4 июня 2022, 10:00

Московский метрополитен смело может претендовать на звание «популярного актёра кино» – здесь были сняты эпизоды нескольких сотен картин! А первым фильмом, где было показано метро, стала вышедшая на экраны в 1936 году лента режиссёра Григория Александрова «Цирк».

Плакат к фильму «Цирк»

В 1935 году о скором пуске метрополитена в Москве не знал только ленивый. И пока вся страна, затаив дыхание, ждала его, как чуда, режиссер Григорий Александров приступил к съёмкам своего очередного детища с блистательной Любовью Орловой в главной роли. Конъюнктурщик по натуре, он тонко чувствовал все современные тенденции и, конечно же, не мог пройти мимо такого грандиозного события, как открытие метро. В основу сюжета фильма легла пьеса «Под куполом цирка» Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева. В ней американская артистка приезжает на гастроли в Советский Союз с цирковым номером «Полёт на Луну» и… принимает решение остаться. Как видим, проблематика пьесы была далека от развернувшейся в столице «борьбы за метро». Никаких сцен, имевших отношение к метрополитену, не содержала и её постановка в московском театре «Мюзик-холл», премьера которой состоялась 23 декабря 1934 года.

В следующем году Ильф и Петров создают сценарий комедии с таким же названием и с некоторыми исправлениями, но никаких намёков на метро в нём по-прежнему не наблюдается. Впрочем, как говорится, стоит только захотеть, и уже в одной из первых версий режиссерского сценария «звуковой кинокомедии «Под куполом цирка», написанного на этот раз совместно с Александровым, появляется эффектная сцена на эскалаторе. Любопытно, что его текст, хранящийся в Российском государственном архиве литературы и искусства, содержит забавную опечатку – машинистка упрямо, на протяжении нескольких строк печатает «экскаватор» вместо «эскалатор». Это косвенно указывает на то, что для советских граждан эскалатор в ту пору был в диковинку, ведь их первые образцы появились в СССР именно на станциях московского метро. В дальнейшем Григорий Александров весьма вольно обошёлся с этой ранней версией сценария, тем самым лишившись одобрения Ильфа и Петрова, но, тем не менее, сохранив сцену в метро. Как говорилось в их совместном письме в Общество по охране авторских прав, «по соображениям творческих разногласий с режиссером авторы и режиссёр пришли к решению не опубликовывать фамилий Ильфа и Петрова как авторов сценария». В итоге после всех споров, трансформаций и переделок название картины было сокращено до короткого «Цирк», а сцена в метро стала выглядеть так: «Подъезжает поезд метро. Публика выходит из него и направляется к выходу. Герой картины Скамейкин с ребёнком подбегает к эскалатору, вскакивает, спускается вниз, затем комично пытается взобраться по работающему на спуск эскалатору. Этот фееричный гэг – калька из фильма Чарли Чаплина Floorwalker».

Поезд прибывает на станцию «Охотный Ряд»

Подготовительный и съёмочный процесс занял весь 1935 год, и потому будущий фильм впитал в себя всю энергетику, всю атмосферу того знаменательного для страны и для метрополитена года. Сцены в метро (с некоторыми другими эпизодами) снимали в первую очередь – ещё до утверждения сценария. Съёмки начались спустя месяц после открытия метрополитена, 13 июня 1935 года, и проходили на станции «Охотный Ряд». Главный оператор картины Владимир Нильсен находился в это время за границей в составе делегации, посетившей Францию и Голливуд, и поэтому снимал его ученик – второй оператор Борис Петров. Помимо поезда, в кадр попали утраченные ныне детали интерьера станции – глазурованная плитка путевых стен и торшеры центрального зала. В фильме мы видим и западный вестибюль станции «Охотный Ряд», исчезнувший во время реконструкции гостиницы «Москва», в которую он был встроен. Прибытие поезда на станцию «Охотный Ряд» снимали с оглядкой на знаменитый фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», сохранив ракурс съемки, уже тогда ставший каноническим.

Конструктор-любитель Шурик Скамейкин с ребёнком на платформе станции «Охотный Ряд»

Эти кадры в контексте отечественного кинематографа вполне сопоставимы по значимости с короткометражкой прославленных французов – и если их фильм является первым в истории, запечатлевшим пассажирский поезд, то «Цирк» стал первым игровым фильмом, снятым в московском метро. Впоследствии в апрельском номере информационно-репертуарного бюллетеня «Московский экран» за 1936 год операторы поделились опытом съёмок в метро: «Впервые в художественном фильме, в одном из эпизодов нашей картины показан Московский метрополитен. Нам хотелось даже в незначительных, проходных кадрах показать великолепную архитектуру станции «Охотный Ряд», выявить динамику мощных эскалаторов, воспроизвести своеобразное освещение станции».

Сцена на эскалаторе (кадр из цветной версии фильма)

Симптоматично, что сцены в метро вставлены режиссёром в цирковой дивертисмент «Чудо техники ХХ века», который возвращает нас к традиционному дореволюционному цирку и иронически комментирует идею технического прогресса в её советском воплощении. Кадры прибытия новейшего поезда на станцию глубокого заложения с шестью мощнейшими эскалаторами перемежаются с ездой на архаичном велосипеде, а песенка исполнителей связывает обе сцены лейтмотивом бесконечно крутящихся педалей. Представив метро как весёлый аттракцион, режиссёр попал в точку, угадал на все сто, отразив отношение обывателей к новому для столицы транспортному средству. И ещё долгое время метрополитен оставался главным аттракционом Москвы, что прослеживается и в другом фильме того периода – детективе «Ошибка инженера Кочина» (1939) Александра Мачерета (также с Любовью Орловой в одной из главных ролей). В нём Ида, жена еврейского портного в исполнении Фаины Раневской, говорит о шпионе (куда же без них в 30-е!), который выдаёт себя за приезжего: «Ну, положим, этого товарища надо понять: человек приехал из провинции, так ему всё хочется – и покататься на метро, и посмотреть Москву, и заказать обратный билет на дорогу ему тоже хочется. Всё ему хочется!». Вот это «покататься на метро» было такой же обязательной частью развлекательной программы конца 1930-х годов, как в наши дни посещение парка «Зарядье» или селфи на фоне башен Москва-Сити. Серьёзным транспортным предприятием, главным в столице, метрополитен станет позднее, а пока… Приключения провинциалов в столичной подземке – одна из самых ярких комедийных сцен в запрещённом, как поговаривают, лично товарищем Сталиным и не вышедшем на экраны фильме «Новая Москва» (1938) режиссёра Александра Медведкина. Чего стоят экзерсисы с чайником на платформе станции «Площадь Свердлова»! А сцена с поросёнком на «Курской»? Постойте, удивитесь вы, как же так? Со свиньями – в метро?! Да, представьте себе, со свиньями! Словом, цирк, да и только!

С поросёнком в метро… (из фильма «Новая Москва»)

Метро и «Цирк» встретились вновь в день рождения Московского метрополитена – 15 мая 1936 года, только уже не на съёмочной площадке, а на последней странице газеты «Правда», которая разместила статьи «Сегодня – годовщина пуска метро» и «Новые комедии на экране» аккурат одну под другой. Премьера фильма состоялась 23 мая 1936 года, представив зрителям не только Любовь Орлову во всём блеске её великолепия, но и метрополитен, – учитывая гигантскую многомиллионную аудиторию картины, можно с уверенностью сказать, что большинство советских граждан впервые увидели метро исключительно благодаря «Цирку». Помимо несомненных художественных достоинств, фильм обладает для нас исторической ценностью кинодокумента той эпохи, и кадры из метрополитена играют в этом не последнюю роль. В общем, спасибо, «Цирк»!

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

В привычное метро с «НОВЫМИ» глазами… Не забывая, что Москва над нами…