У неё был острый ум и твёрдый характер. Она презирала лесть, зависть и неискренность. Все, кто лично знал Татьяну Фёдорову, рассказывают о ней как о потрясающей женщине неземной красотой. Эта хрупкая москвичка, прошла большой трудовой путь, став первой женщиной, возглавившей строительство метро.
Татьяна Викторовна Фёдорова родилась в Москве 1 апреля 1915 года. В 1933 году, после окончания школы-семилетки фабрично-заводского ученичества, работала такелажницей на заводе «Каучук». Как и многие в то время, она по призыву комсомола пришла в 19 лет на Метрострой.
Трудовой путь Татьяны Фёдоровой начался на строительстве станции «Красносельская». Как-то, увидев её в бригаде проходчиков, главный инженер шахты Зубков попросил: «Сбегай-ка наверх, в контору, принеси табак, я забыл его на столе». На что юная Татьяна Фёдорова, одёрнув спецовку, выпалила: «Комсомол позвал нас метро строить, а не за табаком бегать». Зубков захохотал. Тогда, в 1933 году, он и не предполагал, что эта девушка скоро станет легендой Метростроя и прототипом главной героини фильма «Добровольцы». Заглядываясь на высокую голубоглазую блондинку, мужчины будут сворачивать шеи. «Вот везучая!» – постоянно твердил бригадир Зубков, откапывая Таню в очередной раз в забое из–под осыпавшегося грунта.
Татьяна Фёдорова работала бригадиром бетонщиков, бригадиром стахановской комсомольско-молодёжной бригады чеканщиков, начальником участка. В 1937 году в возрасте 22 лет её избрали депутатом Верховного Совета СССР. Затем переизбрали на второй срок. В 1939 году она стала членом Коммунистической партии Советского Союза.
Во время войны Татьяна Фёдорова окончила Московский институт инженеров транспорта. С 1948 года Татьяна Фёдорова работала начальником шахты и начальником СМУ-3 Метростроя. Под её руководством строились станции «Калужская» («Октябрьская»), «Павелецкая», «Hовослободская», «Киевская-кольцевая», «Проспект Мира», «Первомайская» и «Кутузовская». Ей поручали самые отстающие участки. Умение организовать работу помогало ей всегда сдавать объекты в срок.
В 1961 года Татьяна Фёдорова – заместитель начальника Московского Метростроя. На своём посту она заботилась о профессиональном росте работников. Много сил и энергии отдала развитию пионерского лагеря «Юный метростроевец», детских дошкольных учреждений, строительству жилья для метростроевцев. Воспитала не одно поколение квалифицированных специалистов, которые успешно работают в метростроении. Не имея своих детей, Татьяна Фёдорова заботилась о чужих – взяла попечительство над сиротами из детского дома, став для них второй мамой. Одну из воспитанниц по имени Лидия Ким она удочерила.
После выхода на пенсию Татьяна Фёдорова являлась председателем Совета ветеранов Московского Метростроя. Трудовые успехи Татьяны Федоровой отмечены на государственном уровне – 6 мая 1975 года за большие заслуги в сооружении Московского метрополитена имени В.И. Ленина и активную общественную деятельность она была удостоена звания Герой Социалистического Труда.
В этом же году вышло первое издание книги воспоминаний Татьяны Фёдоровой «Наверху – Москва», рассказывающей о работе Метростроя и жизни комсомольцев тридцатых годов. Татьяна Викторовна Фёдорова умерла 5 декабря 2001 года в возрасте 86 лет. Урна с прахом захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.
15 мая 2006 года в вестибюле станции «Красносельская» состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память легендарного строителя московского метро Татьяны Фёдоровой.
Все изображения взяты из открытых источников.
Дорогие друзья, а где обзор про карты с некрасовской линии время ранних??? Будут ли они либо самим за ними бежать???
А про первых, которые водили поезда метро? Неужели они менее легендарны? В 1935 наградили строителей, а когда стали награждать тех, кто водил поезда метро?