Профессия живописца, скульптора или архитектора нередко бывала семейной. Часто она передавалась из поколения в поколение, наследовалась от отца сыном, от старшего брата младшим. В истории русского искусства хорошо известны династии Бенуа, Лансере, Маковских, остались в памяти имена братьев Васнецовых, Коровиных и Кориных. В роду бывшего крепостного Андрея Акимовича Андреева художников не водилось. Но два его сына и три дочери получили профессию художника. После смерти отца забота о семье легла на плечи старшего брата Николая, преподавателя Строгановского училища. Через десять лет его имя станет известным и навсегда войдёт в историю отечественного искусства благодаря созданному им памятнику Николаю Васильевичу Гоголю. Но сегодня наш рассказ не о нём, а о его младшем брате Вячеславе.
Вячеслав Андреевич Андреев родился 18 (30) сентября 1890 года в Москве. В 1912 году он закончил Центральное Строгановское художественно-промышленное училище со званием художника по прикладному искусству. Сразу после окончания училища был призван вольноопределяющимся в армию, где ему пришлось целый год рисовать плакаты и наглядные пособия. Осенью 1913 года вместе со старшим братом Вячеслав Андреев начинал работать как скульптор-декоратор в московском театре-кабаре «Летучая мышь» и параллельно готовился к поступлению в Академию художеств. Но планы нарушила первая мировая война.
После Октябрьской революции Вячеслав Андреев участвовал в реализации ленинского плана монументальной пропаганды: помогал брату в исполнении статуи «Свобода» для обелиска «Советская Конституция» в Москве, ряда бюстов деятелей революции для зала ВЦИК в Кремле, памятников А.И. Герцену и Н.П. Огарёву перед зданием МГУ, мемориальных досок на зданиях Москвы. В 1923 году Вячеслав Андреев выполнил фигуры «Рабочего» и «Крестьянина» из гипса для Всероссийской сельскохозяйственной выставки (не сохранились) и принял участие в конкурсе на памятник А.Н. Островскому.
Вячеслав Андреев удачно совмещал работу в станковой и монументальной скульптуре. Одной из тем, к которой скульптор обращался на протяжении всего творчества, был образ Ленина. Впервые скульптор увидел Владимира Ильича в Кремле в конце 1919 года. В 1920 году братья Андреевы присутствовали на заседаниях II конгресса Коминтерна, где Вячеслав сделал более 50 зарисовок выступающего Ленина. В них ему удалось с документальной точностью зафиксировать позу вождя, его манеру говорить.
Вячеслав Андреев был и среди тех, кто в феврале 1924 года откликнулся на призыв правительства к мастерам изобразительного искусства, имевшим возможность при жизни Владимира Ленина «писать с него портреты или лепить его скульптурное изображение, делать рисунки и снимки», представить «оригинальные произведения, изображающие В.И. Ленина». Среди пятисот поступивших работ лучшим был признан именно барельеф Вячеслава Андреева. Вместе с маской и барельефом работы Ивана Шадра он был рекомендован к массовому воспроизведению. В 1926 году полутораметровый бронзовый барельеф В.И. Ленина, вкомпонованный в высеченную в скале звезду, был установлен в Кисловодске, став одним из первых ленинских памятников.
Скульптор много работал в портретном жанре. Неоднократно он возвращался к изображению «отца русской авиации» Николая Жуковского. Вячеславу Андрееву принадлежит надгробие ученого (1923), бюст перед зданием ЦАГИ (1932, цемент с мраморной крошкой) и бронзовый бюст, установленный вблизи Военно-воздушной академии в Москве (1932-1933). В 1929 году Вячеслав Андреев участвовал в конкурсе на скульптурное украшение рабочих клубов. Его работы «Стрелочница» и «Рабочий-изобретатель» были премированы. Впоследствии цементная фигура рабочего, символизирующая нового человека-творца, украсила сквер у Крестьянской заставы.
В середине 1930-х годов здоровье скульптора заметно ухудшилось, врачи даже потребовали оставить занятия скульптурой. Но для Вячеслава Андреева это было равносильно смерти. Он принимает участие во всех конкурсах на проектируемое в Москве грандиозное здание Дворца Советов. Величественное трёхсотметровое сооружение являлось своеобразным пьедесталом для стометровой статуи Ленина, три варианта которой представил Вячеслав Андреев. Тесно сотрудничавший с Борисом Иофаном, возглавлявшим проектирование Дворца Советов, Вячеслав Андреев делает по рисунку архитектора скульптуру «Рабочий и колхозница» для макета советского павильона на Парижской выставке 1937 года. После того как проект Бориса Иофана признали лучшим, был объявлен конкурс и на проект скульптуры, в котором победила Вера Мухина.
В следующем году проект павильона на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке, представленный Борисом Иофаном, вновь оказывается лучшим. Следуя замыслу зодчего, Вячеслав Андреев вылепил фигуру идущего молодого рабочего с высоко поднятой правой рукой, в которой сияет звезда. Скульптору удалось создать необычайно выразительное, динамичное и монументальное произведение, отличающееся от статичных и дробных фигур его проекта «Рабочего и колхозницы», и выиграть конкурс.
В составе проектной мастерской Дворца Советов Вячеслав Андреев эвакуируется в Свердловск. Там им было выполнено большое количество эскизов и моделей к проекту оформления дворца. Возвратившись в феврале 1943 года в Москву, скульптор начал работать над статуями для строящейся станции метро «Бауманская».
Станцию, спроектированную архитектором Борисом Иофаном, в конце 1930-х годов планировалось назвать «Спартаковская» и посвятить её античному Риму. Но война спутала планы и актуальной темой оформления стал героический труд народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Над входом в вестибюль появилась надпись: «Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь», а в центральном зале станции Вячеслав Андреев предложил разместить восемь скульптур воинов и работников тыла. Он сам успел закончить только четыре скульптуры («Метростроевка», «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате» и «Лётчик»). 15 октября 1945 года художника не стало. Остальные фигуры («Командир», «Партизанка», «Рабочий» и «Конструктор») выполнили по эскизам скульптора его вдова и скульптор Сергей Кольцов.
Давний друг скульптор Вера Мухина, делившая с Вячеславом Андреевым общую мастерскую в военном Свердловске, вспоминала о нём так: «Вячеслав Андреевич был человек, который никогда не переступал дорогу товарищу». Таким он и запомнился знавшим его: красивым, талантливым, удивительно застенчивым и скромным, остававшимся чуть-чуть в тени, как бы на вторых ролях, неизменно отстаивавшим в скульптуре завещанную ему братом верность реализму.
Все изображения взяты из открытых источников.
Оставить комментарий