28 июня 2020, 10:00

Несмотря на то, что в столице Индии уже давно безумное количество автомобилей и достаточно разветвлённая сеть пригородных поездов, это не давало возможности транспортной системе Дели удовлетворить постоянно растущие запросы мегаполиса. Решением проблемы стало внедрение скоростного рельсового транспорта, который экологичен, безопасен и более вместителен, нежели автомобили и поезда. В настоящее время в сфере городского общественного транспорта Дели метрополитен играет очень важную роль.

Схема линий метро Дели

Сегодня Делийский метрополитен соединяет центральные районы Дели и города-спутники в Национальном столичном округе: Фаридабад, Гургаон, Ноида, Газиабад и Бахадургарх. Это вторая система метро, открытая в Индии после метрополитена Калькутты. Управляется и эксплуатируется государственной компанией Delhi Metro Rail Corporation Limited (DMRC) с равным долевым участием правительства национального столичного округа Дели и центрального правительства страны. Метрополитен Дели занимает 8 место по протяженности и 18 по пассажиропотоку среди всех метрополитенов мира.

Делийский метрополитен состоит из восьми обычных линий и скоростной линии в аэропорт, общей протяженностью 389 км, на которых расположено 285 станции (в том числе 6 станций на линии Airport Express). Пути проложены под землёй только в центральной части Нью-Дели (3 линии), в других районах города они проложены по эстакадам над шоссейными дорогами или по земле. Поезда состоят из четырёх, шести и восьми вагонов. Из аэропорта первый поезд отправляется в 04:45, все остальные станции открываются в 5 часов утра и работают до 23:30. Интервалы движения между поездами составляют 2–3 минут в часы пик и 5-10 минут в остальное время. Ежегодно метрополитен Дели перевозит почти 1 млрд пассажиров (около 2,5 млн пассажиров в сутки).

Первые проекты массового внеуличного скоростного транспорта для Нью-Дели появились в 1969 году на основе исследования городских транспортных потоков. В 1984 году Комиссия городского искусства предложила построить мультимодальную транспортную систему, объединяющую три подземные линии метрополитена, расширенные улицы и пригородные железные дороги. С 1981 года по 1998 год, пока велось проектирование, население города выросло в два раза, а количество личных автомобилей увеличилось в пять раз. Неудачная попытка приватизировать рынок автобусных перевозок ещё более усугубила ситуацию с пассажирским транспортом.

В ожидании поезда на платформах выстраиваются самоорганизованные очереди

Строительство Делийского метрополитена началось 1 октября 1998 года. Базируясь на печальном опыте сооружения Калькуттского метрополитена, связанного с превышением стоимости строительства и постоянным переносом сроков из-за бюджетных проволочек, технических и бюрократических проблем, компания DMRC получила расширенные полномочия самостоятельно нанимать подрядчиков, объявлять тендеры и заключать контракты. DMRC консультировалась с MTRC Гонконга по вопросам организации перевозок и строительства метрополитена. В результате строительство велось без конфликтов с властями за исключением введения широкой индийской колеи по инициативе Министерства транспорта Индии вместо стандартной, которую предпочитала DMRC. Метрополитен не только обеспечивает жителей Дели комфортным общественным транспортом, но и вносит значительный вклад в борьбу с загрязнением, а также с автомобильными заторами на дорогах.

Реклама на подвижном составе в метро Дели

Первая линия метрополитена Дели (красная), полностью надземная, была открыта 24 декабря 2002 года. Первой подземной линией стала открытая 20 декабря 2004 года жёлтая линия. Проектирование и строительство Делийского метрополитена разделено на фазы, аналогично очередям в московском метро. Первая фаза продолжалась с 2002 по 2006 годы. За это время было построено 65 км линий и 58 станций, в том числе 18 станций на красной линии, 10 на жёлтой линии и 30 на синей линии. Вторая фаза началась в 2008 году и завершилась в 2011 году. Было построено 125 км линий и 85 станций, в том числе последние 3 станции на красной линии, 24 на жёлтой линии, 20 на синей линии, запущено движение по двум новым линиям (зелёной и фиолетовой) с 16 станциями на каждой. Линия Airport Express соединила международный аэропорт Индиры Ганди и Нью-Дели, тем самым поставив индийскую столицу в ряд городов, у которых есть высокоскоростное сообщение между городом и аэропортом.

Система скоростного транспорта пересекла границы Дели и добралась до городов-спутников Ноида и Газиабад в штате Уттар-Прадеш, а также Фаридабад в штатье Харьяна. К Делийскому метрополитену не относится метрополитен Гургаона (открыт в 2013 году), который представляет собой отдельную систему метро с другим владельцем и оператором, хотя он связан пересадкой с Жёлтой линией и принимает жетоны и проездные билеты Делийского метрополитена. Открытый 25 января 2019 года Ноидский метрополитен, связанный пересадкой с Синей линией, также не стал частью Делийского метрополитена, но его эксплуатантом наравне с Noida Metro Rail Corporation временно является Delhi Metro Rail Corporation, поэтому на официальном сайте DMRC к протяжённости Делийского метрополитена добавляют Ноидский. В данный момент завершается третья фаза строительства метрополитена Дели и уже опубликован официальный пятилетний план четвёртой фазы.

Жетон метро Дели

Стоимость проезда в метро Дели зависит от расстояния и составляет от 10 до 60 рупий (примерно от 9 до 55 рублей), переезды по центральным станциям обходятся в среднем в 15-25 рупий. Проезд по линии Airport Express стоит 80 рупий. По воскресеньям и праздничным дням проезд, как правило, немного дешевле, чем в будни. Для оплаты проезда используются жетоны и транспортные карты (Travel Card). Карту можно приобрести в информационных киосках на входе в метро. Карта стоит 150 рупий, из которых 50 рупий – её залоговая стоимость. Travel Card можно пополнить в специальных автоматах на станциях. В некоторых случаях бывает выгодней приобрести Tourist Card, которая позволяет ездить по всем линиям метро без ограничений (кроме экспресса в аэропорт). Стоит такая карта на 1 день 200 рупий (из которых 50 – возвращаемый депозит), на 3 дня – 500 рупий.

Транспортная карта Делийского метрополитена

Безопасность в метро обеспечивают Центральные промышленные силы безопасности (CISF). С помощью сканеров для багажа, рамок металлодетекторов на входе и портативных ручных металлодетекторов штаб CISF проводит оперативную проверку пассажиров. Особое внимание метрополитен Дели уделяет безопасности женщин – для них отведены отдельные вагоны в каждом поезде. На платформе установлены специальные указатели на места остановки таких вагонов. На каждой станции метро Дели есть банкоматы, кафетерии, магазины, а также общественные туалеты. Рядом со станциями метро обустроены парковки для велосипедов и автомашин. Автостоянки были переданы подрядчикам, которые несут полную ответственность за безопасность всех припаркованных на них транспортных средств, а в случае кражи или повреждения транспортного средства выплачивают за него компенсацию.

На платформах станций есть наклейки, обозначающие вагоны «только для женщин»

На центральной станции Rajiv Chowk, где пересекаются три основных линии, в специальных кармашках можно взять бесплатно буклеты со схемой метро. На эскалаторах размещены таблички «Please Keep Left». В большинстве стран пассажирам необходимо стоять справа, чтобы слева могли пройти те, кто спускается или поднимается по эскалатору пешком. В Индии же всё наоборот – вставать надо слева, а проходить – справа, потому что Индия – страна с левосторонним движением на дорогах. В метро Дели запрещено делать фото и снимать видео.

Вагон «только для женщин»

При Делийском метрополитене существует единственный в Южной Азии музей метро и железной дороги. Идея создания музея пришла исполнительному директору метрополитена Ш. Ануй Даял во время посещения музея транспорта в Лондоне в 2008 году. Для создания музея была создана специальная группа и уже 31 декабря 2008 года музей с первыми информационными панелями распахнул свои двери. Ежедневно музей пополняется новыми экспонатами, а количество посетителей только увеличивается.

В музее метро и железной дороги в Дели

Все изображения взяты из открытых источников.

2
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Пётр Новиковmikhail_gruzdev_110 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
mikhail_gruzdev_110
Участник

«Из аэропорта первый поезд отправляется (тут похоже забыли дописать текст) , все остальные станции открываются в 5 часов утра работают до 23:30.»