15 мая 2021, 05:30

Сегодня Московский метрополитен отмечает свой очередной День Рождения. Ровно 86 лет назад, 15 мая 1935 года, для пассажиров распахнулись двери первых 13 станций самого красивого метро в мире. Поздравляем наш любимый Московский метрополитен с праздником! В честь этого события мы собрали 86 удивительных фактов о Московском метрополитене.

1. Метрополитен в Москве мог появится ещё при царе – первые проекты относятся к 1890 году. Строительству помешало духовенство, заявив, что «человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю».

2. В 1902 году инженеры Пётр Балинский и Евгений. Кнорре предложили первый проект метро с центральной станцией у Храма Василия Блаженного, от которой во всех стороны расходились поезда с вагонами первого, второго и третьего класса. При этом первые поезда должны были двигаться по эстакадам, лишь изредка ныряя в тоннели. Городская дума проект отклонила.

Эстакада и Центральный вокзал метрополитена на Красной площади
(акварель Николая Каразина по проекту Балинского и Кнорре)

3. В 1923 году при Управлении московских городских железных дорог был учреждён подотдел по проектированию метрополитена в составе одного человека. Через семь лет, в 1930 году, проект был готов: семь станций в духе советского конструктивизма, из которых нереализованной осталась лишь одна – на Красной площади.

4. Решение «Немедленно приступить к подготовительным работам по сооружению метро в Москве, как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок» было принято в июне 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б), посвященном развитию городского хозяйства городов СССР. В течение короткого времени на основе более ранних проектов был разработан новый проект метрополитена, составленный с учетом достижений мирового метростроения того времени.

Первый поезд метро отправился в первый рейс

5. Первый поезд совершил пробную поездку от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники» 15 октября 1934 года.

6. Первоначально открытие Московского метрополитена было запланировано на 7 ноября 1934 года. Но из-за огромных сложностей при строительстве, пуск метро перенесли на 1 мая 1935 года.

7. Пробное движение по всей трассе первой очереди планировалось начать 20 января 1935 года, но в итоге это случилось чуть позже: первый поезд 4 февраля в восемь вечера отправился от станции «Сокольники» в сторону станции «Парк культуры», а в четвёртом часу утра 5 февраля вернулся обратно. При этом ещё не были готовы устройства СЦБ, поезд отправлялся по приказу: начальник станции звонил по телефону начальнику следующей станции, а если телефонной связи не было, то на следующую станцию для получения приказа на приём поезда отправлялся курьер.

Делегаты II Всесоюзного съезда колхозников на одной из станций Московского метрополитена, февраль 1935 года

8. 6 февраля 1935 года первыми пассажирами московского метро стали 2,5 тысячи делегатов VII Всесоюзного съезда Советов и колхозники-ударники. Шесть поездов – по четыре вагона в каждом – возили по трассе дорогих и почётных пассажиров. 19 февраля 1935 года началось регулярное учебное движение по всей трассе.

9. В апреле 1935 года первую поездку на метро совершил товарищ Сталин. Во время поездки поезд на долгое время остановился в тоннеле. Существует несколько версий того, почему это произошло, но, по самой достоверной, это произошло из-за отказа устройств СЦБ. Расследование показало, что охрана Сталина так старательно выполнила инструкции, что законопатила на подстанции все отверстия, в том числе вентиляционные, оборудование перегрелось и произошло короткое замыкание. Тем не менее, Сталин дал ещё две недели на полную отладку всех систем: к 15 мая метро должно было быть пущено.

Президиум Совнаркома СССР во время торжественного заседания в Колонном зале Дома союзов, посвящённого пуску первой очереди Московского метрополитена, 14 мая 1935 года

10. 2 мая 1935 года вход в метро был открыт – можно было спуститься и осмотреть станции. Ради этого люди готовы были по несколько часов стоять в очереди. В этот день станции метро посетило 770 тысяч человек.

11. 13 мая 1935 года Центральный исполнительный комитет СССР в соответствии с желанием строителей метрополитена, московских партийных и советских организаций присвоил Московскому метрополитену имя Лазаря Моисеевича Кагановича, который в 1931 — 1935 годах являлся куратором строительства московского метро, став не только его организатором, но и идейным вдохновителем.

12. 14 мая 1935 года состоялось торжественное заседание в Колонном зале Дома Союзов, в этот же день метро начало свою работу по графику, но без пассажиров, весь день поезда ходили строго по расписанию.

Демонстрация трудящихся Москвы, посвященная пуску первой очереди метро, 15 мая 1935 года

13. 15 мая 1935 года ровно в семь часов утра без торжественных речей и красных ленточек Московский метрополитен открыл двери всех 13 станций первой очереди для пассажиров.

14. Первым пассажиром метрополитена в 1935 году стал мастер экспериментального цеха завода «Красный пролетарий» Петр Николаевич Латышев, который на станции «Сокольники» купил билет под номером А00001.

15. «Красные ворота» стала первой в мире станцией глубокого заложения, построенной с центральным залом.

16. Станции были украшены большими буквами «М», которые стали символом московского метро. В 1934 году среди москвичей был объявлен конкурс на лучший эскиз эмблемы. Поступило 97 работ, но все они были отклонены комиссией. Пришлось обращаться к профессионалам. В итоге эмблему метро разработал архитектор Иван Таранов, который, кроме того, спроектировал одиннадцать станций столичного метрополитена.

Номер газеты «Советский Метро», посвящённый первой годовщине работы Московского метрополитена

17. Слово «метро» было изначально мужского рода. Поэтому лозунги на советских плакатах звучали так: «Наш метро – лучший в мире!»

18. Станция «Комсомольская»-радиальная стала первой (и долгое время единственной) станцией московского метро с пешеходными галереями (балконами), расположенными над путями.

19. Московский метрополитен может претендовать на звание «популярного актера кино» – здесь были сняты эпизоды нескольких сотен картин. А первым фильмом, где было показано метро, стала вышедшая на экраны в 1936 году лента Григория Александрова «Цирк». Одна из сцен развернулась на станции «Охотный Ряд» – здесь из вагона метро выскакивает Шурик Скамейкин с маленьким Джимми на руках, а потом рассеянный конструктор долго и безрезультативно пытается подняться вверх по эскалатору, едущему вниз.

Кадр из фильма Григория Александрова «Цирк» (1936 год)

20. Станция «Маяковская», открытая в 1938 году, стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения.

21. Первой станцией с боковыми платформами стала «Улица Коминтерна» (сейчас – «Александровский сад»). Она же является первой станцией с изогнутыми платформами. Подобная конструкция была обусловлена расположением станции – при строительстве было крайне сложно развести пути в узком пространстве между Кутафьей башней Кремля и зданием Манежа.

22. Станция «Александровский сад» была дважды официально переименована в течение нескольких дней. При открытии называлась «Улица Коминтерна», а с 24 декабря 1946 года превратилась в «Калининскую». В эпоху массовых переименований она сначала была поименована «Воздвиженкой» и называлась так несколько дней (даже успели напечатать новые вагонные схемы с таким названием), но 5 ноября 1990 года станция получила своё нынешнее имя – «Александровский сад».

Станция «Библиотека имени Ленина», 22 апреля 1947 года

23. Самый первый подземный переход в московском метро открылся между станциями «Библиотека им. Ленина» и «Улица Коминтерна» (сейчас – «Александровский сад») в 1938 году.

24. Самый длинный подземный переход (около 150 метров) соединяет станции «Павелецкая» Замоскворецкой и Кольцевой линий.

25. Первая кросс-платформенная пересадка в московском метро была организована на станции «Китай-город», которая имеет 2 расположенные рядом платформы, на которые приходят поезда Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий, следующие в одну сторону. Несмотря на одинаковое название, станционные залы отличаются внешним оформлением и даже имеют собственные имена: «Кристалл» и «Гармошка», данные им по форме колонн.

26. На звание «самого короткого перегона» в московском метро претендуют сразу два участка. И оба они расположены на Филевской линии – между станциями «Александровский сад» и «Арбатская» и между станциями «Выставочная» и «Международная». Длина перегонов – около пятисот метров.

27. Самый длинный перегон в московском метро расположен между станциями «Строгино» и «Крылатское» и составляем 6625 метров. Часть перегонных тоннелей совмещена с автомобильным Серебряноборским тоннелем.

Первый поезд на станции «Завод имени Сталина», 1 января 1943 года

28. Среднее расстояние между соседними станциями в Московском метрополитене составляет около 1,8 км.

29. В московском метро использует та же ширина колеи, что и на железных дорогах в России – 1520 мм. Для подачи тока используется контактный рельс, напряжение на нём составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций – 825 В).

30. В 1940 году на станции «Динамо» в ночное время работала физическая лаборатория. Космическое излучение, создававшее помехи в лабораториях на земле, не проникало на 40-метровую глубину станции. Благодаря проведённым физиками Георгием Флёровым и Константином Петржаком экспериментам, было открыто спонтанное деление ядер урана.

31. В июне 1941 года рядом с железнодорожной станцией Катуар-Белавенец (пл. 26 версты) открылся пионерский лагерь для детей работников московского метро. В 1965 году станцию переименовали в Лесной городок, а на месте пионерлагеря сейчас располагается Оздоровительный комплекс Московского метрополитена.

Укрытие населения в годы войны на станции метро «Маяковская»

32. Единственный день, когда Московский метрополитен не открылся для пассажиров – 16 октября 1941 года. Враг был на подступах к столице и метрополитен готовили к уничтожению. Приказ был отменён, и вечером того же дня московское метро вновь приступило к перевозке пассажиров.

33. Во время Великой Отечественной войны станции московского метро использовали как бомбоубежище: приют здесь нашли около полумиллиона человек. В случае объявления сигнала «воздушная тревога» происходила немедленная остановка движения поездов, и население размещалось под землей. Во время авианалетов в метро родилось более двухсот детей.

34. 23 мая 1946 года решением ВЦСПС и МПС Московскому метрополитену за самоотверженный труд рабочих, ИТР и служащих в период Великой Отечественной войны в очередной раз присуждено и затем оставлено на постоянное хранение знамя Государственного Комитета Обороны.

Знамя Государственного Комитета Обороны в музее Московского метрополитена

35. В московском метро есть станции, имеющие одинаковые названия, но не имеющие пересадки друг на друга – это «Смоленская» и «Арбатская». Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны во время одного из авианалётов, в перекрытие тоннеля мелкого заложения между станциями «Арбатская» и «Смоленская» попала бомба. Было принято решение о строительстве параллельного участка Арбатско-Покровской линии со станциями, которым в «наследство» достались такие же названия. После открытия глубокого Арбатского радиуса участок мелкого заложения был закрыт. Но, спустя некоторое время, он открылся вновь в составе Филёвской линии.

36. Станция «Смоленская» Филёвской линии – единственная в московском метро, путевые стены которой облицованы шестиугольной плиткой.

37. «Новокузнецкая» – единственная станция в московском метро, где свод эскалаторного тоннеля украшен лепниной.

38. Угол наклона всех эскалаторов московского метро составляет 30 градусов.

Турникеты на станции «Площадь Революции», октябрь 1960 года

39. Первые автоматические турникеты появились в московском метро только в 1952 году на станции «Красные ворота». До этого контролеры в вестибюлях станций вручную отрывали и компостировали бумажные билеты.

40. Первая цветная схема в вагонах метро появилась в 1957 году для удобства иностранных гостей, приехавших в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

41. 6 ноября 1967 года по личной инициативе бывших работников метрополитена и первой женщины-машиниста Зинаиды Троицкой был открыт Народный музей Московского метрополитена. В 2016 году музей переехал в Центр профориентации, расположенный на станции «Выставочная».

Артисты выступают на строящейся станции «Таганская»-кольцевая перед метростроевцами (в центре – актриса кино Любовь Орлова и режиссёр Григорий Александров), 1949 год

42. Поручни на эскалаторах иногда едут быстрее или медленнее ступеней, потому что в движение поручень приводится с помощью специального блока, который со временем истирается. Как правило, у только что отремонтированных эскалаторов поручни всегда едут немного вперед, но со временем начинают немного отставать от скорости полотна. Это вполне нормально, по правилам эксплуатации разница не должна превышать 2 процентов.

43. В южном вестибюле станции «Саларьево» установлен самый короткий эскалатор московского метро, который поднимает пассажиров всего на 3 метра.

44. На путевой стене станции «Курская»-кольцевая есть надпись: «Станция Курская Большого кольца». Мало кто знает, что в конце 30-х годов прошлого века в московском метро предполагалось строительство еще и Малого кольца – в районе Бульварного кольца Москвы, но проект так и не был реализован. А эта надпись – единственное упоминание об этом проекте в Московском метрополитене.

45. Некоторые станции московского метро очень глубокие и атмосферное давление в вестибюле станции может значительно отличаться от давления на платформе. Например, на станции «Парк Победы», глубина заложения которой составляет более 80 метров, эта разница достигает 6 мм ртутного столба.

Отделочные работы на станции «Рязанский проспект», 12 ноября 1966 года

46. Среди станций-«сороконожек» есть две, отличающиеся от остальных самыми узкими платформами. Обе они расположены на Таганско-Краснопресненской линии – это «Волгоградский проспект» и «Рязанский проспект». Ширина платформы на этих станциях 8 метров. А самая узкая станция в московском метро – это «Библиотека им. Ленина», ширина которой всего 7,6 метра.

47. «Партизанская» – самая широкая станция в московском метро. Она была открыта в январе 1944 года. Станционный зал отличает наличие двух платформ – это связано с тем, что еще до войны неподалеку от станции предполагалось сооружение огромного стадиона, чтобы исключить давку на платформах после окончания массовых спортивных мероприятий, на станции было сразу построено три пути. Но, по ряду причин, строительство стадиона было заморожено.

Станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» (сейчас – «Партизанская»), 13 ноября 1945 года

48. Самое короткое название в московском метро имела станция «Мир», которая носила это название с 1958 по 1966 год. А потом её переименовали. Сначала – в «Щербаковскую», а сейчас она называется «Алексеевская». Сегодня станций с самым коротким названием, состоящим из 4 букв, три: «Фили», «ВДНХ» и «ЦСКА». А если вспомнить, что МЦК тоже имеет отношение к метро, тогда можно вспомнить и трёхбуквенную станцию «ЗИЛ».

49. А станций с самым длинным названием две – это «Бульвар Адмирала Ушакова» на Бутовской линии и «Бульвар Дмитрия Донского» на Серпуховско-Тимирязевской линии. Их названия состоят из 22 букв.

Уборка станции «Комсомольская»-радиальная поломоечной машиной, 1955 год

50. Станция «Охотный ряд» – абсолютный лидер по смене названия: открытая в составе первой очереди, 25 ноября 1955 года она поменяла название на «Имени Кагановича», в 1957 году станции было возвращено историческое название, в 1961 году станция вновь была переименована – на этот раз в «Проспект Маркса», а 5 ноября 1990 года станции вновь было возвращено первоначальное название.

51. Самые большие буквы в названии станции на путевой стене размещены на «ЦСКА» – их высота составляет 120 см. До открытие этой станции Большой кольцевой линии рекорд принадлежал «Мякинино», где высота букв равняется 1 метру. Но есть ещё один вариант – надпись с названием станции «Солнцево» на путевых стенах выполнена двумя способами: обычными металлическими буквами и нарисованными. Размер нарисованных букв при этом рекордный для станций московского метро: их высота около двух с половиной метров!

Станция «Мякинино»

52. Самые маленькие буквы в надписи на путевых стенах – на станции «Маяковская». Высота букв составляет всего 9 сантиметров – в 27 раз меньше, чем на «Солнцево».

53. На стенах и пилонах станции «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии размещено рекордное количество надписей с названием станции – слово «Электрозаводская» повторяется 54 раза!

54. 20 августа 1963 года произошло уникальное событие для московского метро: две станции обменялись названиями друг с другом. Обмен произошёл между соседними станциями «Измайловская» и «Измайловский парк» (сейчас она называется «Партизанская»). Такой обмен был сделан для того, чтобы привести в соответствие название станции метро и расположение главного входа в парк.

Станция «Первомайская» на территории электродепо «Измайлово», ноябрь 1958 года

55. В московском метро есть две закрытые станции, расположенные на территории депо: «Первомайская» и «Калужская», которые в течение нескольких лет использовались как временные.

56. «Воробьёвы горы» – первая станция в мире, расположенная на мосту над рекой. Она же имеет самую длинную платформу в московском метро – 282 метра.

Станция «Ленинские горы» («Воробьёвы горы»), март 1963 года

57. Арбатско-Покровская линия – самая длинная в московском метро. Протяжённость линии с 22 станциями – 45,1 км.

58. «ВДНХ» – единственная станция московского метро, в названии которой буквы расположены в алфавитном порядке. Но на МЦК тоже есть такая станция – это «ЗИЛ».

59. Станцию «Новослободскую» украшают «первые советские» витражи. Их автор – сын палехского иконописца Павел Корин. Основой узоров на них стал рисунок с риз средневековых священников, найденный Кориным в Ленинской библиотеке. А изготовлены витражи были в Риге старыми латышскими витражистами, которые остались без работы после закрытия лютеранских церквей.

На станции «Новослободская»

60. На путевой стене станции «Каширская» есть изображением другой станции московского метро – «Маяковской».

61. В оформлении станции «Ломоносовский проспект» использованы ряды цифр являются фрагментами последовательности чисел итальянца Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, …

62. На станции «Римская» есть подземный фонтан.

На станции «Площадь Революции», 1967 год

63. Бронзовые собаки «живут» на трёх станциях московского метро: «Площадь Революции», «Менделеевская» и «Орехово».

64. «Мякинино» – единственная станция московского метро, которая полностью расположена на территории Московской области.

65. Московский метрополитен часто называют «Подземным памятником архитектуры»: на сегодня 48 из 241 станции являются объектами культурного наследия. Такой статус присуждается объекту в том случае, если он ценен с точки зрения искусства, архитектуры, истории, науки или археологии.

Панно «Народное гуляние в Киеве» на станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии

66. В московском метро мужским голосом объявляют названия станций во время движения поездов к центру, а женским – при движении от центра. На Кольцевой линии при движении по часовой стрелке станции объявляет мужской голос, а при движении против часовой – женский. Это было сделано в 1984 году для удобства ориентирования слабовидящих пассажиров.

67. Выходы в город 11 из 12 станций Кольцевой линии находятся в Центральном административном округе и только станция «Киевская» расположена в Западном административном округе.

68. Станции Московского метрополитена – рай для палеонтологов-любителей. В каменной облицовке более чем пятидесяти станций можно обнаружить раковины наутилусов, аммонитов и других доисторических моллюсков.

Наутилус – один из лучших образцов, обнаруженных в метро в облицовке из красного мрамора

69. Станция «Тропарёво» стала первой в Московском метрополитене, в написании названия которой на путевой стене появились две точки над буквой «ё». До этого названия всех станций с этой (до открытия «Тропарёво» их было восемь), размещались на путевых стенах без точек.

70. Названия станций на путевых стенах, как правило, пишутся буквами одинаковой высоты. И только на двух станциях название написаны с заглавных букв – на «Университете» и на «Серпуховской».

71. На станциях «Кантемировская» и «Боровское шоссе» названия станций на путевых стенах написано курсивом.

Наземный вестибюль станции «Мичуринский проспект»

72. На наземном вестибюле станции «Мичуринский проспект» снаружи размещена самая большая надпись с названием станции, выполненная трёхметровыми буквами.

73. Станция «Тимирязевская» – единственная в Московском метрополитене односводчатая станция глубокого заложения.

74. «Бибирево» стала первой станцией Московского метрополитена, открытой после распада Советского Союза.

Станция «Румянцево»

75. Станция «Румянцево» являлась конечной самое непродолжительное время – с 18 января по 15 февраля 2016 года, то есть всего 29 дней. Правда, конечной она была только для пассажиров, а не для поездов. Высадив пассажиров в «Румянцево», поезда шли дальше пустыми, до ещё не открытой станции «Саларьево». Вторая по длительности пребывания конечной является станция «Орехово» (8 месяцев). Дольше всех конечной служила (и продолжает служить) станция «Александровский сад».

76. Первой станцией московского метро, построенной за пределами МКАД, стала «Бульвар Дмитрия Донского», открывшаяся в 2002 году.

77. «Крылатское» – первая станция в московском метро с несимметричным сводом.

Станция «Котельники»

78. Станция «Котельники» располагается на границе сразу трёх городов: Москва, Котельники и Люберцы. И в каждый город ведёт свой выход.

79. На перегоне Калужско-Рижской линии между станциями «Бабушкинская» и «Медведково» расположен крытый мост через Яузу.

80. Пётр Добрынин – самый молодой исторический деятель, чьё имя нашло отражение в названии станции московского метро. Он прожил всего 22 года.

Наземный вестибюль станции «Алма-Атинская»

81. Алматы (Алма-Ата) – единственный неевропейский город, упомянутый в названиях станций Московского метрополитена.

82. Ближайший к Москве метрополитен расположен в Нижнем Новгороде. Между станциями «Некрасовка» московского метро и «Парк культуры» Нижегородского метрополитена всего 375 км. Это даже меньше, чем общая протяжённость линий Московского метрополитена.

83. Самой загруженной станцией московского метро является «Комсомольская»-кольцевая. В 2020 году этой станцией воспользовались 24 миллиона пассажиров.

Станция «Комсомольская»-кольцевая

84. 29 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Московскому метрополитену было присвоено имя В.И. Ленина.

85. Полное название московского метро звучит так: Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» (ГУП «Московский метрополитен»).

86. Не только Московский метрополитен отмечает сегодня свой День Рождения. В разные годы 15 мая также родились: бактериолог Илья Мечников (1845); художник Виктор Васнецов (1848); автор книги «Волшебник страны Оз» Лаймен Баум (1856); французский учёный-физик Пьер Кюри (1859); писатель Михаил Булгаков (1891); актриса Людмила Касаткина (1925); композитор Андрей Эшпай (1925); актриса Светлана Светличная (1940); театральный режиссер Сергей Женовач (1957) и многие-многие другие.

3
Оставить комментарий

avatar
3 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
3 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
3 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130SokolGalina_Novoseltseva_021 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Galina_Novoseltseva_021
Гость
Galina_Novoseltseva_021

Поздравляю! 🎉
Старые фотографии метро очень атмосферные)

Sokol
Участник

Замечательная статья получилась, очень интересно и познавательно. Спасибо!

Stanislav_Chernec_130
Участник

В Москве придумали метро!
В Москве построили метро!!
От Сокольников к Смоленской
Москвичей везёт оно!!!