9 мая 2020, 09:19

Первый участок пражского метро был открыт ровно 46 лет назад – 9 мая 1974 года. Это событие было приурочено к празднованию Дня освобождения Чехословакии Красной Армией. Кстати, в 1990 году дату праздника перенесли на 8 мая. Вплоть до 2004 года его официальное название не раз менялось. Сейчас он называется День Победы.

Прага – самый крупный город в Чехии, здесь проживает более 1,3 млн человек. Метро, которое ежедневно перевозит более 1 миллиона пассажиров – основа системы общественного транспорта города. Пражским метрополитеном управляет муниципальное предприятие общественного транспорта столицы Чехии. Оно отвечает за работу всей транспортной сети города – трамваев, метро, фуникулера на Петршинский холм и канатной дороги в Пражском зоопарке. С 1993 года метрополитен и наземный транспорт объединены в интегрированную систему пассажирских перевозок, а проездные билеты стали едиными для всех видов транспорта и также действуют на поездах линий S (пригородное железнодорожное сообщение) в черте города.

Схема линий Пражского метрополитена.
Каждая линия имеет цветовое и буквенное обозначение: зелёная линия «A», жёлтая «B» и красная «C». Все линии пересекаются в центре города, образуя «треугольник».

Первое предложение строительства метро в Праге выдвинуто Ладиславом Роттом в 1898 году, вскоре после открытия метрополитена в Будапеште. Но тогда городские власти не восприняли подобное предложение всерьёз. В начале 1930-х годов ситуация изменилась и начались серьёзные разработки будущей подземки в Праге. На рассмотрение было представлено два проекта: использование уже курсирующих к тому времени по городу трамваев для передвижения под землей и создание независимой подземной железной дороги со своим подвижным составом. С началом Второй мировой войны все работы, связанные с метро, были приостановлены. И в течение двух послевоенных десятилетий к ним не возвращались в связи со сложной экономической ситуацией в разоренной войной стране. В начале 1960-х годов правительство утвердило прокладку трамвайных путей под землёй, и в 1967 году строительство началось. Однако в том же году по совету инженеров из дружественного Советского Союза, было принято решение строить «настоящее метро», и вся проектная документация была срочно переделана в течение всего одного года. Строительство велось при помощи советских специалистов. В сложных геологических условиях прокладка велась при помощи советского немеханизированного проходческого щита, а также использован киевский опыт в области применения железобетонных тюбингов.

Открытие метро в Праге состоялось на станции «Kačerov» 9 мая 1974 года в 9 часов 19 минут

Торжественное открытие Пражского метрополитена состоялось на станции «Kačerov» 9 мая 1974 года в 9 часов 19 минут, первые три поезда отправились с почётными гостями. В 11 часов 10 минут все станции первой линии были открыты для пассажиров со специальными приглашениями и служебными документами. Начиная с 10 мая метро стало доступно всем желающим. Перевозку первых пассажиров осуществляли 12 трёхвагонных советских метропоездов типа Ечс. Данный тип вагонов эксплуатировался на линиях метро в Праге до 29 июня 1997 года. Всего в 1973-76 годах поступило 85 советских вагонов типа Ечс. Сегодня в Праге сохранилось только 4 вагона этой серии. Один вагон является частью коллекции Музея городского транспорта Праги, а из трёх других вагонов Ечс сформирован исторический поезд, который с 2011 года осуществляет регулярные экскурсионные поездки по линиям пражского метро.

Советские вагоны в пражском метро

За последующие 15 лет были построены и введены в эксплуатацию три полноценные линии метро. Сегодня в Пражском метрополитене открыта 61 станция на трёх линиях общей длиной 65,2 км. Каждая линия имеет цветовое и буквенное обозначение: зелёная линия «A», жёлтая «B» и красная «C». Все линии пересекаются в центре города, образуя «треугольник». Кстати, буквенные обозначения линий не соответствуют порядку открытия: первым был открыт участок линии «C» между станциями «Kačerov» и «Sokolovská» (сейчас – «Florenc»). Самой глубокой станцией в Пражском метрополитене является «Náměstí Míru» (линия «А»), расположенная на глубине 53 метра. Эскалаторы этой станции производства фирмы ThyssenKrupp (Германия) длиной 87 метров (высота подъёма 43,5 метра) являются самыми длинными в Евросоюзе, соответственно и сама станция является самой глубокой на территории ЕС.

Эскалатор на станции «Náměstí Míru»

Практически все станции пражского метро имеют много выходов, расстояния между которыми могут быть достаточно значительными. С учётом неглубокого заложения большого числа станций, особенно в окраинных районах города, некоторые из них не оборудованы эскалаторами. Вместе с тем, в последнее время станции активно оборудуются лифтами для обеспечения доступа людей с ограниченными способностями. Большинство станций имеет островную конструкцию, за исключением станций «Hlavní nádraží», «Vyšehrad», «Černý Most», «Střížkov», «Prosek» и «Nemocnice Motol» (конструкция с боковыми платформами), а также уникальной станции «Rajská zahrada», пути и платформы которой расположены друг над другом. Многие станции линии «А» оформлены блестящими квадратами с вогнутыми и выпуклыми полушариями и отличаются лишь цветом. В августе 2002 года 19 станций Пражского метрополитена пострадали от разрушительного наводнения, что вызвало серьёзные сбои в работе транспортной системы Праги. В течение нескольких месяцев на затопленных станциях производились ремонтные работы, а на некоторых из них были установлены специальные указатели уровня, до которого доходила вода во время стихии.

Станция «Rajská zahrada»

Поезда в метро Праги курсируют ежедневно с 5 утра до полуночи с интервалом 2-3 минуты в часы пик и от 4 до 12 минут – в остальное время. Каждую пятницу и по выходным работа метро продлевается до 1 часа ночи. Такой же график устанавливается и во время праздников. Так как создавать метрополитен помогал СССР, парк подвижного состава в Праге первоначально состоял из вагонов типа Ечс производства Мытищинского вагоностроительного завода. Первые вагоны новой серии 81-71 для линии «А» прибыли в начале 1978 года. До 1990 года из Москвы в Прагу поступило 507 вагонов этой серии. С 2000 года происходит постепенная замена на вагоны М1 компании Siemens. В пражском метро функционируют три электродепо («Kačerov», «Hostivař» и «Zličín»), при этом каждое из них имеет собственный гейт с железной дорогой.

С 2000 года происходит постепенная замена на вагоны М1 компании Siemens.

В Праге учитывается время, проведенное в транспорте, а не число поездок. Для оплаты проезда в метро и на наземном транспорте используют бумажные билеты на короткий срок (чешск. Jízdenka): на 30 минут стоимостью 24 чешские кроны (около 70 руб.) или на 90 минут за 32 CZK (около 95 руб.), на сутки (110 CZK) или на 3 суток (310 CZK). Проездные билеты (чешск. Lítačka) в виде пластиковой карточки бывают именными (с указанием данных и фотографией владельца) и неперсонализированными, которые могут передаваться другим людям. Стоимость выпуска карты – 100 CZK, срок изготовления – 14 дней. Карту можно пополнять на срок от одного месяца (550 CZK) до года (3650 CZK). Также для проезда используются SMS-билеты. Бумажные билеты доступны в специальных автоматах в метро, на остановках наземного транспорта и в газетных киосках. Такой билет необходимо один раз прокомпостировать в специальном автомате желтого цвета, установленном при входе в метро, трамвай или автобус – после этого начинается отсчёт оплаченного времени. Проезд для ребенка младше 5 лет бесплатный, причём никакие документы не требуются, а вот с 6 до 9 лет для бесплатного проезда уже нужен документ, в котором указана дата его рождения. Подросток до 15 лет имеет право на оплату только половины стоимости билета, но тоже должен подтвердить свой возраст. Пожилые люди освобождаются от платы за проезд, но только при предъявлении удостоверения личности.

Бумажные билеты Пражского метрополитена

Все изображения взяты из открытых источников.

3
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
3 Авторы комментариев
Mikhail_Klimov_050Пётр Новиковmikhail_gruzdev_110 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
mikhail_gruzdev_110
Участник

«сформирован исторический поезд, который с 2011 года осуществляет регулярные экскурсионные поездки по линиям пражского метро» а где можно про это почитать поподробнее?

Mikhail_Klimov_050
Участник

Советские специалисты всем построили метро, а в наших миллионниках метро в позорном состоянии 1 короткой линии или вовсе отсутствует.