14 июня 2020, 10:00

Мюнхенский метрополитен считается одним из самых удобных в Европе. Он стал третьим по счёту в Германии – после метро Берлина (1902) и Гамбурга (1912). На сегодняшний день метро Мюнхена насчитывает 100 станций, а общая протяжённость линий составляет 103,1 км. При этом плотность транспортной сети является одной из самых высоких в мире.

В метрополитене Мюнхена 6 основных линий и 2 дополнительные

Первые попытки построить метро в Мюнхене были предприняты ещё в 1905 году – были созданы схемы, карты и макеты будущих станций, однако из-за нехватки средств проект так и не воплотили в жизнь. В 1928 году снова появился план заменить трамваи на метро, но мировой экономический кризис помешал реализовать эти планы. В 1936 году в Третьем рейхе была запланирована сеть подземных железных дорог для «Столицы Национал-социалистической немецкой рабочей партии». 22 мая 1938 года на Линдвурмштрассе прошло празднование начала строительства тоннеля, которое оповещало о конца трамвая. Сегодняшний тоннель линий U3 и U6 между станциями Sendlinger Tor и Goetheplatz (включая станцию) к 1941 году был почти построен, но как часть трассы городской электрички. Нехватка ресурсов во время Второй мировой войны привела к остановке строительства. Во время войны тоннель служил как бомбоубежище, о чём ещё сегодня свидетельствуют надписи на стенах тоннеля.

Вход в метро Мюнхена обозначается буквой U (от нем. U-Bahn – «подземка»)

После войны высказывались предложения за создание системы скоростного общественного транспорта в Мюнхене, однако, новая фаза планирования начиналась только в 1953 году с образования «Общества исследований строительства Мюнхенской надземной и подземной железной дороги». Но на первом месте стояла реконструкция трамвайной сети, так что денег на метро всё равно не было. Сооружение метро в Мюнхене постоянно откладывалось, в то время как уличное движение было все больше загружено и трамваи в центре города всё чаще останавливались в пробках. Первоначально проект, разработанный в 1950-60-х годах, предполагал строительство тоннелей и станций под землёй только в центре города из-за наличия там трамвайных путей, остальные же участки планировалось сделать наземными. Но в итоге было решено строить традиционный подземный метрополитен. Сегодня из 100 станций мюнхенского метро только 6 являются наземными. Первая линия была заложена в феврале 1965 года, запустить метро планировали в 1974 году. Поворотным в истории Мюнхенского метрополитена стал 1966 год, когда город был выбран местом проведения ХХ летних Олимпийских игр. Власти города решили приурочить открытие Мюнхенского метрополитена к этому событию.

Одна из самых загруженных станций Marienplatz

19 октября 1971 года был торжественно открыт первый участок из 13 станций, идущий с севера города к его южной части, от станции Kieferngarten до станции Goetheplatz (в настоящее время линия U6). В 1972 году, непосредственно перед началом Олимпийских игр, заработала линия метро, соединившая центр города с Олимпийской деревней и главными олимпийскими объектами (в настоящее время линия U3). В этом же году была запущена первая Мюнхенская городская электричка. Кстати, те 17 дней, что проходила Олимпиада, метрополитен работал в экстремальном режиме, перевезя за это время более 4 млн пассажиров. Дабы с честью справиться с таким испытанием, метрополитен Мюнхена был вынужден арендовать подвижной состав в Нюрнберге.

В настоящее время Мюнхенский метрополитен (U-Bahn), неразрывно связанный с сетью мюнхенских городских электричек (S-Bahn), не только охватил весь город, но и вышел за его пределы: линия U6 соединяет Мюнхен и Гархинг. Среди более чем полуторамиллионного населения Мюнхена метро считается наиболее удобным и быстрым видом транспорта, поскольку автобусы и личные автомобили нередко застревают в пробках, а трамваи и электрички могут задерживаться или вовсе отменяться из-за неблагоприятных погодных условий, особенно зимой. Также высокой популярности метрополитена способствуют часы его работы: в будни метро закрывается всего лишь на три часа (с часа ночи до четырёх утра), а в выходные и того меньше – с двух до четырёх часов ночи. Впрочем, по такому графику работает весь общественный транспорт в Мюнхене, а на время перерывов по маршрутам пускают специальные ночные трамваи и автобусы.

Сегодня метро Мюнхена перевозит за год около 400 млн пассажиров. В метро действует линейно-маршрутная система движения поездов, а сами маршруты, они же линии, различаются по цветам и номерам от U1 до U6. Линии U7 и U8 являются дополнительными: седьмая линия работает только по будням в часы пик (с 7 до 9 утра и с 15:00 до 19:00), а линия U8 работает только по субботам с 11:00 до 20:00. Линии проложены таким образом, чтобы обеспечить пассажирам максимально удобные пересадки с минимальными затратами времени. На некоторых участках под центром города поезда попарно двигаются по одним тоннелям, которые затем разветвляются по разным направлениям. Так, на некоторых участках совпадают трассы линий U1 и U2, U4 и U5, U3 и U6. Интервал движения поездов строго регламентирован и равен 10 минутам, в час пик он сокращается до 5 минут. Примечательно, что главным депо и станционным парком техобслуживания Мюнхенского метрополитена до сих пор является депо, построенное ещё в 1969 году рядом со станцией Fröttmaning. Второе, более современное депо располагается к югу от станции Neuperlach-Süd.

Официальный девиз столицы Баварии – «Мюнхен любит вас!». Данного принципа придерживается и MVG (Münchner Verkehrsgesellschaft) – «Мюнхенское транспортное общество», входящее в тарифное объединение «Мюнхенский транспортный и тарифный союз» (Münchner Verkehrs- und Tarifverbund) и обслуживающее метрополитен. Попадая в метро Мюнхена, понимаешь, что основным приоритетом его управляющей компании являются комфорт и безопасность пассажиров. Все станции оборудованы лифтами, с помощью которых можно попасть либо непосредственно на платформу, либо в промежуточный вестибюль – в зависимости от конструкции станции. Двери лифтов достаточно широкие и для детских колясок, и для кресел пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Эскалаторы в метро Мюнхена начинают работать только после того, как пассажир наступит на специальную контактную панель наверху или внизу. На многих станциях, кроме эскалаторов, установлены траволаторы. Каждая платформа, помимо камер видеонаблюдения, датчиков задымления и информационного табло, извещающего пассажиров о времени прибытия поезда, оснащена двумя терминалами ярко-красного цвета с надписью «SOS». С помощью этих терминалов можно получить справку о работе метрополитена или передать срочное сообщение диспетчеру. В каждом терминале в специальном отсеке спрятан дефибриллятор для оказания первой помощи человеку при внезапной остановке сердца, а по бокам имеются стоп-краны для торможения поезда в случае возникновения чрезвычайной ситуации. На многих станциях расположены медпункты.

Как и во многих европейских метрополитенах, в мюнхенском отсутствуют турникеты. На входе в метро и на платформах установлены компостеры для билетов (как правило, синего цвета). Схитрить и проехаться «зайцем» можно, но стоит помнить о том, что в вагонах метро, как и в любом другом виде общественного транспорта, регулярно ходят контроллеры (в Германии их называют «ревизоры»), а штраф для безбилетников составляет €40. Поэтому лучше не рисковать и добросовестно оплачивать проезд. Проездные билеты и карты можно приобрести в красных автоматах с надписью Fahrkarten, которые установлены около входов в метро, недалеко от остановок общественного транспорта и на вокзалах. Кстати, приобрести билет (а также бесплатно взять схему метро) можно также практически в любом отеле или гостинице.

На входе в метро и на платформах установлены компостеры для билетов

Проездные билеты на общественный транспорт в Мюнхене едины, и компостировать их или ставить на них печать, как это делается в автобусах или трамваях, нужно только один раз. Власти города постарались возвести удобство и экономию средств пассажиров во главу угла, предложив на выбор целых 11 видов проездных, из которых каждый пассажир может выбрать наиболее подходящий. Однако выбор может стать серьезным испытанием для приезжих. Дело в том, что Мюнхен разделён на четыре транспортные зоны: белую, зелёную, жёлтую и красную, плюс существуют зоны внутренней и внешней сети. Все шесть зон в свою очередь разделяются на 16 колец. В зависимости от зоны, сети и кольца рассчитывается стоимость проездного билета. Кстати, если вы приехали в Мюнхен, чтобы посмотреть на достопримечательности и познакомится с историей города, обратите внимание на München Card. Эта карта даст возможность со значительной скидкой посетить ряд музеев, кафе, театров и галерей, а проезд в общественном транспорте и вовсе будет бесплатным.

Бумажные проездные билеты на общественный транспорт в Мюнхене

В мюнхенском метро используется стандартная для Европы колея шириной 1435 мм. Питание поездов электричеством осуществляется через контактный рельс, установленный сбоку от колеи. Подвижной состав метрополитена представлен тремя типами поездов: серии «А» 1967–1983 годов выпуска, серии «В» 1981–1995 годов и вагоны серии «С», выпускаемые с 2000 года. Во всех поездах двери открывают сами пассажиры. В поездах серий «А» и «В» – с помощью ручек на дверях, в поездах серии «С» – с помощью сенсорной панели на двери. Поезда новой серии «С2», введенные в эксплуатацию с 2013 года – совместное детище компании Siemens Rail System и MVG. С момента выпуска они завоевали ряд престижных наград, например, главный приз в номинации «Лучший дизайн» на церемонии Red Dot Award в Эссене.

Единственное, на что жаловались пассажиры метро Мюнхена, так это на довольно скучный дизайн станций. Это и неудивительно, так как на момент закладки и дальнейшего строительства Мюнхенского метрополитена основной упор делался на его функциональность, а не на красоту внутреннего убранства, и станции были построены в духе аскетичного минимализма. В 1980-х годах Рольф Ширмер – член городского совета по проектированию метрополитена – утвердил курс на «создание позитивного настроения среди пассажиров», для чего стиль станций старой застройки было решено обновить, а к оформлению будущих объектов привлечь дизайнеров и художников. С тех пор Мюнхенский метрополитен не устает радовать пассажиров своими визуальными изменениями. На St.-Martins-Platz появилось уникальное панно, составленное из 75 тысяч снимков, на которых японский фотограф запечатлел район вокруг станции в разное время года. А после реконструкции в вестибюле одной из самых загруженных станций Marienplatz теперь кажется, будто вы оказались на залитой солнечным светом поляне. Архитектор Аллман Ваппнер сделал упор на сочные оранжевые оттенки и светодиодную подсветку на потолке. Станции Candidplatz и Dülferstrasse расцвели яркими красками, а Georg-Brauchle-Ring благодаря стараниям Франца Акермана увлекает пассажиров в «Великое путешествие» (авторское название дизайна): стены станции выложены разноцветными металлическими плитами, на которых изображены карты, марки, достопримечательности разных уголков нашей планеты.

Самая уютная станция мюнхенского метро Westfriedhof

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о