21 марта 2021, 10:00

Георгий Мотовилов – один из крупнейших мастеров советского монументального искусства, создатель школы монументально-декоративной скульптуры. Ему принадлежат многочисленные скульптурные портреты современников и выдающихся людей прошлого. Им созданы рельефы, декорирующие главное здание МГУ и триумфальные ворота ВДНХ, а также семь станций московского метро, его монументальные композиции украшают шлюзы Волго-Донского канала.

Скульптор Георгий Мотовилов

Георгий Иванович Мотовилов родился 16 (28) июня 1892 года в Москве в семье главного хирурга Екатерининской больницы. В 1913 году окончил 7-ю Московскую гимназию с серебряной медалью, а затем медицинский факультет Московского университета. Георгий Мотовилов не получил систематического художественного образования в стенах Академии художеств. Но его вполне заменила практическая работа в студиях лучших скульпторов начала века, среди которых был Сергей Волнухин, один из классиков монументального искусства эпохи модерна, автор памятника первопечатнику Ивану Фёдорову. В 1918 году Георгий Мотовилов поступил во ВХУТЕМАС, где учился у Сергея Коненкова. Эти уроки во многом определили творческий путь молодого скульптора, во-первых, накопленным запасом пластической «щедрости» – свободным варьированием фактур, мáстерской работой в дереве и других материалах, во-вторых, символической наполненностью образов и, в-третьих, новаторскими возможностями работы в монументальных масштабах. Впоследствии Георгий Мотовилов неоднократно помогал Сергею Коненкову в исполнении его заказных работ. Позднее, в 1950-х годах, он создаст скульптурные портреты обоих учителей.

Уменьшенная копия скульптуры «Металлург» («Металлист»)

Закончив в 1921 году обучение во ВХУТЕМАС Георгий Мотовилов сразу же включился в работу по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. Первой серьёзной самостоятельной его работой стала скульптура «Металлург» («Металлист»), установленная внутри знаменитого павильона по проекту Бориса Иофана, увенчанного «Рабочим и колхозницей» Веры Мухиной, на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Смелая, ясная композиция, энергичная лепка – вот что подкупало в произведении, воплощавшем типические черты молодого советского рабочего периода первых пятилеток. Не удивительно, что «Металлург» получил Гран-при этой экспозиции. Сейчас скульптура находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

В конце 1940-х годов Георгий Мотовилов получит Сталинскую премию за работу над оформлением станции «Калужская» (сейчас – «Октябрьская»-кольцевая) архитектора Леонида Полякова. А ещё до войны тот же коллектив авторов – архитектор Поляков и скульптор Мотовилов – совместно спроектировали арку Северного входа ВСХВ (сейчас – ВДНХ), под которой Любовь Орлова в фильме «Светлый путь» пролетала на автомобиле.

Широкую известность Георгий Мотовилов получил как мастер монументальной скульптуры и рельефов декоративного оформления «подземных дворцов» Московского метрополитена. Именно он первым предложил и начал создавать сюжетные рельефы для метро, как альтернативу декоративному украшательству станций. Его произведения всегда были наполнены позитивным социальным смыслом и художественной выразительностью. Глубокое проникновение в культурное мировое наследие в сочетании с собственными новаторскими приемами позволило скульптору выразить русское понимание художественной формы.

Барельеф на здании Государственного архива Российской Федерации на Большой Пироговской улице работы группы советских монументалистов под руководством скульптора Георгия Мотовилова

Георгий Мотовилов оформил станции Московского метрополитена «Электрозаводская» (1942–1944), «Новокузнецкая» (1944), «Парк культуры»-кольцевая (1950), «Октябрьская»-кольцевая (1950), «Комсомольская»-кольцевая (1951), «Проспект Мира»-кольцевая (1952) и «Смоленская» Арбатско-Покровской линии (1953). Фризы, сюжетные горельефы, декоративные и эмблемные барельефы, монументальная купольная и зальная скульптура. Достижения Мотовилова – не количественные даже, хотя они рекордны, но качественные – новые идеи синтеза, которыми буквально пронизана культура тех лет.

Установка горельефов на станции «Электрозаводская» (слева – скульптор Георгий Мотовилов)

Первыми работами скульптора для московского метро стали горельефы-метопы из прохоро-баландинского мрамора на пилонах центрального зала станции «Электрозаводская», посвящённые теме труда. На них изображены рабочие, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т.д.

Медальоны с барельефами в наземном вестибюле станции «Новокузнецкая»

Для станции «Новокузнецкая» скульптор выполнил медальоны с барельефами, олицетворяющие собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику, размещенные над проходами в наземном вестибюле.

Лепнина и рельефы на тему «Созидательный труд советского народа» украшают свод наземного вестибюля станции «Комсомольская»

На Кольцевой линии Георгий Мотовилов поучаствовал в оформлении сразу четырёх станций, в том числе самой роскошной из них – «Комсомольской». Его работа – лепные детали со скульптурными вставками на тему «Созидательный труд советского народа» – украшают свод объединённого наземного вестибюля. И на станции «Парк культуры» четыре его барельефа можно увидеть на потолочном своде объединённого наземного вестибюля.

Барельефы на своде купола наземного вестибюля станции «Октябрьская»

Своды купола на станции «Октябрьская» украшают барельефы с фигурами девушек в развевающихся плащах с горнами и венками славы в руках – это тоже работа Георгия Мотовилова. О скульпторе часто пишут, что «вождя народов» он никогда не ваял. Но это далеко не так – в 1950 году Георгий Мотовилов был удостоен Сталинской премии первой степени за скульптурные барельефы «В.И. Ленин и И.В. Сталин – основатели и руководители Советского государства» (с соавторами) и скульптурные работы в интерьерах станции «Калужская» (сейчас – «Октябрьская»).

На станции «Ботанический сад» (сейчас – «Проспект Мира») Георгий Мотовилов в одном из барельефов в виде учёного с микроскопом изобразил… себя

Массивные кубические пилоны подземного зала станции «Ботанический сад» (сейчас – «Проспект Мира») Георгий Мотовилов украсил широкими керамическими фризами с круглыми медальонами, изображающими развитие ботаники в СССР, в обрамлении декора из листьев белого цвета с позолотой. На медальонах изображены агрономы, цветоводы и садоводы за работой.

На станции «Смоленская» завершаются работы по восстановлению барельефа «Защитники Родины в Великой Отечественной войне» («Сражение»)

На торцевой стене центрального зала станции «Смоленская» на постаменте из светлого мрамора установлен барельеф, созданный Георгием Мотовиловым «Защитники Родины в Великой Отечественной войне» («Сражение»): на фоне развивающихся знамен защитники Родины с оружием в руках смело идут в наступление на врага.

Во время восстановительных работ на станции «Смоленская» на барельефе обнаружили автограф мастера

 1952 год был отмечен для Мотовилова крупнейшей творческой победой – он завершил свои рельефы и статуи на Волго-Донском канале им. В.И. Ленина, а вскоре после этого закончил фриз на портале нового здания Московского государственного университета. В 1962 году к выставке «30-летие МОСХ» Мотовилов представил рельеф «Александр Невский», скомпонованный из многих отдельных сцен.

Две башни шлюза №15 Волго-Донского судоходного канала увенчаны восьмиметровыми скульптурами донских казаков на конях (скульптор Георгий Мотовилов)

Кроме этого Георгий Мотовилов известен своими памятниками: А.Н. Толстому в Москве у Никитских ворот, М.И. Кутузову в Смоленске, Н.А. Некрасову в Ярославле, А.П. Чехову в Ялте, генералу П.В. Волохову в Изюме. Работой над памятниками отмечены для Георгия Мотовилова годы его наивысшей творческой зрелости и смелости.

Памятник Алексею Николаевичу Толстому в Москве в сквере на Большой Никитской улице

Георгий Мотовилов первым начал сажать писателей в памятниках «нога на ногу» – удачно пойманная через композиционный ход бытовая деталь, – что первоначально вызвало взрывную реакцию у властей. Подобная поза трактовалась тогда как безоговорочно буржуазная, а скульптору вменялись в вину немотивированные формалистические изыски.

Московский дом, расположенный на углу Тверского бульвара и Тверской улицы, в середине 50-х годов прошлого века называли «Дом под юбкой». На угловой ротонде этого дома после войны установили скульптуру девушки, держащей в поднятой руке серп и молот.

Георгий Мотовилов был блестящим знатоком литературы. Он мог часами читать наизусть стихи Пушкина, Байрона и даже прозу: Толстого и Чехова. С русской литературой он был связан не только духовно, но и родственно: его двоюродным братом был известный писатель Виктор Некрасов, а мать Анны Ахматовой приходилась троюродной сестрой его отцу. По своей высокой образованности и по нравственным принципам Георгий Мотовилов был в воспоминаниях современников одним из последних носителей русской культуры XIX века. Недаром самыми близкими его друзьями были живописцы Павел Корин и Александр Куприн.

Скульптуру в народе прозвали «Балериной». Ходили слухи, что скульптор Георгий Мотовилов лепил красавицу с одной из знаменитых балерин того времени (легенды называют фамилии аж трёх возможных прототипов). К концу 1950-х скульптура начала потихоньку разрушаться. Реставрировать её не стали, а просто демонтировали.

Георгий Мотовилов считал, что основой искусства может быть только богатый внутренний мир художника. В отличие от многих советских художников, у него никогда не было творческого «раздвоения» – когда официальные заказы исполняются «на потребу», а для себя, «в стол», идут произведения более высокого качества и раскованной пластики. В истории отечественной архитектуры известен только один Мотовилов – верный себе во всех произведениях, пусть и терпевший порой неудачи и кризисы.

Скульптор Георгий Мотовилов на фоне скульптуры А. С. Пушкина (работы М.К. Аникушина), 1952 год

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о