В 80-х годах 20 века было выпущено огромное количество разнообразных ХМК, однако по нашей тематике (тематике метро, по которому мы составляем каталог) мы выделили лишь несколько конвертов.
Первым экземпляром в нашем сегодняшнем обзоре это ХМК художника В. Шатихина «Москва. Нагатинский мост».
А.Смирнова «Ташкенту 2000 лет». В композиции индустриализации и развитии города показаны различные объекты, в том числе и наземный вестибюль метро с буквой М.
Широко отмеченный в 1983 году праздник города был запечатлён на различных филателистических материалах. Однако самым интересным фактом в этой истории является то, что спустя 26 лет, Ташкент отмечал уже 2200-летний юбилей. Как такое могло случиться, что город за 26 лет постарел сразу на 200 лет. Оказывается ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) провела археологические исследования и «состарила» город на целых 200 лет.
Третий конверт, который мы хотим вам представить — это произведение художника А. Паукова «Москва. Чистопрудный бульвар». Внимательные коллекционеры заметят за памятником А.С. Грибоедову заветные буквы МЕТ.. наземного вестибюля станции м. Кировская (ныне м. Чистые Пруды), что и побудило нас внести этот ХМК в наш каталог.
Однако, если бы художник нарисовал ту же картину с того же ракурса но в наши дни, думаем, что конверт никак не подошёл бы к нашей тематике. Дело в том, что второй выход из вестибюля сейчас без заветных букв «МЕТРО».
Вывеска «МЕТРО» при открытии в 1935 году была одна — только у первого входа, но через некоторое время появилась у обоих выходов. Во время войны мы заметили на некоторых фотографиях выход на бульвар опять без вывески.
В послевоенное время буквы со стороны бульвара опять появляются, в поздних фотографиях уже их нет.
В 80-х, как мы видим по ХМК, буквы опять на месте, а в 90-х они окончательно исчезли. С чем связаны появления и исчезновения букв пока не ясно, но это ещё одна интересная история, связанная с метро. Как вы думаете, будут ли буквы, скажем так к 2036 году? )
В преддверии 50-летия Московского метрополитена в конце 84-го года выходит юбилейный конверт, оформленный художником В. Коноваловым, о котором мы рассказывали в прошлых публикациях.
Одному из первых начальников Мосметростроя Егору Трофимовичу Абакумову посвящен следующий конверт в нашем обзоре.
Занимая руководящие посты, Егор Трофимович старался усовершенствовать угледобывающее производство, улучшить условия труда простых рабочих. Он занимался разработкой новых технологических методов, позволяющих повысить эффективность производства. Наряду с другими образованными передовиками Егор Абакумов является автором новых методик по ускорению проведения выработок. Благодаря ему был изобретен и разработан горный комбайн (врубово-отбойно-погрузочная машина, используемая для погрузки горной массы в шахтные транспортные средства). Помимо прочего, Егору Абакумову приписывается изобретение щитового метода проходки тоннелей метро и стволов шахт.
Мало кто знает, но на знаменитых снимках «Первые пассажиры Московского метро» Егор Трофимович позировал вместе с рабчими-метростроевцами. Да-да, в центре внимания — это он!
Следующий в нашем обзоре художественных маркированных конвертов — это «представитель» Новосибирского метрополитена станция метро «Речной вокзал».
На тот момент это была единственная станция так называемого «наземно-подземного» типа. В последующем в Москве уже появятся ещё 2 такие станции — Мякинино (2009 г.) и Мичуринский проспект (2018 г.).
Последний в нашем сегодняшнем обзоре конверт — это «Куйбышев. Станция метро «Победа» (ныне г. Самара)
Конструкция станции — односводчатая мелкого заложения (глубина заложения ~8 метров).
Продолжение следует…
Интересно отметить, что тут мы наблюдаем эпоху отмены авиа-почты: конверты с диагональными засечками по ребру (так их было проще отбирать при сортировке) исчезают из продажи, и вводится «усреднённая» марка номиналом в 5 копеек: такие марки предполагали, что письмо доставляется либо авиа-, либо наземной почтой. Как повезёт.