18 июня 2020, 15:15

В 80-х годах 20 века было выпущено огромное количество разнообразных ХМК, однако по нашей тематике (тематике метро, по которому мы составляем каталог) мы выделили лишь несколько конвертов.

Первым экземпляром в нашем сегодняшнем обзоре это ХМК художника В. Шатихина «Москва. Нагатинский мост».

ХМК №56
Москва. Нагатинский мост.
23.07.1980 г.
Художник В. Шатихин.



А.Смирнова «Ташкенту 2000 лет». В композиции индустриализации и развитии города показаны различные объекты, в том числе и наземный вестибюль метро с буквой М.

ХМК №57
Ташкенту 2000 лет.
17.11.1982 г.
Художник А. Смирнов.

Широко отмеченный в 1983 году праздник города был запечатлён на различных филателистических материалах. Однако самым интересным фактом в этой истории является то, что спустя 26 лет, Ташкент отмечал уже 2200-летний юбилей. Как такое могло случиться, что город за 26 лет постарел сразу на 200 лет. Оказывается ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) провела археологические исследования и «состарила» город на целых 200 лет.




Третий конверт, который мы хотим вам представить — это произведение художника А. Паукова «Москва. Чистопрудный бульвар». Внимательные коллекционеры заметят за памятником А.С. Грибоедову заветные буквы МЕТ.. наземного вестибюля станции м. Кировская (ныне м. Чистые Пруды), что и побудило нас внести этот ХМК в наш каталог.

ХМК №58
Москва. Чистопрудный бульвар.
24.05.1984 г.
Художник А. Пауков.

Однако, если бы художник нарисовал ту же картину с того же ракурса но в наши дни, думаем, что конверт никак не подошёл бы к нашей тематике. Дело в том, что второй выход из вестибюля сейчас без заветных букв «МЕТРО».

Вывеска «МЕТРО» при открытии в 1935 году была одна — только у первого входа, но через некоторое время появилась у обоих выходов. Во время войны мы заметили на некоторых фотографиях выход на бульвар опять без вывески.

В послевоенное время буквы со стороны бульвара опять появляются, в поздних фотографиях уже их нет.

В 80-х, как мы видим по ХМК, буквы опять на месте, а в 90-х они окончательно исчезли. С чем связаны появления и исчезновения букв пока не ясно, но это ещё одна интересная история, связанная с метро. Как вы думаете, будут ли буквы, скажем так к 2036 году? )




В преддверии 50-летия Московского метрополитена в конце 84-го года выходит юбилейный конверт, оформленный художником В. Коноваловым, о котором мы рассказывали в прошлых публикациях.

ХМК №59
50 лет. Московский ордена Ленина метрополитен имени В.И. Ленина.
26.11.1984 г.
Художник В. Коновалов.



ХМК №60
Московский метрополитен имени В.И. Ленина. Станция «Маяковская».
29.01.1985 г.
Художник В. Виноградов.



Одному из первых начальников Мосметростроя Егору Трофимовичу Абакумову посвящен следующий конверт в нашем обзоре.

ХМК №61
Один из организаторов горной промышленности Донбасса и отечественного метростроения Е.Т. АБАКУМОВ.
15.03.1985 г.
Художник А. Толкачев.

Занимая руководящие посты, Егор Трофимович старался усовершенствовать угледобывающее производство, улучшить условия труда простых рабочих. Он занимался разработкой новых технологических методов, позволяющих повысить эффективность производства. Наряду с другими образованными передовиками Егор Абакумов является автором новых методик по ускорению проведения выработок. Благодаря ему был изобретен и разработан горный комбайн (врубово-отбойно-погрузочная машина, используемая для погрузки горной массы в шахтные транспортные средства). Помимо прочего, Егору Абакумову приписывается изобретение щитового метода проходки тоннелей метро и стволов шахт.

Мало кто знает, но на знаменитых снимках «Первые пассажиры Московского метро» Егор Трофимович позировал вместе с рабчими-метростроевцами. Да-да, в центре внимания — это он!




Следующий в нашем обзоре художественных маркированных конвертов — это «представитель» Новосибирского метрополитена станция метро «Речной вокзал».

ХМК №62
Новосибирск. Станция метро «Речной вокзал».
21.04.1988 г.
Художник / фотограф Ветцо Н.

На тот момент это была единственная станция так называемого «наземно-подземного» типа. В последующем в Москве уже появятся ещё 2 такие станции — Мякинино (2009 г.) и Мичуринский проспект (2018 г.).




Последний в нашем сегодняшнем обзоре конверт — это «Куйбышев. Станция метро «Победа» (ныне г. Самара)

ХМК №63
Куйбышев. Станция метро «Победа».
17.07.1989 г.
Рисунок художника А. Листкова.

Конструкция станции — односводчатая мелкого заложения (глубина заложения ~8 метров).




Продолжение следует…

2
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Арам Григорян 131lumenaddict Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
lumenaddict
Участник

Интересно отметить, что тут мы наблюдаем эпоху отмены авиа-почты: конверты с диагональными засечками по ребру (так их было проще отбирать при сортировке) исчезают из продажи, и вводится «усреднённая» марка номиналом в 5 копеек: такие марки предполагали, что письмо доставляется либо авиа-, либо наземной почтой. Как повезёт.