13 сентября 2020, 10:00

Имя Веры Мухиной стало широко известно в нашей стране и во всём мире в 1937 году, когда её скульптурная группа «Рабочий и колхозница» увенчала павильон СССР на Международной выставке в Париже. Выдающийся советский скульптор Вера Мухина обладала идеальным чувством гармонии, отточенным мастерством и удивительно тонким ощущением пространства. Ей подчинились практически все жанры пластического искусства от грандиозной монументальной скульптуры до миниатюрных декоративных статуй и скульптурных групп, эскизов для театральных постановок и художественного стекла.

Скульптор Вера Мухина

Вера Игнатьевна Мухина родилась 1 июля 1889 года в состоятельной купеческой семье. Вскоре после смерти матери отец с дочерью переехали из Риги в Крым и поселились в Феодосии. Там у местного гимназического учителя рисования будущая художница и получила первые уроки рисунка и живописи. Под его руководством она копировала в галерее Ивана Айвазовского картины прославленного мариниста, писала пейзажи Тавриды. Гимназию Вера Мухина окончила в Курске, куда после смерти отца её забрали опекуны. Спустя три года она переезжает в Москву, где начинает учиться рисунку и живописи в студии художника Константина Юона – мастера пейзажей и театральных декораций. Параллельно в 1911 году Вера Мухина занимается в студии авангардиста Ильи Машкова, а в 1912-1914 годах – проходит обучение в Париже у известного французского скульптора Эмиля Антуана Бурделя. Во Франции Вера Мухина создаёт первые профессиональные этюды. Летом 1914 года она отправилась в путешествие по Италии, где изучает скульптуру и живопись Ренессанса. В 1914-1918 годах во время Первой мировой войны Вера Мухина работает сестрой милосердия в московском военном госпитале, где знакомится со своим будущим мужем – молодым доктором Алексеем Замковым.

Наряды из альбома «Искусство в быту» Веры Мухиной и Надежды Ламановой

В эти годы Вера Мухина создаёт своё первое значительное произведение – скульптурную группу «Пьета» (плач Богоматери над телом Христа). В 1916 году по эскизам театрального модельера Александры Экстер Вера Мухина делает декоративное лепное обрамление сцены Камерного театра по мотивам древнегреческого искусства для спектакля «Фамира-Кифаред» в постановке Александра Таирова, под её же руководством работала над театральными костюмами для спектаклей «Ужин шуток» Сема Бенелли и «Роза и крест» Александра Блока. В 1920-х годах Вера Мухина работала с модельером Надеждой Ламановой, которая прежде одевала царскую семью. В 1925 году они издали альбом моделей «Искусство в быту». В том же году их приглашают представлять холщовые и льняные платья с деревянными пуговицами на Всемирной выставке в Париже, где их «крестьянская» коллекция получает Гран-при. Как дизайнер Вера Мухина оформляла советские павильоны на меховой и книжной международных выставках. Как скульптор в 1920-х годах она участвовала и победила в ряде скульптурных конкурсов, создала проекты монументов «Революция» для Клина и «Освобожденный труд» для Москвы. Необычное решение нашла Вера Мухина в проекте памятника Якову Свердлову, известному как «Пламя Революции».

«Крестьянка» – «сделанная из чернозёма» баба, «вросшая» ногами в землю, с мужскими руками (Вера Мухина лепила их с рук своего мужа).

Большой успех имела её скульптура «Крестьянка», которая в 1934 году экспонировалась в Венеции, затем была продана в музей Триеста, а позже попала в Ватикан. Помимо скульптуры и дизайна в 1926-1927 годах Вера Мухина занималась преподавательской деятельностью в Московском высшем художественно-промышленном училище, в 1926-1930 годах – в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН). В 1930 году Мухина вместе с супругом была арестована и освобождена только после личного вмешательства Максима Горького. Причиной стал донос на её мужа – Алексея Замкова, который создал в то время первый промышленный гормональный препарат «Гравидан». В результате Алексей Замков был выслан на три года в Воронеж, куда вместе с мужем отправилась и Мухина, хотя ей было позволено остаться в столице. В Москву супруги вернулись в 1932 году.

Эскиз советского павильона на Международной выставке в Париже

В 1936 году Советский Союз начал подготовку к Всемирной выставке «Искусство, техника и современная жизнь». Автор многоступенчатого советского павильона архитектор Борис Иофан предложил завершить его 33-метровый головной пилон двухфигурной скульптурной группой с эмблемой советского государства – серпом и молотом. Гипсовый эскиз Веры Мухиной, разрабатывавшей эту тему вместе с другими художниками, был признан лучшим. Скульптору, всегда мечтавшему о грандиозных масштабах, предстояло возглавить сложнейшую работу по изготовлению 25-метровой статуи общим весом около 75 тонн.

На Международной выставке в Париже (1937 год)

Работа над скульптурой заняла 3,5 месяца, при этом использовались новейшие технологии, открытые советским металловедом Петром Львовым: на тяжелейший каркас, весивший тонны, навешивали сформованную на деревянных шаблонах оболочку из хромоникелевой стали и сваривали. Чтобы довезти скульптурную группу до Парижа, её разрезали на 65 частей и распределили в 28 железнодорожных вагонов. В Польше ящики не прошли в тоннель, поэтому скульптуру пришлось резать ещё раз. Посетивший Парижскую выставку Ромен Роллан написал в книге отзывов: «На Международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льётся героический гимн, который зовёт народы к свободе, к единству и приведет их к победе». Изображение скульптуры «Рабочий и колхозница» тиражировалось на плакатах, открытках, нагрудных значках, которые разлетались по всей планете. Имя Веры Мухиной стало известно всему миру. С небольшими композиционными изменениями монумент был установлен перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве в 1939 году. В Советском Союзе скульптурная группа завоевала всеобщее признание и огромную популярность, даже стала эмблемой киностудии «Мосфильм».

Сейчас скульптурная группа «Рабочий и колхозница» установлена перед одним из входов на ВДНХ, причём с недавнего времени на 30-метровом постаменте – так, как это было сделано в Париже

В 1939 году Вера Мухина создала один из лучших своих памятников – памятник Максиму Горькому для города, носящего его имя. Чётким силуэтом читается чуть вытянутая по вертикали фигура писателя, стоящего на берегу родной Волги. Характерный взмах головы довершает созданный скульптором образ «Буревестника Революции», вышедшего из народа писателя-бунтаря. Установке памятника помешала начавшаяся Великая Отечественная война. После войны площадь Горького подверглась реконструкции, на ней был организован сквер. И только 2 ноября 1952 года памятник был наконец-то открыт.

Памятник Максиму Горькому в Нижнем Новгороде

С 1940 года скульптор сотрудничала с экспериментальным цехом при зеркальной фабрике в Ленинграде. По её эскизам и методикам создавались вазы, статуэтки и скульптурные портреты. Вере Мухиной даже приписывают изобретение гранёного стакана, но это не совсем так – она лишь усовершенствовала его форму. Первую партию стаканов по её чертежам выпустили в 1943 году. Стеклянные сосуды стали более прочными и идеально подходили для советской посудомоечной машины, изобретенной незадолго до этого. А вот форму пивной кружки для советского общепита Вера Мухина действительно придумала сама.

Вазы и статуэтки из стекла

В годы Великой Отечественной войны Вера Мухина принимала участие в оформлении станции московского метро «Сталинская» (сейчас – «Семёновская»). Дизайн станции посвящён теме Красной армии и оружия. Здесь изображены танки, корабли, артиллерийские установки и самолеты. Над интерьером, кроме Веры Мухиной, работали Надежда Вентцель и Владимир Ахметьев. Последним творением мастера стал памятник композитору Петру Чайковскому у входа в Московскую консерваторию, который был установлен в 1954 году.

Панно в глухом торце станции «Семёновская»

Талант Веры Мухиной – огромный и многоплановый – к сожалению, не был в полной мере востребованным. Много задумок ей так и не удалось реализовать. Но, несмотря на несбывшиеся надежды, творчество Веры Мухиной – сильное, стремительное и необыкновенно цельное – подняло мировое монументальное искусство на огромную высоту. Вера Мухина была отмечена различными наградами и званиями, в том числе она была награждена пятью Государственными премиями СССР (1941, 1943, 1946, 1951 и 1952). В 1943 году Вере Мухиной было присвоено звание Народный художник СССР. В 1947 году она стала действительным членом Академии художеств СССР. На могиле Алексея Замкова и Веры Мухиной на Новодевичьем кладбище воздвигнут памятник, на котором выбита надпись со словами врача Замкова: «Я сделал для людей всё, что мог». А под ней слова Мухиной: «Я тоже».

Портрет скульптора Веры Мухиной (худ. Михаил Нестеров, 1940 год)

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

СПАСИБО за ракурс из Парижа!!! Всё перед глазами…