17 мая 2020, 10:00

Западное побережье Италии словно кусочек рая на земле: круглый год светит солнце, при этом бриз с Тирренского моря приятно освежает, а глаз радует сочная флора всех оттенков, богатейшая фауна и живописные пейзажи. Недаром ещё в VIII веке до н. э. греческим поселенцам приглянулась эта местность: на берегу залива они построили «Новый город» – Neapolis.

Неаполь, третий по величине город Италии, расположен в бухте Неаполитанского залива

Неаполь – третий по величине город Италии (после Рима и Милана). Административный центр области Кампания и самый большой город южной Италии. Внушительный морской порт и крупный транспортный узел с международным аэропортом, железнодорожным вокзалом и современными автобанами. Метро в Неаполе входит в систему линий городского транспорта, относящегося к категории скоростного. В эту систему также включены фуникулеры и пригородные электрички. Неаполитанский метрополитен самобытный, как и сам Неаполь, имеет несколько уникальных особенностей. Во второй половине XIX – первой половине XX века в Неаполе были сооружены городские и пригородные железнодорожные линии, которые были слабо связаны между собой, однако имели несколько подземных участков. В 1950-е годы появились планы собрать их в единую транспортную сеть, соединившую между собой предместья, а основным транспортным хабом планировалось сделать сам Неаполь. Однако на реализацию этого плана городу постоянно не хватало средств. Кроме этого, необходимо было восстанавливать Неаполь после Второй мировой войны, во время которой были уничтожены вокзал, порт, оперный театр, церкви и многие жилые дома.

Схема транспортной системы Неаполя с указанием тарифных зон

Наконец в 1976 году власти Неаполя приступили к строительству метрополитена, однако сильнейшее землетрясение 1980 года прервало все работы. Город пришлось отстраивать заново. Но главными препятствиями явились бесконечные бюрократические проволочки и тот факт, что деньги, то выделяемые на строительство метро Европейским экономическим обществом или бюджетом страны, то собранные региональными властями, постоянно разворовывались или оседали в руках мафиозных структур.

Вход на станцию Plazza Garibaldi расположен под стеклянной крышей

В итоге первый четырёхкилометровый участок подземной линии (Vanvitelli – Colli Aminei) с 6 станциями всё-таки вступил в строй 28 марта 1993 года. А в 1997 году городские власти составили и утвердили масштабный проект «План городской транспортной сети», который не только предполагал дальнейшее расширение метрополитена, но также касался модернизации и продления пригородных железных дорог, обновления линий фуникулеров и реорганизации всего рельсового транспорта в единую сеть. Большую часть финансирования проект получил от Евросоюза, оставшуюся внесли местные и региональные власти.

Поезд прибывает на станцию Salvator Rosa

Сегодня к метрополитену формально относятся линия 1, линия 2 и линия 6, а также продолжение линии 1 (участок Неаполь – Джульяно-инКампанья – Аверса) – линия Радуги (названа так из-за того, что каждая станция оформлена в определенном цвете). Формально – потому что на деле классическую линию метрополитена представляет собой только линия 1. Линия 6 – это лёгкое метро, линия 2 – типичная пригородная электричка, а линия Радуги – бывшая узкоколейная железная дорога, которая после модернизации стала больше соответствовать определению «метрополитен», но связывает между собой два города. Линии обслуживаются разными операторами. В принципе, это обычная практика во многих транспортных системах мира. Но неаполитанцы изменили бы себе, если бы даже в таком деле не проявили свой горделивый и упрямый нрав: найти актуальную полную карту Неаполитанского метрополитена достаточно сложно – конкурирующие перевозчики не хотят афишировать существование друг друга, поэтому на 1 и 6 линиях на схемах указаны только линии оператора ANM, а остальные линии просто игнорируются. Другие операторы ведут себя аналогичным образом.

Оригинальное оформление станции Università разработал дизайнер Каримо Рашид

Каждая линия метро Неаполя имеет собственный график работы. Например, линия 1 открывается в 6 часов утра и заканчивает работу в 23 часа (станция Piscinola закрывается в 22:20). Линия 6 работает с 7:30 до 14:30 и только по рабочим дням, а линия 2 работает с 5:43 до 23:18. Интервалы движения поездов составляют 6 минут в часы пик, 8-10 минут в течение дня и 15 минут после 21:00. А вот проездные билеты едины для всех видов городского транспорта. Стоимость проезда в пригороде нужно уточнять непосредственно в кассах перед поездкой, причём она зависит не только от места назначения, но и от дня недели.

Рисунки на стенах станции Università изменяются в зависимости от угла зрения

Общая протяженность Неаполитанского метрополитена, если считать все четыре линии, чуть более 50 км, количество станций – 39. Ежедневный пассажиропоток составляет около 500 тысяч. Парк подвижного состава сформирован из электропоездов итальянских производителей (AnsaldoBreda и Titagarh FiReMa Adler Spa). Поезда, конечно, не новые: большинство из них досталось Неаполю «по наследству» от метрополитенов Рима, Милана, Бари. Кроме того, и власти города, и региональные власти в первую очередь вкладывают средства в обновление поездов пригородного сообщения, услуги которого более востребованы среди населения. Несмотря на то, что руководство неаполитанского метро планирует продлить все существующие и проложить три новые линии, а первую линию сделать кольцевой, в последние годы строительство сбавило темпы. И виной тому не только финансовые трудности: все линии ближе к окраинам выходят на поверхность, но проходящие через город – всегда глубокого заложения (более 40 метров). Это объясняется рядом причин. Во-первых, плотная средневековая застройка центра города не позволяет сделать метро неглубоким: улицы слишком узкие, чтобы копать открытым способом. Во-вторых, Неаполю более 2 тысяч лет, а значит, под ним, пласт за пластом, покоятся артефакты прошлых веков. И если на глубине 40 и более метров уже вряд ли можно найти какие-либо древности, то строительство эскалаторных наклонов, лифтовых шахт и лестничных сходов ведется крайне неспешно и предельно осторожно, с привлечением штата археологов и историков. К примеру, проект станции Municipio переделывали из-за найденных в результате работ археологических ценностей. А обнаруженные при строительстве станции Toledo окаменелости и руины было решено сохранить и использовать в качестве одного из элементов декора станции.

Во время работ по сооружению станции Municipio были обнаружены античный греко-римский порт и башни эпохи арагонского владычества, в итоге проект изменялся 27 раз!

Но самая главная особенность Неаполитанского метрополитена, сделавшая его знаменитым на весь мир, это необычное оформление станций. Власти города решили пойти наперекор мировым тенденциям и превратить пространство из узкопрактического помещения с минималистичным дизайном в настоящую галерею современного искусства. Идейный вдохновитель данного проекта – академик и искусствовед Акилле Бонто Олива, долгое время возглавлявший Венецианскую биеннале. Благодаря труду более сотни художников, дизайнеров, скульпторов и архитекторов с мировым именем 15 станций (одиннадцать на линии 1 и четыре на линии 6) украшены двумя сотнями уникальных работ, от весьма противоречивых и даже парадоксальных до тех, которые не оставят равнодушным ни одного посетителя.

Toledo – самая красивая станция Неаполитанского метрополитена

Неаполитанский метрополитен, каким он стал в последние годы, завоевал искреннюю любовь жителей и гостей города. Станция Toledo, построенная в 2012 году, входит в международный рейтинг самых красивых станций метрополитена мира. Её проектировал испанский архитектор Оскар Тускетс Бланка, причем проект касался не только самой станции, но и площади над ней. По задумке автора, у пассажиров должно возникать ощущение погружения в морскую пучину. Так как Toledo – станция глубокого заложения, на ней необходимы несколько уровней эскалаторов. Бланка использовал это для усиления иллюзии, применив в отделке переход от песочных и темных тонов к лазурным и тёмно-синим. Круглые окошки в стенах добавляют сходства с батискафом, разноуровневые колодцы естественного освещения позволили создать иллюзию лучей солнца, проникающих сквозь толщу воды с поверхности, рождая блики света на хромированных поверхностях эскалаторов и лестниц, словно в морских волнах. Кое-где вместо гладких стен использованы настоящие остатки древних построек, будто пассажиры в своем путешествии наконец-то нашли таинственную, затонувшую много веков назад Атлантиду. Промежуточный зал покоряет каждого, кто попадает сюда. Благодаря искусно использованной в отделке мозаике в сочетании с подсветкой, спрятанной за карнизами, стилизованными под волны, все вокруг мерцает, переливается, и уже непонятно, океан ли это или звездное небо. Оформление самой платформы и прилегающего к ней коридора выдержано в тёмно-синих тонах, иллюминация приглушена, вдоль стен идут ряды картин с водной тематикой: пассажиры оказываются на морском дне. Очень эффектно и впечатляюще. И становится понятно, почему Toledo регулярно занимает первые строчки рейтингов самых красивых станций метрополитенов мира.

Спуск на станциюToledo – как сказочное путешествие в таинственную Атлантиду

Все изображения взяты из открытых источников.

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Natalya_Alekseeva_223Marina_Trifonova_150 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Marina_Trifonova_150
Участник

Очень красивое метро! Станция Толедо, прямо, завораживает! Спасибо за путешествие и полезную информацию!

Natalya_Alekseeva_223
Участник

Спасибо за экскурсию! У такого красочного Неаполя под стать ему красочное метро!