16 мая 2021, 10:00

Если у обычного человека спросить, кто построил первый в мире паровоз, можно получить самые разные ответы. Возможно, вам назовут славное имя Джорджа Стефенсона. Кто-то вспомнит «братьев Черепановых», имея в виду отца и сына. Но вряд ли кто-то вспомнит Ричарда Тревитика. А между тем именно он в 1804 году построил первый паровоз. Ранее он же сконструировал паромобиль и паровой дилижанс – предшественник современного автобуса.

Изобретатель Ричард Тревитик

Английский инженер Ричард Тревитик родился 13 апреля 1771 года в семье горного инженера. Он был шестым ребенком в семье и при этом единственным мальчиком. Дело происходило в Корнуэлле, на самой южной оконечности Англии, в краю древних кельтов. Среднюю школу Ричард окончил в Кэмбурне. Ричард был довольно легкомысленным ребенком – больше любил гонять мяч и заниматься другими физическими упражнениями, чем учиться. Неудивительно, что по окончании школы он едва мог читать и писать. Зато он помогал отцу и потому был хорошо знаком с паровыми машинами Уатта, которые тогда уже вовсю использовались на шахтах – главным образом для откачки воды. Это и заложило интерес мальчика к механизмам, изучению и строительству которых он посвятил свою жизнь.

Ричарда звали «Кэмбурнским громилой», поскольку роста он был немалого – шесть футов и два дюйма (примерно 190 см) и обладал недюжинной силой. Физическая сила высоко ценилась и в шахте, в особенности, когда механизмы ломались и их требовалось чинить. Знания в области паровой техники Ричард Тревитик приобрёл самостоятельно, это позволило ему в возрасте 19 лет устроиться работать на одну из шахт. Быстро освоившись, Ричард начал создавать различные типы помп и паровых механизмов. В то время многие размышляли, как бы приспособить паровые двигатели к другим целям, в частности на транспорте.

Реплика «Пыхтящего дьявол» Ричарда Тревитика

Молодой инженер направил свои усилия поэтому же пути, чему способствовало, в частности, знакомство с британским изобретателем Уильямом Мердоком, который первым сделал попытку создать паромобиль. Однако устройство Мердока использовало паровую машину Уатта низкого давления и поэтому было чрезвычайно громоздким. Тревитик пришёл к выводу: чтобы уменьшить габариты двигателя, нужно резко увеличить давление. В результате его изобретение уже могло устанавливаться на небольших экипажах, конструированием которых молодой инженер и занялся, не обращая внимания на сомнения более именитых коллег. Сам Уатт писал: «Только убийца, ни во что не ставящий человеческую жизнь, может настаивать на применении пара в 7–8 атмосфер».

Первый в мире паровой экипаж для перевозки пассажиров

24 декабря 1801 года, в канун Рождества, Тревитик вывел на улицы Кэмбурна созданный им паромобиль – вообще говоря, эту машину уже можно было назвать паровозом, только не на рельсах. Говорят, что посмотреть на чудо – первую самодвижущуюся повозку – собрались толпы зевак. Патент на паровую машину высокого давления Ричард получил ещё раньше, а вот паровик продемонстрировать не мог, поскольку патентное право принадлежало Уатту – тот запатентовал паровую повозку ещё в 1768 году, но строить её не стал. В 1801 году срок действия привилегии Уатта истек, и у Тревитика оказались развязаны руки. Впоследствии, впрочем, это не помешало Уатту обвинить Тревитика в плагиате. Машина называлась Puffing Devil («Пыхтящий дьявол»), но местные жители тут же окрестили её Драконом Тревитика. Правда, ездил он недолго: Ричард с друзьями зашёл в кабак по случаю Рождества, забыв уменьшить огонь в топке котла. Поскольку гуляли они долго, вся вода успела выкипеть, и повозка сгорела дотла.

Чертежи пассажирского парового автомобиля, созданные Саймоном Гудричем по данным полученным им от Ричарда Тревитика примерно в апреле 1803 года

Но Тревитик не отчаялся и в 1803 году построил ещё одну повозку – девятиместную, которую обслуживали водитель и кочегар. Как и первая, она имела огромные задние колеса – даже сам изобретатель, который был немаленького роста, не доставал рукой до верха колеса. Другие особенности – пассажирское предназначение и высокое давление пара. Повозка могла разгоняться до 13 км в час. Но из-за неудачных пропорций и высокого центра тяжести она через некоторое время опрокинулась на повороте, и автор потерял к ней интерес, решив заняться настоящими паровозами, на рельсах.

В 2003 году энтузиаст техники с паровыми двигателями из города Маклсфилд Том Брогден воссоздал транспортное средство Ричарда Тревитика

Патент на первый паровоз на чугунных рельсах Ричард Тревитик получил 24 марта 1802 года. Опытным путем он доказал, что силы трения гладких колес о гладкие рельсы вполне достаточно для того, чтобы паровоз не только двигался сам, но и тащил за собой гружёный состав. Испытания паровоза, построенного для угольной компании, прошли 21 февраля 1804 года. Механизм Тревитика успешно вёз повозки с углём, общий вес которых составлял целых 10 тонн. Конечно, по внешнему виду паровоз Тревитика сильно отличался от своих потомков. Он имел четыре колеса и один горизонтально расположенный цилиндр. Шток поршня далеко выдавался вперёд и поддерживался специальным кронштейном. Движение поршня передавалось всем четырём ведущим колёсам при помощи шатуна, кривошипа и системы зубчатых колёс. Чтобы облегчить прохождение шатуна через мёртвые точки, изобретатель был вынужден применить маховое колесо. Котел имел цилиндрическую форму и так называемую обратную жаровую трубу, при этом топка была расположена спереди паровоза. Весил паровоз в рабочем состоянии около 6 тонн. В этом паровозе Тревитик применил горизонтальное расположение цилиндра и усиление тяги в котельной топке при помощи выпуска отработанного пара в дымовую трубу. Подобное расположение цилиндров и такой же метод форсирования тяги применяется в настоящее время на всех без исключения паровозах.

Паровоз «Пенидаррен» (Penydarren) – первый в мире локомотив, пригодный для практического применения

Сам Ричард Тревитик был не слишком доволен своим детищем. Прошло ещё несколько лет, и в 1808 году он сконструировал более совершенную машину – паровоз с веселым названием Catch Me Who Can («Поймай меня, кто сможет»). Для демонстрации изобретатель построил за свой счёт на окраине Лондона кольцевую железную дорогу, окружив её высоким забором. Все желающие могли за деньги прокатиться на этом чуде техники. Кроме того, новый паровоз соревновался в скорости с лошадьми и, разумеется, легко их побеждал – он развивал скорость до 30 км в час. Всё это было весьма забавно, но, к сожалению, ничем не кончилось. Тревитик рассчитывал найти фабрикантов или спонсоров для массового строительства своих паровозов, но желающих не было. К тому же однажды лопнул рельс, машина опрокинулась и получила повреждения. Изобретатель чинить ее не стал…

Кольцевая железная дорога Ричарда Тревитика

На этом аттракционе побывал молодой инженер-самоучка Джордж Стефенсон, которому суждено было стать «Отцом железной дороги». Но это произошло уже в другие времена, после наполеоновских войн, когда сильно подорожали зерновые культуры и содержать лошадей стало невыгодно, а промышленникам пришлось искать другие, более производительные средства перевозки грузов. Что до Ричарда Тревитика, то в 1811 году он разорился. Тогда же подоспело обвинение в краже интеллектуальной собственности от Уатта. Кончилось всё тем, что незадачливый изобретатель в 1816 году уехал в Перу, строил там что-то, затем принял участие в испано-перуанской войне – тоже довольно неудачное. В 1827 году он вернулся на родину, где уже вовсю бороздили просторы паровозы Стефенсона. Умер Ричард Тревитик 22 апреля 1833 года в Дартфорде, графство Кент, в полной нищете.

Памятник Ричарду Тревитику перед зданием библиотеки в Кэмбурне

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

Тот кто время ИДЕЯМИ опережает, тот обычно ничего не получает…