество. В списке работ выдающегося художника сотни скульптур, памятников, панно, мозаик и живописных полотен. По всему миру состоялось свыше сорока персональных выставок монументалиста. Велик перечень почётных званий, наград, премий и прочих заслуг мастера. Сегодня Зураб Церетели возглавляет Российскую академию художеств и Московский музей современного искусства. И продолжает плодотворно работать.

Огромная волна или ракушка? Эта необычная остановка, спроектированная Зурабом Церетели, находится в Гаграх (Абхазия).

Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия). В 1958 году окончил Тбилисскую академию художеств по специальности «Живописец-монументалист». После окончания академии художеств был принят на работу в Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии на должность художника-архитектора. В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом. С конца 1960-х годов Зураб Церетели начал активно работать в области монументального искусства. В 1967 году он стал главным художником курортов Грузии, оформлял курортные комплексы в Пицунде, Гаграх, Сухуми и Боржоми. В том же году в Тбилиси прошла его первая персональная выставка.

Скульптурная композиция «Трагедия народов», посвящённая жертвам фашистского геноцида, установлена в Парке Победы на Поклонной горе

С 1967 по 1968 год работал над дизайнерским оформлением Дома кино в Москве, в 1969 году создал мозаичные композиции во Дворце профсоюзов в Тбилиси, мозаичный бассейн «Морское дно» в мемориальном комплексе в Ульяновске. В 1970-1980 годах являлся главным художником министерства иностранных дел СССР. В 1979 году Зураб Церетели был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1980 году был назначен главным художником XXII Олимпийских игр в Москве. В 1981-1982 годах являлся художественным руководителем по монументально-декоративному искусству Художественного фонда Грузии, возглавлял творческую мастерскую монументального искусства Академии художеств СССР в Тбилиси. В 1987 году был избран председателем Союза дизайнеров Грузии, в 1990-1992 годах занимал должность академика-секретаря отделения дизайна Академии художеств СССР. В 1992 году стал президентом Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО. В 1994 году был назначен вице-президентом Российской академии художеств, а с декабря 1997 года является президентом Российской академии художеств.

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Это один из самых высоких памятников в России: общая высота памятника составляет 98 метров, высота фигуры Петра I – 18 метров.

Зураб Церетели участвовал в ряде архитектурно-монументальных проектов: в 1993-1995 годах возглавлял проект по созданию мемориального комплекса на Поклонной горе. В 1994-1999 годах осуществлял художественное руководство и координацию работ по воссозданию Храма Христа Спасителя. В 1996 году работал над созданием художественной концепции оформления Московского зоопарка. В 1997 году разработал общее художественно-дизайнерское решение Манежной площади. В 1999 году Зураб Церетели стал инициатором создания Московского музея современного искусства, занял пост его директора и передал в музей свою личную коллекцию произведений искусства XX века. В 2001 году открыл музейно-выставочный комплекс «Галерея искусств Зураба Церетели».

Цветной витраж с бегущей световой волной на станции «Дубровка»

В Московском метрополитене творчество Зураба Церетели можно увидеть на станциях «Дубровка» и «Трубная» Люблинско-Дмитровской линии, а также на станциях «Петровско-Разумовская» и «Парк Победы». В 1991 году на северном участке Серпуховско-Тимирязевской линии открылась станция «Петровско-Разумовская». В окнах наземного вестибюля и над эскалаторным наклоном были установлены витражи из цветного стекла, выполненные в технике эрклёз. Картинка для каждого витража собиралась из толстых кусков стекла, грани которых специально обтесывали так, что они получались неровными. После такой обработки свет очень необычно отражается от стеклянных граней витражей. В конце 1990-х годов для станции «Дубровка» Зураб Церетели придумал цветной витраж, подсвечиваемый бегущей световой волной, который размещается в глухом торце станции.

Панно, посвящённое Победе в Великой Отечественной войне, установленное на станции «Парк Победы» (демонтировано в 2015 году в связи со строительством второго выхода)

Станция «Парк Победы» была открыта в 2003 году в канун Дня Победы. Впервые в Москве комплекс из двух пересадочных станций был выполнен в едином архитектурном стиле. Один из залов «Парка Победы» посвящён Победе в Отечественной войне 1812 года, другой – в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Зураб Церетели создал два монументальных панно из цветной эмали на металле, которые были установлены в глухих торцах станционных залов.

Станцию «Трубная» украшают 12 витражей с изображениями Москвы и малых городов России

Первоначально предполагалось, что на «Трубной» оформление станции будет посвящено старой Москвы, однако Зураб Церетели настоял на расширении тематики, чтобы отразить в ней архитектуру древнерусских городов России. Предложение было поддержано на художественном совете и реализовано в виде панно и цветных витражей с подсветкой. Над скамьями в центральном зале станции были установлены 12 витражей с изображениями столицы и малых городов «Золотого кольца России»: Боголюбово, Владимир, Кижи, Коломенское, Москва, Великий Новгород, Палех, Переславль-Залесский, Псков, Ростов Великий, Суздаль и Ярославль. Кстати, после открытия станции некоторые пассажиры высказывали недоумение по поводу оформления витражей. Дело в том, что практически на всех витражах изображены церкви и соборы, но ни на одном их куполе нет креста. Через несколько месяцев после открытия «Трубной» на всех куполах кресты появились – кто-то из пассажиров самостоятельно прикрепил к витражам маленькие нательные распятия и деревянные крестики.

Зураб Церетели однажды сказал: «Для меня метро – самый публичный выставочный зал. Видеть и оценивать мои труды будут миллионы людей каждый день».

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Dmitry_Ivanov_093 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Dmitry_Ivanov_093
Участник

«Нам никуда не скрыться от Церетели, мы обречены вспоминать о нём постоянно» — как точно сказано! Отличная статья, спасибо!