3 апреля 2021, 10:00

Сан-Паулу – один из самых густонаселенных городов мира: сегодня в финансовом и индустриальном центре Бразилии и прилегающих к нему районах проживает почти 20 миллионов человек. Яркий, непредсказуемый, шумный, благоухающий, гремящий гитарными руладами и наполненный аппетитными запахами экзотических угощений – это всё о нём. Сан-Паулу славится многочисленными культурными учреждениями и богатыми архитектурными традициями. Конечно же, автомобильные дороги в таком огромном городе, как Сан-Паулу, очень сильно перегружены. Ездить по городу на машине не рекомендуется из-за сложностей с парковкой и высокой загрузкой дорог. Город обслуживают сотни автобусов, но в часы пик они часто переполнены и движутся очень медленно. Самым быстрым способом передвижения по Сан-Паулу является метро.

В самом Сан-Паулу и прилегающих к нему районах проживает почти 20 миллионов человек

Метрополитен Сан-Паулу (порт. Metropolitano de São Paulo или просто Metrô) – один из самых молодых в мире и считается одним из самых современных. Система линий метро пока охватывает далеко не все районы мегаполиса, поэтому большое значение придаётся «интеграции» метро с другими видами транспорта – автобусными станциями и пригородными поездами. Metrô является первым и крупнейшим метрополитеном в Бразилии, а также самым загруженным метрополитеном Южной Америки. Ежедневно по будням метро Сан-Паулу перевозит более 5,5 млн пассажиров.

Сан-Паулу обслуживают сотни автобусов, но в часы пик они часто переполнены и движутся очень медленно (фото: Li Lou)

Долгое время в Сан-Паулу, как и во всей Бразилии, метрополитену большого значения не придавалось, а основной упор делался на развитие автомобильного транспорта. Хотя первые предложения по созданию подземной транспортной системы в Сан-Паулу прозвучали ещё в 1920-х годах, реализация проекта строительства метро началась только 24 апреля 1968 года, когда была создана компании Companhia do Metropolitano de São Paulo (Metrô). Строительство первой линии Norte-Sul (Север-Юг), переименованной позже в линию 1, началось в декабре 1968 года. Первый пробный поезд по маршруту Jabaquara – Saúde прошёл в 1972 году, а 14 сентября 1974 года на участке между станциями Jabaquara и Vila Mariana начались регулярные перевозки пассажиров.

В транспортную систему Сан-Паулу входит 5 линий метро, 7 пригородных железнодорожных линий и одна линия монорельса

Сегодня в систему метрополитена Сан-Паулу входит шесть линий, в том числе одна монорельсовая. Они обозначены номером и цветом: линия 1 (синяя), линия 2 (зелёная), линия 3 (красная), линия 4 (жёлтая), линия 5 (фиолетовая) и серебристая линия монорельса под номером 15. Линии 1-3 и 15 управляются Companhia do Metropolitano de São Paulo (CMSP), линия 4 – компанией ViaQuatro, линия 5 – компанией ViaMobilidade. Сеть метро дополняется системой пригородного железнодорожного сообщения, принадлежащей компании CPTM (линии 7-13).

Памятка для пассажиров метрополитена Сан-Паулу

Сегодня система Metrô состоит из 89 станций и имеет общую длину линий 101,1 км, большая часть которых проложена под землёй. Метрополитен Сан-Паулу работает ежедневно с 4:40 утра до 00:32, кроме субботы, когда его работа продлевается до 1 часа ночи. Поезда на линия 1-3 курсируют с интервалом в 3 минуты, в час пик он сокращается до 1,5 минут.

Ежедневно метрополитен Сан-Паулу перевозит около 5,5 млн пассажиров

Линия 1 — самая старая в метро Сан-Паулу. Её длина составляет 20,2 км (из них 16 км проложены под землёй), на ней расположены 23 станции (из них 18 подземные). Большинство станций этой линии построены в бруталистском стиле с использованием бетона в качестве основного строительного материала, поэтому выглядят достаточно мрачно.

В вагоне метро Сан-Паулу

Линия 2 проходит по диагонали к югу от центра города от Vila Madalena до Vila Prudente через главную улицу Avenida Paulista. Длина линии – 14,7 км (из них 13 км – подземный участок), на ней расположены 14 станций, из которых 11 – подземные. Впервые в Бразилии и во всей Латинской Америке автоматические платформенные раздвижные двери были установлены на станции Sacomã линии 2 метрополитена Сан-Паулу в 2010 году.

Станция Paulista линии 4

Линия 3 соединяет центра города и основные транспортные узлы с бедными восточными районами. Из 22 км этой линии только 5,6 км проложены под землёй, а из 18 станций только 5 – подземные. Это самая загруженная линия метро Сан-Паулу, поэтому станции рассчитаны на большую пропускную способность и функциональность.

Станция Santo Amaro линии 5

Полностью автоматическая линия 4 протянулась от транспортного узла Luz на запад города. Линия длиной 12,8 км полностью подземная. Из 10 станций линии четыре имеют пересадку на другие линии (1, 2, 3 и CPTM 9). Поезда курсируют по этой линии с интервалом 5 минут. Линия обслуживается компанией ViaQuatro, поэтому немного отличается уровнем сервиса, удобством навигации и внешнем видом станций от других линий метро Сан-Паулу, но для проезда используются единая система оплаты проезда с другими линиями Metrô.

Станция монорельса в Сан-Паулу (фото: Diogo Moreira)

В основном надземная линия 5 Capão Redondo – Chácara Klabin проходит на юго-западе города. Она самая молодая – движение по первому участку началось 20 октября 2002 года. Длина линии –            19,9 км, на ней расположено 17 станций. Линия автоматического монорельса была построена вместо первоначально запланированного продления линии 2 на восток. Она открылась 30 августа 2014 года. Сегодня длина монорельса, на котором уже открыто 10 станций, составляет 12,8 км.

Электропоезд пригородного сообщения Сан-Паулу (фото: Alexandre Carvalho)

В то время как система Metrô работает в пределах самого города, обслуживание пассажиров в Большом Сан-Паулу и внутри него осуществляется пригородным железнодорожным транспортом, которым управляет CPTM  – Companhia Paulista de Trens Metropolitanos (линии 7-13). Компания CPTM была создана в 1992 году в результате объединения различных железнодорожных сетей в регионе и является одной из самых загруженных пригородных сетей в мире. Система состоит из 7 линий, на которых расположены более 100 станций и имеет протяженностью около 260 км. В отличии от станций Metrô, имеющих длину около 140 метров и способных принимать шестивагонные составы, платформы CPTM легко вмещают восьмивагонные поезда. Несмотря на то, что интервал движения поездов в CPTM составляет около 10 минут, железнодорожные линии являются неотъемлемой частью интенсивной городской транспортной системы Сан-Паулу.

Для оплаты проезда в метро Сан-Паулу используют карту Bilhete Único

Стоимость билета на одну поездку в метро составляет 4,4 бразильских реалов (1 BRL = 13,5 руб.). По такому билету можно совершать неограниченное количество пересадок в метро, но для поездки на электричке понадобится другой билет. В 2006 году в метрополитене Сан-Паулу начали использовать смарт-карты, получившие название Bilhete Único («Единый билет»), позволяющие оплачивать проезд в автобусах, метро и поездах пригородного сообщения. Карту можно получить на станциях метро, а пополнить их можно в метро, на станциях CPTM, а также в газетных киосках. Карта Bilhete Único позволяет, например, совершить одну поездку в метро или на электричке и сделать до трёх пересадок на автобусах в течение 3 часов за 7,65 BRL. Безлимитный проезд на сутки в городском пассажирском транспорте Сан-Паулу обойдётся в 22,52 BRL.

В рамках проекта Arte no Metrô («Искусство в метро») на станциях были размещены произведения современного искусства

С 1986 года в рамках программы «Линия культуры» в метро Сан-Паулу проводятся культурные мероприятия, направленные на продвижение различных форм искусства: фотографии, живописи, музыки, танцев и театра. В 1988 году стартовал проект Arte no Metrô («Искусство в метро») , в рамках которого на станциях стали появляться произведения современного искусства.

44 портрета обычных людей, наклеенных на стеклянные стены станции Sumaré – это работа художника Алекса Флемминга, призывающая задуматься над вопросами идентичности и уважения к различиям

В настоящее время в «подземных галереях» метро Сан-Паулу размещаются 91 арт-объект на 37 станциях – панно, фрески, картины, инсталляции и скульптуры таких известных бразильских художников как Aldemir Martins, Tomie Othake, Antonio Peticov, Denise Milan и других. В 2009 году в метрополитене Сан-Паулу представили проект Poesia no Metrô («Поэзия в метро»), направленный на популяризацию португальского языка.

Одна из работ-победителей 3-го фотоконкурса, организованного метрополитеном Сан-Паулу

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о