29 августа 2021, 10:00

Столица Аргентины обычно ассоциируется с именем Эвиты, танго или футболом. «Порт нашей Госпожи святой Марии Добрых Ветров» – так звучит историческое имя Буэнос-Айреса. Это без преувеличения один из самых красивых и противоречивых городов Южной Америки: рядом с современными небоскрёбами сохранились старые испанские кварталы, а с фешенебельными районами контрастируют многочисленные бедные районы и трущобы. Старая часть города с её колониальной архитектурой напоминает одновременно Париж, Лондон и Мадрид, а новые районы – это современный город с многоэтажными зданиями и небоскребами. Местные жители называют себя «портеньос» – «люди из порта», подразумевая, что практически все они – иммигранты или их потомки. Во многом это определяет «лицо» города: он очень большой и очень разный.

Буэнос-Айрес – административный, культурный и экономический центр Аргентины и один из крупнейших городов Южной Америки

Разговоры о необходимости сооружения внеуличного транспорта в столице Аргентины начались ещё в конце ХІХ века, поскольку трамваи уже не справлялись с увеличивающимися пассажиропотоками. Кроме того, трамвайная сеть, недостаточно охватывала разраставшийся город. Строительство метро планировалось осуществить за счёт государственных субсидий. Первые предложения по созданию метро были сделаны в 1886 году, однако скоро стало понятно, что запрашиваемой суммы не хватит, и она была увеличена. После этого был отправлен запрос на разрешение строительства в Министерство внутренних дел, но тогда власти не дали разрешения на строительство метро. В 1909 году городской парламент подписал договор с Англо-Аргентинской трамвайной компанией (СТАА) на сооружение и эксплуатацию в течение 80 лет трёх линий метрополитена: от Майской площади до здания Первой хунты (сейчас это линия А), от Конститусьон до Ретиро (сейчас это линия С) и от Майской площади до Палермо (сейчас это линия D). Но компания СТАА успела построить только одну линию.

Строительство метро в Буэнос-Айресе (1912 год)

Линия А, первая линия метро в Латинской Америке, была открыта 1 декабря 1913 года. Поезда курсировали между станциями Plaza de Mayo и Plaza Miserere. Через год линия была продлена до станции Rio de Janeiro, а ещё через год – до станции Cabarita (с 1923 года она называется Primera Junta). В 1912 году конкурс на сооружение второй линии метро (В) выиграла компания Lacroze Hermanos. Однако, бюрократические формальности сильно затянули начало строительства. Только в декабре 1927 года было подписано соглашение, после чего сразу же началось строительство линии В, завершившееся 17 октября 1930 года. Линии A и B не пересекаются, а большую часть пути проходят параллельно и расположены друг от друга в нескольких кварталах. В первые годы их существования в Буэнос-Айресе было фактически две независимые системы метро. Связано это было с тем, что линию B строила и эксплуатировала другая компания, и на долгое время линии были конкурентами.

Викторино де ла Пласа на открытии метрополитена в Буэнос-Айресе

В 1932 году Испано-Аргентинской организацией общественных работ и финансирования было начато строительство третьей линии метро (C), первый участок которой был открыт 9 ноября 1934 года. В конце 1930-х годов все линии метро были национализированы и объединены под руководством транспортной корпорации Буэнос-Айреса (CTBA), которая в 1952 году была поглощена главной администрацией транспорта Буэнос-Айреса (AGTBA), а в 1963 году реорганизовано в «Метрополитен Буэнос-Айреса» (Subterráneo de Buenos Aires). Четвёртая линия: D открылась в 1937 году, а пятая E в 1944 году. После чего, развитие метрополитена Буэнос-Айреса адолго приостановилось, и возобновилось лишь в конце XX века. Линии D и E шли от центра к окраинам, причём линия D также соединяла линии A и B. В 2007 году были открыты первые станции новой линии H, являющейся вторым контуром.

Метрополитен Буэнос-Айреса насчитывает 90 станций, расположенных на шести подземных линиях, а также 18 станций на линии легкорельсового транспорта Premetro

Сегодня метрополитен Буэнос-Айреса состоит из шести линий, обозначаемых латинскими буквами (A, B, C, D, E и H) и разными цветами, на которых расположены 90 станций. Общая длина путей составляет 56,9 км. На дальнюю перспективу проектируются три новых линии. Вместе с ними длина путей метрополитена составит около 90 км, а количество станций достигнет 135. Западное направление (зона малоэтажной застройки), не охваченное метро, обслуживают Метробусы – автобусы, курсирующие по выделенной полосе. Помимо метрополитена в Буэнос-Айресе есть линия лёгкорельсового транспорта Premetro протяженностью 7,4 км, открытая в 1987 году). Она обслуживает юго-западную часть города от конечной остановки линии E на площади Plaza de Los Virreyes.

Все станции метрополитена Буэнос-Айреса – подземные, при этом большинство из них сооружены с боковыми платформами

Ежедневно метрополитен Буэнос-Айреса перевозит почти 2 млн пассажиров. Вся сеть метро является полностью подземной, даже все депо (кроме одного) – располагаются под землёй. При этом большинство станций расположено непосредственно прямо под проезжей частью. Большинство станций имеет береговые платформы (только несколько станций на линиях A, B и D имеют островные платформы), на которые лестницы ведут прямо с улицы. Поэтому, если пройти через турникет, то попасть на противоположную платформу можно только оплатив новую поездку. При этом надо помнить, что движение в метро Буэнос-Айреса – левостороннее, что тоже надо учитывать при выборе входа на станцию. На каждой станции есть подробная схема метрополитена и схема данной линии с указанием пересадок, а интерактивные табло показывают сколько осталось до прибытия поезда. На большинстве станций работают газетные киоски.

Станция Echeverría линии В метрополитена Буэнос-Айреса

С 1913 года метрополитен Буэнос-Айреса работал до часу ночи с интервалами между поездами в 4 минуты. Этот режим работы сохранялся до 1994 года, когда метро было приватизировано. Новый владелец, компания Metrovias, изменил часы работы, аргументируя это тем, что ему необходимо время для модернизации линий. Однако после завершения модернизации бывший график работы метрополитена так и не вернули. До пандемии метрополитен работал с 5 утра до 22:30–23:00, а в пятницу и субботу до 23:00–23:30. Сейчас метро открывается в 06:00 (по воскресеньям – в 08:00) и закрывается в 21:00–22:00 (в зависимости от линии и дня недели).

В метрополитене Буэнос-Айреса курсируют поезда различных типов и возраста

Для запуска метро в 1913 году власти Буэнос-Айреса заказали поезда в Бельгии. Вагоны La Brugeoise курсировали по линии А вплоть до 2013 года. В день столетия метрополитена их заменили на более современными вагонами. Сегодня на линии A эксплуатируются вагоны китайского производства (серия 200), выпущенные в 2012-2015 годах. С 1980-х годов в Буэнос-Айресе стали использовать вагоны Fiat Materfer аргентинского производства. В 1996 году было закуплено 128 вагонов Mitsubishi, эксплуатировавшихся с 1954 года в Токийском метрополитене (Eidan 500). Они используются на линии В и являются старейшими в мире вагонами метро в пассажирской эксплуатации. С 2015 года на линии В также используют вагоны CAF серии 6000 (производства 1990-х годов), приобретённые у Мадридского метрополитена. На линиях С и Е эксплуатируются вагоны Alstom (серия 100), которые в 2001-2009 годах изготавливались в городе Ла-Плата. Кроме этого, по линии С также курсируют вагоны, эксплуатировавшихся в 1965-1999 годах в японском городе Нагое. До этого с 1930-х годов использовались немецкие вагоны Siemens / Orenstein & Koppel. На линии Н с 2016 года используются вагоны Alstom (серия 300), которые с 2014 года изготавливают в Бразилии. На линии D вагоны Alstom-300 начали эксплуатироваться с июня 2017 года. Соответственно, внутри все вагоны выглядят по-разному, при этом некоторые поезда можно пройти насквозь. Сидения в вагонах преимущественно расставлены по периметру. Окна обычно открыты, а станции объявляют редко и не на всех линиях.

Путевая стена станции с островной платформой Juan Manuel de Rosas

Первые билеты на метро были аналогичны тем, которые использовались в трамваях того времени. Их проверяли на входе на станцию и забирали на выходе. С открытием второй линии метро в 1930-х годах на входе поставили турникеты, принимавшие обычные монеты, которые были в обращении. Впоследствии эта система оплаты была заменена жетонами, которые ввели 4 января 1962 года. 16 сентября 2000 года были введены магнитные карты Subtepass и бесконтактные карты Subtecard. Некоторое время жетоны и карточки сосуществовали.

На платформе станции Rio de Janeiro

В метро Буэнос-Айреса находится более 400 произведений искусства (фрески, мозаики, скульптуры), а некоторые станции признаны памятниками культуры.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о