Георгий Мотовилов – один из крупнейших мастеров советского монументального искусства, создатель школы монументально-декоративной скульптуры. Ему принадлежат многочисленные скульптурные портреты современников и выдающихся людей прошлого. Им созданы рельефы, декорирующие главное здание МГУ и триумфальные ворота ВДНХ, а также семь станций московского метро, его монументальные композиции украшают шлюзы Волго-Донского канала.
Георгий Иванович Мотовилов родился 16 (28) июня 1892 года в Москве в семье главного хирурга Екатерининской больницы. В 1913 году окончил 7-ю Московскую гимназию с серебряной медалью, а затем медицинский факультет Московского университета. Георгий Мотовилов не получил систематического художественного образования в стенах Академии художеств. Но его вполне заменила практическая работа в студиях лучших скульпторов начала века, среди которых был Сергей Волнухин, один из классиков монументального искусства эпохи модерна, автор памятника первопечатнику Ивану Фёдорову. В 1918 году Георгий Мотовилов поступил во ВХУТЕМАС, где учился у Сергея Коненкова. Эти уроки во многом определили творческий путь молодого скульптора, во-первых, накопленным запасом пластической «щедрости» – свободным варьированием фактур, мáстерской работой в дереве и других материалах, во-вторых, символической наполненностью образов и, в-третьих, новаторскими возможностями работы в монументальных масштабах. Впоследствии Георгий Мотовилов неоднократно помогал Сергею Коненкову в исполнении его заказных работ. Позднее, в 1950-х годах, он создаст скульптурные портреты обоих учителей.
Закончив в 1921 году обучение во ВХУТЕМАС Георгий Мотовилов сразу же включился в работу по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. Первой серьёзной самостоятельной его работой стала скульптура «Металлург» («Металлист»), установленная внутри знаменитого павильона по проекту Бориса Иофана, увенчанного «Рабочим и колхозницей» Веры Мухиной, на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Смелая, ясная композиция, энергичная лепка – вот что подкупало в произведении, воплощавшем типические черты молодого советского рабочего периода первых пятилеток. Не удивительно, что «Металлург» получил Гран-при этой экспозиции. Сейчас скульптура находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Широкую известность Георгий Мотовилов получил как мастер монументальной скульптуры и рельефов декоративного оформления «подземных дворцов» Московского метрополитена. Именно он первым предложил и начал создавать сюжетные рельефы для метро, как альтернативу декоративному украшательству станций. Его произведения всегда были наполнены позитивным социальным смыслом и художественной выразительностью. Глубокое проникновение в культурное мировое наследие в сочетании с собственными новаторскими приемами позволило скульптору выразить русское понимание художественной формы.
Георгий Мотовилов оформил станции Московского метрополитена «Электрозаводская» (1942–1944), «Новокузнецкая» (1944), «Парк культуры»-кольцевая (1950), «Октябрьская»-кольцевая (1950), «Комсомольская»-кольцевая (1951), «Проспект Мира»-кольцевая (1952) и «Смоленская» Арбатско-Покровской линии (1953). Фризы, сюжетные горельефы, декоративные и эмблемные барельефы, монументальная купольная и зальная скульптура. Достижения Мотовилова – не количественные даже, хотя они рекордны, но качественные – новые идеи синтеза, которыми буквально пронизана культура тех лет.
Первыми работами скульптора для московского метро стали горельефы-метопы из прохоро-баландинского мрамора на пилонах центрального зала станции «Электрозаводская», посвящённые теме труда. На них изображены рабочие, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т.д.
Для станции «Новокузнецкая» скульптор выполнил медальоны с барельефами, олицетворяющие собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику, размещенные над проходами в наземном вестибюле.
На Кольцевой линии Георгий Мотовилов поучаствовал в оформлении сразу четырёх станций, в том числе самой роскошной из них – «Комсомольской». Его работа – лепные детали со скульптурными вставками на тему «Созидательный труд советского народа» – украшают свод объединённого наземного вестибюля. И на станции «Парк культуры» четыре его барельефа можно увидеть на потолочном своде объединённого наземного вестибюля.
Своды купола на станции «Октябрьская» украшают барельефы с фигурами девушек в развевающихся плащах с горнами и венками славы в руках – это тоже работа Георгия Мотовилова. О скульпторе часто пишут, что «вождя народов» он никогда не ваял. Но это далеко не так – в 1950 году Георгий Мотовилов был удостоен Сталинской премии первой степени за скульптурные барельефы «В.И. Ленин и И.В. Сталин – основатели и руководители Советского государства» (с соавторами) и скульптурные работы в интерьерах станции «Калужская» (сейчас – «Октябрьская»).
Массивные кубические пилоны подземного зала станции «Ботанический сад» (сейчас – «Проспект Мира») Георгий Мотовилов украсил широкими керамическими фризами с круглыми медальонами, изображающими развитие ботаники в СССР, в обрамлении декора из листьев белого цвета с позолотой. На медальонах изображены агрономы, цветоводы и садоводы за работой.
На торцевой стене центрального зала станции «Смоленская» на постаменте из светлого мрамора установлен барельеф, созданный Георгием Мотовиловым «Защитники Родины в Великой Отечественной войне» («Сражение»): на фоне развивающихся знамен защитники Родины с оружием в руках смело идут в наступление на врага.
1952 год был отмечен для Мотовилова крупнейшей творческой победой – он завершил свои рельефы и статуи на Волго-Донском канале им. В.И. Ленина, а вскоре после этого закончил фриз на портале нового здания Московского государственного университета. В 1962 году к выставке «30-летие МОСХ» Мотовилов представил рельеф «Александр Невский», скомпонованный из многих отдельных сцен.
Кроме этого Георгий Мотовилов известен своими памятниками: А.Н. Толстому в Москве у Никитских ворот, М.И. Кутузову в Смоленске, Н.А. Некрасову в Ярославле, А.П. Чехову в Ялте, генералу П.В. Волохову в Изюме. Работой над памятниками отмечены для Георгия Мотовилова годы его наивысшей творческой зрелости и смелости.
Георгий Мотовилов первым начал сажать писателей в памятниках «нога на ногу» – удачно пойманная через композиционный ход бытовая деталь, – что первоначально вызвало взрывную реакцию у властей. Подобная поза трактовалась тогда как безоговорочно буржуазная, а скульптору вменялись в вину немотивированные формалистические изыски.
Георгий Мотовилов был блестящим знатоком литературы. Он мог часами читать наизусть стихи Пушкина, Байрона и даже прозу: Толстого и Чехова. С русской литературой он был связан не только духовно, но и родственно: его двоюродным братом был известный писатель Виктор Некрасов, а мать Анны Ахматовой приходилась троюродной сестрой его отцу. По своей высокой образованности и по нравственным принципам Георгий Мотовилов был в воспоминаниях современников одним из последних носителей русской культуры XIX века. Недаром самыми близкими его друзьями были живописцы Павел Корин и Александр Куприн.
Георгий Мотовилов считал, что основой искусства может быть только богатый внутренний мир художника. В отличие от многих советских художников, у него никогда не было творческого «раздвоения» – когда официальные заказы исполняются «на потребу», а для себя, «в стол», идут произведения более высокого качества и раскованной пластики. В истории отечественной архитектуры известен только один Мотовилов – верный себе во всех произведениях, пусть и терпевший порой неудачи и кризисы.
Все изображения взяты из открытых источников.
Оставить комментарий