13 декабря 2020, 10:00

20 ноября исполнилось 35 лет Нижегородскому метрополитену – третьему в России и десятому в бывшем СССР. Метрополитен города Горький (так назывался Нижний Новгород с 7 октября 1932 по 22 октября 1990 года) был открыт 20 ноября 1985 года. Первая очередь имела протяжённость 6,8 км и состояла из 6 станций («Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции» и «Пролетарская»). Накануне открытия, 19 ноября 1985 года, состоялся торжественный митинг, машинистам был передан символический ключ и они провели первый состав. На следующий день началось регулярное движение поездов.

Схема линий Нижегородского метрополитена в вагоне

Проектирование Горьковского метрополитена началось в октябре 1973 года в московском институте «Метрогипротранс». Строительство стартовало 15 декабря 1977 года – в этот день на станции «Ленинская» были вбиты первые сваи. Сейчас на этом месте расположен памятник – буква «М» в тоннеле с указанием года начала строительства первой очереди метро. В сентябре 1978 года от станции «Ленинская» началась проходка первых тоннелей. Во время строительства метро много времени уходило на разработку проектной документации, снос домов, перенос дорог с трамвайными путями, поэтому только в 1979 году началось строительство второй станции – «Московская».

Памятный знак на месте начала строительства метрополитена

Изначально планировалось построить три линии метро, но в июне 1980 года утвердили план развития двух: первая (Автозаводско-Мещерская) должна была продлиться до жилого массива у Мещерского озера, а второй (Сормовско-Нижегородской) планировали соединить Заречную («нижнюю») часть города Горького с Нагорной («верхней»). В 1987 году первая линия продлилась от станции «Пролетарская» ещё на 2 станции – «Автозаводскую» и «Комсомольскую». Метро строилось ударными темпами – в 1989 году открылись ещё 2 станции в том же направлении – «Кировская» и «Парк культуры». К распаду Советского Союза Горьковский метрополитен насчитывал уже 10 станций. В июне 1990 года было одобрено продление линии от станции «Парк культуры» до станции «Юго-Западная».

Самая широкая станция «Московская» – две платформы, четыре пути

В октябре 1990 года городу Горький было возвращено историческое название — Нижний Новгород. Соответственно, сменил название и метрополитен. 20 декабря 1993 года состоялось открытие и запуск двух новых станций – «Канавинская» и «Бурнаковская», которые положили начало Сормовско-Мещерской линии. После этого наступил долгий перерыв. Строительство новых станций было заморожено на неопределённый срок из-за недостатка финансирования. И только 9 сентября 2002 года была открыта 13-я станция метро – «Буревестник» на Сормовско-Мещерской линии. Однако на этом период застоя не закончился. Большой дефицит в бюджете Нижнего Новгорода не позволял развивать метрополитен, который нёс постоянные убытки из-за низкого пассажиропотока.

Станция «Горьковская» пока единственная на высоком берегу

В 2009 году был построен метромост через Оку. Годом ранее метростроевцы приступили к строительству новой станции метро «Горьковская». 22 сентября 2012 года метрополитен был полностью закрыт для перевозок для производства работ, связанных с переключением электропитания на вновь смонтированную систему управления строящейся станции. 4 ноября 2012 года состоялось торжественное открытие первой станции метро в Верхней части города – «Горьковской». Таким образом, оба берега города были соединены между собой, что повысило пассажиропоток на 75%. Кстати, «Горьковская» – самая глубокая станция Нижегородского метрополитена (16 метров). 12 июня 2018 года была открыта станция «Стрелка», а обе линии были разделены на две самостоятельные.

Торжественное открытие станции «Стрелка»

Сегодня Нижегородский метрополитен состоит из двух линий и 15 станций общей протяжённостью 21,6 км. В настоящее время проектируется третья линия – Нагорная и строительство второго электродепо, а в будущем планируется четвёртая линия, которая свяжет Нижний Новгород с городом-спутником Бор. В 2013 году в городе появилась своеобразная альтернатива третьей линии метро из Сормовского района на Московский вокзал – городская электричка, аналог популярной немецкой S-Bahn. В 2018 году была запущена вторая линия, связывающая вокзал с Приокским районом и частично проходящая за пределами города.

Пустынная станция «Ленинская»

Нижегородский метрополитен открыт для пассажиров ежедневно с 5:15 до 0:00–0:10. На станциях с двумя и более выходами («Пролетарская», «Бурнаковская» и «Канавинская») только один открыт всё время, вторые же работают с 7:00 до 19:00. Интервалы движения в час пик – на Автозаводской линии от 2,5 до 7 минут, на Сормовской линии – от 6 до 10 минут. Среднесуточный пассажиропоток в Нижегородском метрополитене составляет около 115 тысяч пассажиров. Среди местных жителей названия линий не сильно распространены, в виду их недавнего разделения, поэтому нижегородцы используют в обиходе названия конечных станций определённой линии. Все станции метро являются пересадочными узлами с наземным транспортом. С городскими и пригородными электропоездами связана только одна станция – «Московская».

Оплатить проезд можно с помощью жетона, банковской или транспортной карты «Ситикард»

Оплата проезда осуществляется жетонами и транспортными картами «Ситикард». Оплата транспортной картой позволяет совершать бесплатные пересадки на любой вид муниципального общественного транспорта в течение 60 или 90 минут. Также возможна оплата по банковской карте Мир, Visa или MasterCard. Пересадка на городскую электричку является бесплатной по транспортной карте пригородного сообщения.

Жетон для оплаты проезда в метро Нижнего Новгорода

После распада Советского Союза в нижегородском метрополитене, как и в других городах, для оплаты проезда были введены специальные жетоны. Жетоны Петербургского и Нижегородского метрополитенов имели схожие технические данные, нижегородские жетоны принимались петербургскими турникетами, петербургские – нижегородскими. Из-за разницы в цене (в Санкт-Петербурге стоимость поездки всегда была выше, чем в Нижнем Новгороде) постоянно наблюдался отток нижегородских жетонов в Санкт-Петербург. Сначала ввели ограничение на продажу до 4 штук в одни руки, а с 28 декабря 2009 года в Нижнем Новгороде были введены жетоны с новыми техническими данными – они изготавливаются из старых путём пробивки отверстия по центру, что приводит к изменению веса жетона.

Именной поезд «Кузьма Митин»

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о