Метрополитен Сантьяго (исп. Metro de Santiago) – главный общественный транспорт столицы Чили. Это самая крупная и современная метросистема в Южной Америке и третья по интенсивности пассажиропотока (после метрополитенов Сан-Паулу и Буэнос-Айреса). В метро Сантьяго 136 подземных, наземных и надземных (виадуки) станций, расположенных на 6 линиях, общая длина которых составляет почти 140 км.
В начале XX века столица Чили пережила демографический взрыв, в городе начался инфраструктурный хаос. Пика ситуация достигла в 1944 году, когда население Сантьяго достигло 1 млн человек. Тогда городские власти всерьёз заговорили о строительстве метро. И говорили об этом почти два десятка лет. Проектов было разработано очень много. В 1966 году даже объявили международный конкурс и в октябре 1968 года наконец-то выбрали проект франко-чилийского консорциума BCEOM-SOFRETU-CADE: пять линий, 60 км путей и полноценный ввод в эксплуатацию в 1990 году.
Строительство метрополитена Сантьяго началось 29 мая 1969 года. В ходе строительства утверждённый план не раз менялся. Во-первых, из-за экономического кризиса. Во-вторых, из-за неожиданного роста населения в той части города, которую изначально проект метро не охватывал. В-третьих, из-за землетрясения в соседнем городе Альгарробо.
15 сентября 1975 года состоялось торжественное открытие первой полуподземной линии протяжённостью 8,2 км, которая соединила станции «San Pablo» и «La Moneda». Первую поездку совершили члены военной хунты во главе с Аугусто Пиночетом. Окончательно строительство первой (красной) линии закончилось только в 2010 году. Сегодня эта линия перевозит почти половину всех пассажиров метро, соединяя самые густонаселенные районы на востоке и западе города, пересекая деловой центр с множеством офисов и торговых центров, а также три крупнейших университета Сантьяго.
Метро является частью интегрированной системы общественного транспорта «Transantiago», в которую также входит большинство автобусных маршрутов столицы Чили. Система позволяет производить пересадки между автобусами и между автобусом и метро в течение двух часов от момента начала поездки (но не более двух пересадок). Для оплаты используется бесконтактная карта «Bip!». Пересадки между автобусами и из метро в автобус или электричку включены в основной тариф. Карты «Bip!» продаются в кассах всех станций и действует в течение двух лет с момента последнего использования. Раньше метро также продавало билеты на отдельные поездки, но прекратило продажу в начале 2017 года. Стоимость поездки зависела от дня недели и времени суток.
Логотип метрополитена Сантьяго состоит из трёх красных ромбов, заключенных в стальной круг, которые символизируют связь между дорогой, автобусами и метро. При этом нижние части ромбов визуально образуют изображение буквы «М».
Станции метро Сантьяго оснащены лифтами для инвалидов, терминалами, общественными телефонами, банкоматами «Redbanc», библиотечными отделениями «Bibliometro» и бесплатным Wi-Fi соединением, а все платформы оборудованы информационными электро-табло и плазменными экранами. В августе 2008 года был реализован сервис «Bicimetro», который за небольшую плату позволяет оставлять свой велосипед на специальной стоянке, оборудованной рядом со станцией метро, на весь день.
С 2000 года в метро Сантьяго создана и активно действует специальная организация MetroArte. Главная ее задача – нести культуру и искусство в массы. Они инициируют и рассматривают проекты, ведут переговоры с художниками, обеспечивают посредничество между авторами и государством.
Результаты трудов заметны практически на каждой станции: панорамы, выставки, иногда концерты и разного рода выступления. Архитектурно выделяются не все станции, но на многих есть свои сокровища. Например, гигантская фреска на историческую тему в вестибюле «Universidad de Chile» или португальское азулежу на «Santa Lucía», подаренное Лиссабонским метрополитеном.
В ноябре 2017 года открылась фиолетовая линия, состоящая из 10 станций. Она стала первой полностью автоматизированной линией в метро Сантьяго – поезда здесь работают без машинистов, а на всех станциях установлены платформенные раздвижные двери. В начале прошлого года открылась самая современная автоматизированная линия метро в Южной Америки, протяжённостью 21,7 км, состоящая из 18 станций.
Ежедневно метрополитен столицы Чили перевозит около 2,5 млн пассажиров. До конца октября прошлого года метро Сантьяго работало с 5:35 до 00:08 по будням, в субботу – с 6:30 до 00:08, а по воскресеньям и на праздники – с 8 утра до 23:48. В настоящее время график работы изменён – метро открывается немного позже и закрывается на час раньше.
В январе 2019 года тариф на проезд в часы пик был повышен с 700 до 800 чилийских песо, а 1 октября – до 830 песо. Повышение тарифов послужило поводом для начала масштабных акций протеста в Сантьяго. В ходе беспорядков несколько человек погибло, около 600 получили ранения, арестовано около 2,8 тысяч жителей. Метрополитен закрылся, в городе было объявлено чрезвычайное положение.
19 октября 2019 года президент Чили Мигель Хуан Себастьян Пиньера Эченике был вынужден отменить новый тариф. 22 октября президент объявил ряд новых мер, в частности, увеличение минимальной зарплаты в стране. Всего в ходе протестов почти 80 станциям был нанесён ущерб, на 20 произошёл пожар, при этом 9 сгорело целиком.
Руководитель транспортной компании Metro S.A. оценил расходы на восстановление метрополитена более чем в 300 млн долларов США. Метрополитен столицы Чили в прошлом году возобновил свою работу, но до настоящего момента многие станции остаются закрытыми для пассажиров…
Все изображения взяты из открытых источников.
Мда, бунты и сжигание станций и составов это прикольно придумали, надо теперь государству поднять проезд в связи с тем что надо восстанавливать эти 300 лямов ущерба, пуская эти дикие люди сожгут совсем метро и передвигаются пешком 🙂