15 марта 2020, 09:50

Сегодня наш рассказ об одной из самых интересных транспортных систем Китая. Гонконгский метрополитен – современный вид городского общественного транспорта с кондиционированным воздухом, почти стерильной чистотой, удобными пересадками, бесшумными вагонами и четким ритмом движения. Его строительство началось в 1979 году, а сегодня линии охватывают весь огромный мегаполис и позволяют быстро и комфортно добраться до многих достопримечательностей, особенно в часы пик, когда весь наземный транспорт замирает в утренних и вечерних пробках. Неудивительно, что многие жители Гонконга, даже весьма состоятельные и высокопоставленные, предпочитают пользоваться подземкой, чтобы сэкономить собственное время и нервы.

В настоящее время транспортная система Гонконга за год перевозит около 1,7 млрд человек (почти 5 млн в сутки). Она состоит из 111 станций метрополитена, расположенных на 10 линиях общей протяжённостью 193,2 км, линии аэроэкспресса длиной 35,2 км с 5 станциями и сети ЛРТ, состоящей из 12 линий с 68 станциями и имеющей общую протяжённость 36,2 км. С 2000 года Гонконгским метрополитеном управляет компания MTR (Mass Transit Railway) Corporation. Как сам Гонконг сохранил свою обособленность от Китая, а его жители – уникальные менталитет и культуру, так и гонконгское метро, при многих схожих с другими китайскими метрополитенами чертах, не похоже ни на одно из них.

Гонконг – город благоприятный во всех отношениях для бизнеса благодаря высокому уровню защиты инвестиций, особому свободному экономическому статусу и ряду государственных программ по поддержке коммерческой деятельности. Ещё в 1950-х годах он стал крупнейшим финансовым рынком Азии. Этому способствовали его выгодное географическое положение, фактическая автономность от КНР (хотя официально Гонконг числится под суверенитетом Китая с 1997 года) и ряд исторических моментов.

Резкий подъем экономики и численности населения начался после образования КНР, когда Гонконг остался единственным мостиком, соединяющим коммунистический Китай с капиталистическим миром. Вместе с ростом населения пропорционально увеличивался и пассажиропоток на транспортных магистралях. Решением проблемы перегруженности автомобильных дорог и повышения мобильности граждан стало строительство метро. Первая линия была открыта в 1979 году. Специально для соблюдения планов строительства и дальнейшего управления новой транспортной системой учредили подконтрольную государству организацию MTR Corporation. Несмотря на её приватизацию в 2005 году, доля государства осталась подавляющей – 76,65%. MTR отвечает за развитие и эксплуатацию всего рельсового транспорта в специальном административном районе Гонконг. Станций глубокого заложения в Гонконгском метрополитене больше, чем в любом другом метро на территории КНР: сказались непростой ландшафт и геология.

Метрополитен Гонконга изначально был спланирован с учётом его интеграции в сеть городских и пригородных электричек. На сегодняшний день Гонконг обладает сложной и высокоразвитой системой общественного транспорта, которой ежедневно пользуется более 80% населения. В единую сеть включены скоростной трамвай, автобусы, паромное сообщение между островной и материковой частью, фуникулёр, соединяющий центр города с пиком Виктория и линия аэроэкспресса. По тротуарам проложены бесконечные эскалаторы и траволаторы. Бюджет Гонконга позволял и позволяет развивать инфраструктуру с максимальным учётом любых требований и факторов, а ещё – оснащать по последнему слову техники.

Однако надо отдать должное властям Гонконга: они тратят баснословные деньги с умом, в приоритете комфорт и безопасность людей, и увеличение пропускной способности транспорта. Яркий пример – бесконтактная карта «Октопус», работающая по принципу радиочастотной идентификации и использующаяся в электронной платёжной системе Гонконга ещё с 1997 года.

Это сейчас уже никого не удивить бесконтактной оплатой, а более двадцати лет назад это было сродни чуду. Разработали и внедрили карту, прежде всего, для сокращения очередей на входе в метро. Сейчас «Октопус» используется не только в транспорте, но и в магазинах, кафе, а также в качестве карт доступа в учреждения и школы. Путешествовать по «Октопусу» примерно на треть дешевле, чем по обычным билетам. Сама стоимость проезда в метро зависит от расстояния, линии, дней недели и времени поездки, и может варьироваться от 3,5 до 23 гонконгских долларов (от 30 до 210 рублей). Продажа билетов – пластиковых карт, которые надо опустить в валидатор на выходе – полностью автоматизирована: касс в гонконгском метро нет. Автоматы по продаже билетов сами рассчитывают стоимость поездки, достаточно просто указать пункт назначения. Скидки существуют для детей и пенсионеров, а малыши до трёх лет проходят бесплатно. Поскольку возраст ребёнка определить иногда весьма затруднительно, то около валидаторов есть линейка в виде жирафчика: встал на линейку, поместился в её размеры – билет можно не покупать. Отдельные виды проездных предусмотрены для туристов. Последнее десятилетие Гонконгский метрополитен является самым доходным в мире: возврат денежных средств от продажи билетов составляет 190% в соотношении с комплексными затратами на его содержание и развитие.

С точки зрения заботы о пассажирах, в гонконгском метро прекрасно всё! Идеальная чистота как на станциях, так и в поездах. В метро запрещено курить, есть и пить. К нарушителям закона тут безжалостны: штрафы за курение составляют от 40 тысяч рублей, за еду и напитки вне пакетов – от 8 тысяч рублей. Если же захочется перекусить в дороге, на самих станциях всегда можно найти полноценное кафе или потерпеть до выхода. Ведь как почти во всех метрополитенах Китая, входы и выходы в гонконгскую подземку часто располагаются в торговых центрах с кучей ресторанчиков и закусочных. Магазинчики, банкоматы и даже химчистки также есть в самом метро. Вот только туалеты не на всех станциях имеются, но власти объясняют это сложностями с санитарными нормами и подводом канализации. Мусор пассажиры сами сортируют по урнам, для которых отведены спецзоны на платформах и в переходах. Из технических новинок – роботы, каждый час протирающие перила эскалаторов антибактериальным составом. Все остальные поверхности тем же составом и столь же часто протирают служащие. Подвижные составы подвергаются санитарной обработке дважды в сутки. Отлично налажена система кондиционирования воздуха: на станциях и в вагонах всегда поддерживается комфортная температура, при этом исключены сквозняки. Помимо охлаждения, сплит-системы очищают воздух через предустановленные обеззараживающие фильтры.

Ещё на стадии проектирования были продуманы удобства для маломобильных пассажиров: широкие турникеты, лифты, тактильные панели, специальные пандусы и платформы для посадки и высадки, площадки для инвалидных кресел в вагонах. Билетные автоматы издают определённый сигнал, чтобы их было проще обнаружить слабовидящим пассажирам, все кнопки снабжены шрифтом Брайля, а все действия сопровождаются голосовыми сообщениями. Звуковым сигналом оповещают пассажиров о своём местонахождении и все эскалаторы. Станции, построенные в более ранний период, естественно, были реконструированы и переоснащены.

Почти все переходы между линиями были задуманы кроссплатформенными для упрощения навигации. Тем не менее, если уж переход существует, то он будет очень долгим: чтобы пассажиры не «утомились в дороге», все они оборудованы траволаторами. Заблудиться в гонконгском метро сложно: множество ярких напольных, настенных и потолочных указателей – на китайском и английском – направят к нужному выходу или линии. Даже на движущихся поручнях эскалаторов есть указатели. На огромных дисплеях на каждой станции в перерывах между новостями, кулинарными шоу и прочими развлекательными программами даётся максимально полная информация о маршруте: время прибытия поезда, сколько пассажир затратит на поездку, где и на какие линии он может совершить пересадку и т.д. Столь же информативны и многочисленны световые указатели и дисплеи в вагонах, а все остановки дублируются речью на двух языках. Со станций метро не один выход, а несколько, каждый выход обозначен своей буквой латинского алфавита, а под ней обязательно будет монитор или стенд с пояснением, куда данный выход ведёт, описанием и фотографиями достопримечательностей, которые находятся наверху. Такое буквенное обозначение, кстати, очень удобно: достаточно запомнить букву выхода и ориентироваться по указателям. Если уж вам удалось потеряться в метро Гонконга, всегда можно смело обращаться к сотрудникам метрополитена: знание английского языка на очень высоком уровне – одно из жёстких условий при приёме на работу. С поддержанием высокого уровня клиентского сервиса тут очень строго: за простую жалобу могут уволить.

Несмотря на колоссальный пассажиропоток, в метро Гонконга нет давки и особого ажиотажа даже в часы пик. Люди не толпятся на платформе, а спокойно выстраиваются в очередь около указателей, отмечающих места посадки. Закон «сначала выходят – потом входят» соблюдается неукоснительно. Когда пассажиров очень много, на платформы выходит специальный человек, который дополнительно управляет посадкой и не допускает хаоса. Стеклянные платформенные ограждения и двери установлены из соображений безопасности пассажиров. Из тех же соображений на каждой ступени полотна эскалаторов есть разметка в виде ступней, говорящая о том, где вы правильно, а главное безопасно, должны стоять.

 Ещё один приятный момент в гонконгской подземке: отправляясь в аэропорт, вы можете пройти регистрацию на свой рейс прямо на станции метро, там же сдать багаж и продолжать путь на комфортабельном экспрессе с одной лишь ручной кладью. В последнее время на станциях стали устанавливать автоматы по выдаче электронных книг с обширной библиотекой на каждом гаджете – за символическую плату её можно взять в поездку, а перед выходом сдать в такой же автомат.

Гонконгское метро – самое бесшумное в мире. На станциях и в вагонах такая тишина, что можно спокойно разговаривать с собеседником или по телефону. На платформах это достигается в большей степени за счёт уже упомянутых стеклянных экранов. Плюс новейшие системы шумоподавления как в самих поездах, так и при прокладке рельсового полотна. На данный момент парк подвижного состава представлен пятью типами поездов самых разных производителей. Старейшие из составов построены на заводе Metro Cammell в Бирмингеме в 1976 году, однако все поезда данного типа прошли настолько полномасштабную модернизацию, что устаревшими их назвать сложно. Также курсируют поезда, изготовленные на заказ на заводах Bombardier Transportation, Mitsubishi Heavy Industries, Changchun Railway Vehicles и Hyundai Rotem. Почему на заказ? Дело в том, что, во-первых, в метросети Гонконга ширина колеи различается от линии к линии, 1432 мм и 1435 мм, а во-вторых, как уже говорилось выше, основным требованием к поездам является высокая пассажировместимость и пропускная способность. Поэтому вагоны на всех линиях (кроме аэроэкспресса в аэропорт и Восточной линии) удлинённого типа и имеют по пять очень широких дверей с каждой стороны. Количество сидячих мест сокращено в пользу стоячих. В среднем, скорость движения поездов достигает в среднем 140 км/ч.

Отдельного упоминания стоят линии Дисней и Восточная. 3,5-километровая Disneyland Resort Line доставляет пассажиров прямиком в одноименный парк развлечений, с 2005 года занимающий целый остров. Главная особенность линии в том, что по ней поезда – как раз те самые модернизированные составы Metro Cammell – курсируют без машиниста. Пока это единственная полностью автоматизированная линия в метро Гонконга. Дизайн станции Диснейленд и оформление поездов выполнены в тематике парка. В вагонах окна и поручни – в форме головы Микки Мауса, установлены изогнутые мягкие диванчики мультяшной расцветки, а интерьеры украшены статуэтками диснеевских героев.

Восточная линия хоть и включена в метросеть, больше походит на пригородный экспресс. По ней курсируют поезда повышенной комфортности, стоимость проезда – в два раза выше обычного. Дело в том, что обе конечные станции этой линии находятся на границе с материковым Китаем. Если вы планируете побывать на «большой земле», приготовьте визу и вагон терпения: покинуть станцию можно через небольшой коридор, который заканчивается КПП, где проверяют визы, и там всегда очередь. После проверки надо пройти по другому длинному коридору с «односторонним» движением. Добравшись до выхода, вы окажитесь на территории материкового Китая, недалеко от метро города Шэньчжэнь.

Интересно, что то ли по причине азиатского менталитета, то ли из-за иных приоритетов, но гонконгский метрополитен, как, кстати, и все китайские, совершенно ничего из себя не представляет с точки зрения архитектуры: простой утилитарный дизайн, все станции однотипны, колонные по конструкции и закрытого типа, и различаются исключительно по цвету. Всё художественное оформление сведено к огромному количеству рекламных баннеров, плакатов и плазменных мониторов. Правда, в последние годы в метро Гонконга стали проводить камерные концерты, выставки, представления и презентации. А в дизайне будущих станций, информация о которых просочилась в сеть, MTR планирует использовать фотографии, репродукции известных произведений искусства и даже живые растения.

Все фотографии взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о