8 марта 2020, 10:00

7 марта 1981 года гостеприимно распахнули свои двери четыре первые станции Ереванского метрополитена. Жители города устремились в долгожданную подземку. На входах выстраивались очереди, а в кассах не хватало для размена пятикопеечных монет. В поезда пассажиры набивались «под завязку». И пусть путь из конца в конец занимал всего несколько минут – всем было радостно и весело – столица Армении наконец-то обзавелась удобным и быстрым транспортом.

На схеме Ереванского метрополитена всего 10 действующих станций

К концу 1960-х годов население Еревана перевалило за 700 тысяч человек. Быстрому росту численности способствовало развитие промышленности: в Армянской ССР производились уникальные полимеры, солнечные батареи для космических аппаратов, точные измерительные приборы, электроника, электромузыкальные инструменты, вычислительные машины, лазеры и лазерные кристаллы, системы слежения, СВЧ-аппаратура и промышленные роботы.

Рост населения города резко обострил транспортную проблему. Усугубили её историческая застройка, для которой был характерен плотный центр с сетью узких улиц, отдалённость новых (промышленных и спальных) районов и сложный рельеф местности с перепадами высоты до 550 метров.

Сооружение наземного вестибюля станции «Еритасардакан»

В мае 1967 года был принят документ «О технико-экономическом обосновании Ереванского метрополитена», который направили в Госплан СССР для утверждения. После долгих обсуждений Еревану «дали добро» на строительство подземной линии скоростного трамвая, которая в нескольких местах должна была выходить на поверхность, соединяясь с наземными трамвайными линиями.

Началом строительства метрополитена принято считать 1972 год, потому что линия скоростного трамвая строилась с учётом дальнейшего использования в качестве метрополитена. Скоростные трамвайные системы Волгограда, Кривого Рога также строились по типу premetro: подземные участки проектировались по стандартам метро и сооружались с расчетом на то, что в ближайшие десятилетия после начала эксплуатации линии будут переоборудованы в метрополитен.

Открытие Ереванского метрополитена

К концу 1977 года, когда уже было пройдено около 4 км тоннелей, ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О строительстве метрополитена в Ереване». Это событие явилось толчком для ускоренного проектирования и строительства «полноценного» метрополитена.

7 марта 1981 года состоялось торжественное открытие Ереванского метрополитена. В пусковой участок первой очереди длиной 7,6 км (из которых 1,9 км – наземная часть) вошли четыре станции: «Барекамуцюн», «Сараланджи» (сейчас «Маршал Баграмян»), «Еритасардакан» и «Сасунци Давид». В декабре того же года была открыта промежуточная станция «Площадь Ленина» (сейчас «Площадь Республики»).


Станция « Площадь Гарегина Нжде» выходит на одноименную площадь, окруженную магазинами и банками

В 1989 году к существующим станциям прибавились: «Горцаранаин», «Шенгавит», «Площадь Гарегина Нжде», «Зоравар Андраник». Одновременно со станцией «Шенгавит» было открыто электродепо «Чарбах». А до этого почти пять лет метрополитен работал без депо (по «киевской схеме» – в оборотных тупиках располагалось временное мини-депо с ремонтной базой для проведения профилактических осмотров и мелких ремонтов, для тех же целей использовалось сопряжённое с железной дорогой ПТО «Сасунци Давид»).

Более 15 лет движение осуществлялось по одной линии, пока в конце декабря 1996 года на продолжении ветки в направлении депо «Чарбах» не была открыта одноименная наземная станция, до которой сейчас осуществляется челночное движение от станции «Шенгавит».

Одновагонный состав-челнок на участке «Чарбах» – «Шенгавит»

Средний интервал движения поездов в метро Еревана составляет 5 минут, поэтому когда от «Шенгавита» отходит очередной поезд к станции «Площадь Гарегина Нжде», на этот же путь «с неправильной» стороны прибывает челнок со станции «Чарбах», стоит около двух минут и отправляется обратно к станции «Чарбах». Над порталом тоннеля станции «Шенгавит», рядом с интервальными часами, расположено дополнительное табло, указывающее направление следования поезда.

Двухвагонный состав в метро Еревана

Сегодня общая протяженность Ереванского метрополитена составляет 13,4 км. Парк подвижного состава состоит из вагонов серии 81-717/714. Несмотря на то, что все 10 существующих станций рассчитаны на приём пятивагонных составов, после открытия эксплуатировались сначала трёхвагонные поезда, а с 2001 года в целях экономии перешли на двухвагонные составы. Метрополитен столицы Армении начинает свою работу в 6 утра и заканчивает за час до полуночи. Минимальный интервал движения поездов составляет 5 минут.

Вход на станцию «Сасунци Давид»

 На момент открытия проход на станции осуществлялся через АКП. Оплата проезда производилась 5-копеечными монетами. После 1991 года на смену монетам пришли сначала металлические, затем пластмассовые жетоны. В мае 2009 года были установлены новые турникеты, поддерживающие как жетоны, так и пластиковые карты. Стоимость проезда не менялась с 1 июля 2011 года и составляет сегодня 100 армянских драм (около 14 рублей).

28 декабря 1999 года Ереванскому метрополитену. было присвоено имя Карена Демирчяна, армянского политического деятеля, Первого Секретаря ЦК КП Армении с 1974 по 1988, затем – председателя парламента Армении.

«Законсервированные» тоннели Ереванского метрополитена

Перспективы развития Ереванского метрополитена туманны – с 1996 года не было открыто ни одной новой станции. В конце советской эпохи были построены перегонные тоннели и часть конструкций станций «Ачапняк» и «Назарбекян», уже в независимой Армении неоднократно планировалась их достройка, однако в 2017 году тоннели были законсервированы. В настоящее время в основном стоит вопрос о сохранении существующей сети. 

Все фотографии взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Арам Григорян 131 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Арам Григорян 131
Editor

Спасибо за статью. Мой родной метрополитен… эх!